Тренды в современном искусстве

Биеннале современного искусства Manifesta, наряду с Documenta или Венецианской биеннале, является одним из главных событий для глобального арт-сообщества. Куратор программы «Современное искусство» Британской высшей школы дизайна (БВШД) Михаил Левин со студентами посетил ключевые проекты биеннале и рассказал, какие тренды задала Manifesta’12. 

Исследовательский подход в художественной практике

Такой метод прослеживается как в работах художников, так и в организации мероприятия.

Концепция Manifesta’12, которая в этом году проходит в Палермо — «Земной сад. Культивирование сосуществования» — вдохновлена самим городом и, в частности, ботаническим садом Палермо, где расположились сразу несколько проектов. «На протяжении всей своей истории город Палермо был лабораторией многообразия и перекрестного опыления», — говорится в концепции Manifesta. — Непрерывная миграция, начиная с древних греков, арабов и норманнов и заканчивая сегодняшними выходцами из Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, постоянно меняла город и людей в нем».

Улицы Палермо

Как сообщают организаторы, работа над биеннале впервые началась с изучения города — исследованием занималось архитектурное бюро OMA, основанное Ремом Колхасом. Специально для биеннале OMA разработала сборник исследований «Атлас Палермо», который стал базой для более чем 40 художественных проектов.

Отличительной особенностью Manifesta всегда была активная работа с городским пространством, но в этом году по задумке организаторов биеннале «заселится в город в качестве лаборатории по изучению вызовов нашего времени и поиска признаков возможного будущего». Пути сосуществования представителей разных культур художники исследуют здесь, отталкиваясь от идеи сада — места, где разные растения приспосабливаются к жизни рядом друг с другом.

Темы: миграция и проблемы экологии

Тема вынужденных беженцев, миграции и рабства не могла не стать центральной на биеннале. Одна из запоминающихся работ — гора соли, насыпанная в полуготическом палаццо XVI века Форселла де Сето голландской художницей Патрисией Карсенхаут. Она напоминает о легенде, существовавшей на Карибах, согласно которой попавшие в рабство, могут съесть много соли, чтобы стать легкими и улететь в родную Африку.

Fallen Fruit, Theatre of the Sun

Группа «Упавший фрукт» из Лос-Анжелеса эффектно подошла к теме миграции, заклеив стены одного из залов Палаццо ярчайшими обоями, создающими впечатление райских кущ.

Фрукты, как и культура, движутся по всему миру с территориальной экспансией, транснациональной торговлей и миграцией людей. Семена переносятся ветрами, в прокладках одежды или в грузе, непреднамеренно. Плод не только естественный, но и культурный объект, даже «политический». Это особенно заметно в портовом городе Палермо.

AES+F, Mare Mediterraneum 

Теме миграции посвятили свою работу и российская арт-группа AES+F. Mare Mediterraneum — серия из девяти фарфоровых фигурок, окрашенных в традициях XVIII века, но представляющих современные сюжеты — говорит о том, что мы снова живем в эпоху глобальных перемен. Средиземноморье, как и в прошлом, является эпицентром этих событий. Мы видим массовую миграцию и вооруженные конфликты, а также блестящие проявления человечества и сопереживание.

Cristina Lucas, Unending Lightning

Древняя мечта человека о полетах стала реальностью в 1903 году. В 1909-м человек попал на борт воздушного судна, а в 1911-м, во время итало-турецкой войны произошла первая воздушная бомбардировка. С тех пор авиаудары продолжаются бесконечно. Проект Unending Lightning Кристины Лукас — это трехканальная видео-инсталляция, которая показывает карту воздушных бомбардировок гражданского населения. Все факты об участниках, жертвах, географии за последние пять лет собраны в базу данных несколькими исследовательскими группами.

Michael Wang, The Drowned World

Ботанический сад «Орто Ботанико» стал прибежищем художественно-экологических активистов, внедривших в идиллические заросли. От невинных гербариев из искусственных цветов до булькающего отвратительной иссиня-зеленой жижей фонтана — работа американца Майкла Вонга «Утопленный мир», напоминающая об опасности, исходящей от водорослей спируллина. 

Это работа, организованная как два элемента, связанных с органическим происхождением и текущими биологическими последствиями феномена индустриализации. Небольшой декоративный бассейн в Ботаническом саду светит зеленовато-синим светом. Живой монохромный цвет пула связан с цианобактериями, древними организмами, которые были одними из первых, кто проводил фотосинтез с использованием хлорофилла. Более двух миллионов лет назад их появление привело к биологическому процессу, посредством которого свет и воздух могут превращаться в органический материал. Этот процесс впервые выпустил значительное количество кислорода в атмосферу Земли. Поскольку он был токсичен для почти всех форм жизни, которые развивались до этого момента, атмосферный кислород вызвал наибольшее массовое вымирание в истории планеты. Леса, состоящие из растений, тесно связанных с теми, которые существовали в Каменноугольный период, растут среди промышленных руин старого газометра. Эти растения однажды образовали огромные болота, которые простирались по всей планете. На протяжении столетий их захороненные остатки придавали форму углю, используемому в этом самом газометре. Когда он нагревается и сгорает, этот уголь вновь выпускает воздух, который был захвачен более 300 миллионов лет назад, тем самым восстанавливая первозданную атмосферу.

Zheng Bo, Pteridophilia

Проект «Птеридофилия» Жен Бо из Китая исполнен, по словам автора, в новом стиле «экоквир». Яркий контрастный видео-проект расположился в темных зарослях Ботанического сала и повествует о любви между растениями и юношами.

Pteridophilia исследует экологический потенциал. Семь молодых людей входят в лес на Тайване и вступают в тесный контакт с папоротниками. Они занимаются любовью с растениями, ощущают текстуры друг друга, ароматы и удовольствия. Они полагаются на органы, а не на язык, чтобы инициировать аффективные отношения. Папоротники обитают на Тайване. Они были обнаружены коренными племенами, но их игнорировали японские колонизаторы и иммигранты с материка. Только когда мы расширяем наше воображение, мы можем научиться ценить сложное существование всех живых существ. Только тогда мы научимся жить более разумно на этой планете.

Медиумы: фото, видео, site-specific и «реди-мэйд»

Всё больше художников используют перечисленные медиумы в своих работах, а site-specific проекты являются «фирменным» знаком Manifesta.

Таус Махачева, «Байда», фрагмент работы

Цифровые проекты представили и российские художники. Таус Махачева привезла на биеннале видео-проект «Байда», а Сергей Сапожников запечатлел на Polaroid интерьеры разлагающегося благородного дворца Palazzo Butera, которые «транспортировал» на родину в Ростов-на-Дону. 

Lydia Ourahmane, The Third Choir

Одним из наиболее ярких примеров реди-мейда можно назвать проект «Третий хор» Лидии Орамане. Это звуковая установка, состоящая из 20 пустых нефтяных бочек компании Нафталь, вывезенных из Алжира в 2014 году. Нафталь является дочерней компанией Sonatrach — второго по величине дистрибьютора сырой нефти в мире и поставщика BP, Total и Chevron. Объекты передают чувство политики иммиграции, воплощая бюрократический процесс передвижения, географически имитируя то же путешествие в Европу. Они поднимают вопросы относительно значения этих явлений для социальных и политических структур в Алжире, беспорядков, которые приводят к явлению незаконной иммиграции. «Третий хор» стал первым экспонатом, который был законно вывезен из Алжира с момента введения ограничений на движение искусства в 1962 году после освобождения Алжира от Франции.

Rayyane Tabet, Steel Rings

Проект «Steel Rings», отсылающий к Трансарабскому трубопроводу (TAPLine), который перегонял нефть из Саудовской Аравии в Ливан через Иорданию, Сирию и Голанские высоты с 1950 по 1983 год. Из-за социально-политических преобразований региона компания была распущена, а трубопровод остановлен. Сегодня это единственный физический объект, который пересекает границы этих пяти политических образований. Скульптура, реплицирующая трубопровод, имеет такой же диаметр и толщину, что и оригинал.

Еще одним трендом, ярко прослеживающимся на Manifesta'12 (и не только), можно назвать активное внедрение художественных проектов в не профильное музейное и общественное пространство. Четыре основных секции биеннале размещены на разных площадках города. Проекты секции «Город на сцене» разбросаны по всему Палермо. Помимо Ботанического сада, важной частью биеннале стали площадь Пьяцца Маджоре, церковь Санти Эуно э Джулиано, палаццо Бутера, а также Театр Гарибальди, где проходят мероприятия публичной программы. 

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: