В прошлом, когда о планировочной структуре города господствовал периметральный принцип, основную роль в организации его пространства играли главные фасады зданий. Собственно, из характеристик этих фасадов складывался архитектурный облик города, поэтому все вопросы, относящиеся к внешнему виду здания, сводились в теории архитектуры в основном к разработке его главного фасада. Застройка современного города формируется исходя из системы открытых и полуоткрытых пространств. Пространства улиц, и площадей, образуя многочисленные «рукава» и «лагуны», обтекают здания с разных его сторон. При этом выявляются стены не только продольного фасада, но и торца. В этом случае в формировании архитектурного пространства активно участвует как фасад, так и торец здания.
Торцы в застройке города
- Текст:Ф. Уманцев3 ноября 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Однако, если внедрение новых принципов планировки способствовало расширению возможности воздействия здания на пространственную среду, то происходившие одновременно с этим изменения в его архитектурно-технической структуре заметно суживали их. Дома с традиционными конструктивными системами из кирпича или камня, в которых наружные стены несли основную нагрузку, отличались в прошлом, несмотря на оконные проемы, большой материальной плотностью. Обладая определенной монументальностью, они могли с большой силой противостоять примыкающему пространству. Но с развитием архитектуры все больше усиливалась тенденция к расширению связи здания с окружающей природной средой, к преодолению его отчужденности. В условиях в основном ручного труда эта тенденция могла проявляться главным образом в разработке пор тиков, колоннад, различных западающих и выступающих формах, статуях, рельефах, росписях.
В период индустриализации строительства появилась возможность осуществлять взаимосвязь здания с внешним пространством путем использования эффективных материалов и конструктивных систем. Расширились в связи с этим конструктивные возможности для устройства лоджий, эркеров, частичной и полной замены наружных стен поверхностями стекла.
В архитектуре прошлого оконные проемы равномерно чередовались с глухими простенками, и поэтому не разрушали монументальности стены.
В современной же архитектуре типичным стало контрастное сопоставление больших поверхностей стекла с глухими плоскостями стен. Такие решения стали применяться даже там, где это не всегда оправдано.
Массив Русановка. Ул. Энтузиастов. Архитекторы В. Ладный, Г. Кульчицкий
В борьбе с дематериализацией архитектурной формы зодчие искали соответствующие средства и в области градостроительных решений. Границы улиц и площадей оказались сильно ослабленными в связи с потерей зданиями монументальности и в связи с образованием разрывов между зданиями. Вместе с тем неизмеримо выросли масштабы урбанизированного пространства. В этих условиях важную, а иногда даже исключительную роль в пространственно-планировочной структуре застройки стали играть торцы домов, воздействующие на зрительное восприятие пространства.
Фронт зданий правой стороны проспекта Воссоединения (массив Березняки) «укреплен» торцами всего лишь четырех, расположенных на большом расстоянии друг от друга, 16-этажных домов. Этого оказалось достаточным, чтобы всему пространству придать четкую ясную структуру. Правда, глухие плоскости торцов обычно придают некоторую сухость застройке. Желая избежать этого, архитекторы разместили на расположенных рядом торговых зданиях большие мозаичные композиции.
В архитектурной композиции улицы Энтузиастов (массив Русановка), отделенной от проспекта Воссоединения только каналом, также важная роль отведена торцом. Два спаренных торца, господствуя над всей застройкой, придают ее центральной части торжественный вид. Отражаясь в воде канала, они, подобно специально воздвигнутым монументальным пилонам, открывают дорогу во внутреннее пространство массива.
Можно с полной уверенностью сказать, что именно торцы на проспекте Воссоединения и улице Энтузиастов являются остовом, организующим и определяющим образно-ритмический строй жилых домов.
В практике строительства накоплен значительный опыт использования торцов для решения архитектурно-художественных задач. Разработаны формы сопряжения торцов. Торцы, фронтально расположенные вдоль красной линии, как уже отмечалось, даже на большом расстоянии друг от друга могут «удерживать» пространство улицы в строго определенных границах. Сомкнутый строй из нескольких торцов по типу «гребенки», как известно, придает пространству жилой застройки определенный динамизм. Еще более выразительны сопряженные торцы, выступающие последовательно один за другим: по такому принципу скомпонованы три торца высотных зданий, завершающих композицию Русаковского массива со стороны гидропарка. Здесь торцы существенно обогащают силуэт на важнейшем участке города.
Структура из трех сопряженных торцов широко используется в новых жилых районах Киева—массивы Березняки, Лесной, Никольская Борщаговка.
Торцы жилых домов. Броварское шоссе. Архитекторы И. Жилкин, А. Заваров, М. Гречина, И. Мезенцев, С. Вайнштейн, А. Кельмишкайт, И. Подольский и др.
Для формирования динамической структуры пространств большого градостроительного значения применяются не только отдельные группы, но и целые циклы ритмически сгруппированных торцов. На Броварском шоссе — крупнейшей артерии левобережного Киева, такую роль выполняют повторяющиеся группы из трех торцов 16-этажных домов, расположенных под углом к магистрали.
Включая в композицию застройки отдельные торцы или группы сопряженных торцов, можно усиливать или ослаблять их действие в зависимости от характера обработки поверхности (при этом следует учитывать, что структура продольного фасада, попадающего в попе зрения вместе с торцом, тоже влияет на характер его действия). Вполне понятно, что наибольшей силой воздействия на пространство обладает гладкая плоскость глухого торца светлых тонов. Зрительный эффект заметно слабеет, когда поверхность торца дробится швами панелей, членится горизонталями, офактуривается (например, керамической плиткой или кирпичной кладкой) или окрашивается в цвета темного тона. Торец, расчлененный оконными проемами или лоджиями, почти «но работает» на пространство. Однако приемы, ослабляющие монументальные свойства торца как плоскости, можно с успехом использовать для усиления его роли как декоративного мотива в композиционно-планировочной структуре площади или улицы.
На характер и силу зрительного воздействия торца влияют также его размеры, соотношение сторон, форма. Проектировщиков, стремящихся к пластическому решению объема здания, не всегда удовлетворяет прямоугольная форма торца. Ограничивая (там, где этого требует ситуация) монументальное воздействие торца на пространство, они путем конструктивных средств придают ему выразительные очертания, усиливающие декоративные свойства. Одним из примеров может служить выразительное решение торца здания Торгово-экономического института (архитекторы И, Сигалов, В. Дризо), построенного в Киеве в 1973 г.
Необходимость «приглушить» торец возникает чаще всего там, где ему противостоит небольшое пространство или когда основную роль играет продольный фасад, как, например, в здании гостиницы «Лыбедь».
Массив Лесной. Ул. Курчатова. Архитектор П. Петрушенко
Однако возникающая в ряде случаев необходимость ослабить действие торца не должна выражаться в его нивелировании. Правая сторона улицы Курчатова (массив Лесной) построена на чередовании групп из трех фронтально расположенных торцов и дома-пластины большой протяженности. В связи со сравнительно небольшой шириной улицы необходимо было погасить действие сомкнутых групп торцов: они расчленены оконными проемами и навесными лоджиями. С таким решением можно было бы согласиться, если бы при этом в истолковании торцов сохранялись — в сравнении с продольными фасадами — свойственные им специфические индивидуальные черты. Поскольку эти условия не были соблюдены, то застройка правой стороны, несмотря на участие торцов, стала однообразной, невыразительной. И это при том, что в других частях массива архитектор ищет и находит интересные, выразительные решения (архитектор П. Петрушенко).
Взаимосвязь торца и продольного фасада должна строиться не на тождестве, а на контрасте или нюансе. При тождестве их обработки торец обезличивается. В современном жилом доме нет парадного фасада и в этом смысле асе его стороны равноценны. Однако в формировании пространственной среды, как уже отмечалось, торец и продольный фасад выполняют далеко не тождественную роль. Поэтому обезличивание торца может быть оправданным лишь в особых случаях: например, когда одинаковая обработка фасадов и торцов или опоясывание всего здания лоджиями могут хорошо подчеркнуть его островное положение в композиции комплекса, а также когда торец не вписывается в ритмическую структуру уже существующей застройки.
К сожалению, в последние годы обезличивание характеристики торца превратилось чуть ли не в моду. Несомненно, что одна из причин этого—реакция на большое количество допущенных ошибок. Нередко просчет в истолковании торца приводит к разрушению целостности ансамбля. Немалое влияние на обезличивание торцов оказали и скептические высказывания о целесообразности использования торца в формировании облика улицы или площади. Появился даже специальный термин, клеймящий такую практику, — «торцизм».
Здание торгового центра Брест-Литовский проспект. Архитекторы М. Будиловский, В. Ладный, З. Хлебникова, художник И. Литовченко, В. Прядко, В. Ламах, Э. Котков
Другая причина нивелирования торца — в стремлении гусю членить все поверхности профилями, лоджиями, балконами, не оставляя на здании ни одной гладкой плоскости. Бели монотонность нерасчлененной поверхности фасада удручала, то теперь его перенасыщенность ритмическими элементами крайне утомляет и раздражает: от этих членений, как говорят, «рябит в глазах». К тому же в однотипной застройке перенасыщенность членениями тоже ведет, в конечном итоге, к однообразию. Чрезмерное увлечение членениями фасадов и торцов стало, к сожалению, характерной чертой многих здании новых массивов в Киеве — Никольской Борщаговки, Минского шоссе. Эта тенденция проводится и в строящемся экспериментально-показательном массиве Оболонь.
Среди эффективных приемов создания выразительных торцов важная роль принадлежит монументально-декоративной живописи.
Однако художник-монументалист только тогда сможет найти живую убедительную связь между росписью и торцом, если будет ясно понимать и учитывать его роль в организации примыкающего пространства. Там, где торец расписывается так же, как и всякая другая плоскость, — без учета специфики его «работы» в конкретных условиях градостроительных — ни о каком синтезе не может быть и речи.
Среди ранних работ в качестве положительного примера хочется вспомнить роспись Дворца пионеров в Москве. Ее исполнители вместе с архитекторами уделили значительное внимание формированию определенной структуры взаимосвязи здания с окружающей средой. Если росписи и рельефы выполнены на центральном фасаде динамично, с расчетом усиления его действия на открывающееся перед ним большое пространство, то на тыльной стороне здания, которая выходит в сторону сквера и площадок для игр, изобразительные мотивы, как и сама облицовка стены силикатными кирпичами, помогают сдерживать действие торцов. Благодаря этому зона восприятия оказывается расположенной в непосредственной близости от них.
Мозаичное панно «Ядерная энергия». Институт теоретической физики. Архитекторы Л. Шкарупа, Р. Добровинский, Л. Шовкунова, художник И. Марчук
Большая возможность градации при помощи росписи силы воздействия торца на пространство позволяет в ряде случаев исправлять недочеты, допущенные при планировке застройки. Так, например, на Русанояском массиве огромная торцовая стена школы непосредственно примыкает к дворику детского сада. Но мозаичная роспись с мелкомасштабными изображениями фигурок детей, птиц, цветов, выполненная в декоративном плане, позволила придать необходимую «камерность» стены и создать уют (художники Г. Мороз, Т. Мороз). Этому способствует и приглушенная красочная гамма с отдельными вкраплениями красного, синего, зеленого цветов.
Однако даже тогда, когда перед торцом находится большое открытое пространство, художник обязан корректировать воздействие композиции на основании учета всех обстоятельств. Понимание этого нашло свое выражение в мозаичной росписи торца спортивного корпуса школы им. Т. Г. Шевченко по ул. Шпака (художники И. Марчук, О. Рапай). Тема росписи — «книга — источник знания» — решена в непосредственной связи с жизнью школы. Поэтому художники установили две градации для восприятия композиции: содержание в ней истолковано так, чтобы оно могло восприниматься на близком расстоянии, а декоративно-цветовое решение — на близком и далеком.
В больших возможностях цвета усиливать воздействие торца на пространство наглядно убеждает мозаичная композиция «Ядерная энергия» на торце одного из корпусов Института теоретической физики АН УССР. На фоне ослепительно белой стены с предельной силой звучат локально решенные красные, синие, зеленые, золотисто-желтые плоскости. Хотя данная мозаика работает в унисон с торцом, но вместе с тем она, пожалуй, чрезмерно усиливает его действие, слишком «вырывает» из окружающей застройки. Такое чувство, возможно, не возникло, если бы роспись была поддержана красочными акцентами в других местах ансамбля.
Несравнимо больший просчет иного характера допущен в мозаичных композициях на торцах жилых домов по проспекту Дружбы народов. Эти торцы, скомпонованные выступами типа «гребенки», обращены в сторону открытого пространства. Однако мозаичные композиции, выполненные в верхней части торцов, оказались маломощными для такого пространства. Художники не нашли в своей палитре красок с достаточной светосилой. Не способствует выразительности произведений также и чрезмерная стилизация рисунка.
Торцы жилых домов. Проспект Дружбы народов. Архитектор В. Сазанский, О. Уманец, М. Царапкина, художники В. Лобанов, А. Воробьев
Говоря о разных формах взаимодействия росписи и торца, нельзя не упомянуть о мозаиках на важнейшей магистрали Киев — Брест-Литовский проспект. Шесть широких торцов (пятиэтажных зданий), расположенных в виде лесенки под углом к магистрали, не обладают такой силой монументального воздействия, как уже упоминавшиеся торцы высотных домов по Броварскому шоссе. Не совсем удачно найден угол, под которым эти жилые дома обращены к проспекту. Поэтому слишком широко оказались открытыми в его сторону малоинтересные, расчлененные лоджиями продольные фасады. Для того чтобы торцы не вырывались вперед, их сила воздействия приглушена кирпичной кладкой. Это усилило значение торцов как декоративных мотивов в застройке проспекта. На таких торцах более уместными могли быть мозаики, выполненные в декоративной манере. Созданные на двух средних торцах композиции, обладая большой силой монументального звучания, отличаются крайне усложненным для восприятия, символически истолкованным содержанием.
Один из весьма действенных приемов создания выразительных торцов и организации пространственной среды заключается, как известно, в цветовом их решении. При сравнительно небольшой затрате средств и усилий этот способ позволяет достичь значительного эффекта, но применяется он все еще редко. Например, в одном из более ранних жилых образований — Воскресенском массиве (архитектор М. Либерберг) — значительная часть застройки состоит из однотипных 5-этажных домов с глухими торцами. А как бы преобразился, насколько более радостным стал этот район, если бы не единичные, а все торцы в соответствии с единым колористическим замыслом были решены в цвете, и звучание каждого торца было, в свою очередь, поддержано окраской оконных и дверных рам, башлыками лоджий, экранами балконов!
В связи с высказанными в статье положениями думается, что проблема торца в городской застройке заслуживает серьезного внимания. Она должна найти в теории архитектуры свое место среди других вопросов, выдвигаемых практикой современного градостроительства.
На обложке: Мозаичное панно на торце средней школы им. Т. Г. Шевченко по ул. Шпака. Художники И. Марчук, О. Рапай
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: