Архитектурный факультет КИСИ

Здание архитектурного факультета запроектировано на территории Инженерно-строительного института из расчета приема на первый курс 125 студентов. Оно примыкает к корпусу спортзала и увязано с ним по масштабу, высоте и членению масс. Основную группу помещений составляют 30 чертежно-проектных аудиторий, четыре зала рисунка и живописи, скульптурная мастерская, поточная аудитория на 150 мест, библиотека на 30 тыс. томов с читальным залом, архитектурные кафедры, деканат, макетно-модельные мастерские, а также ряд вспомогательных, служебных и технических помещений.

В основу планировочного решения здания положены прогрессивные принципы организации технологии учебного процесса, в соответствии с которыми за каждым студентом закрепляется постоянное рабочее место в чертежнопроектной аудитории, предназначенной, кроме курсового проектирования, для проведения семинарских занятий и чтения лекций по смежным дисциплинам.

Особое значение для создания образа здания имело использование цвета и облицовочного материала. В основу колористического решения здания положен коричневый цвет. Умело найдено сочетание глазурованных поверхностей насыщенного коричневого цвета, матового разбеленного пастельного тона керамической плитки и теплого тона анодированного алюминия, который применен для облицовки фасадных стен рисовальных классов. Введение для покраски металлических конструкций козырька холодного синего цвета акцентирует главный вход в здание и обогащает общее цветовое решение комплекса. Главным композиционным и организующим началом интерьера является трехсветное пространство вестибюля-рекреации, которое предназначено для выставок, проведения массовых мероприятий и выполнено в темных тонах. Исходя из требования равномерной освещенности, универсальности использования и гибкости планировки, в чертежно-проектных аудиториях применена система верхнего освещения специально запроектированными зенитными фонарями с жалюзийным зашториванием. Такое решение дало возможность создать емкую структуру с размерами в плане 57X114 м и отметкой пола верхнего этажа +7,20, позволяющую достичь высокой эффективности использования территории. Конструктивной основой здания являются большепролетные 12-метровые преднапряженные панели коробчатого сечения, которые используются как воздуховоды, 9-метровые Т-образные и 6-метровые круглопустотные панели, опирающиеся на кирпичные стены. Единство функции и формы, органичность решения градостроительных, функционально-планировочных и эстетических задач сыграло основную роль при создании композиции здания. Безусловно, авторам удалось получить неординарное образное решение, соответствующее назначению архитектурного факультета.

О новом здании архитектурного факультета Киевского инженерно-строительного института много спорят. Продолжают спорить несмотря на то, что этот объект отмечен медалью на II Всесоюзном смотре на лучшую постройку года, несмотря на высокие оценки в профессиональной печати.

Его обсуждали на заседаниях творческих секций и комиссий Союза архитекторов Украины, его часто используют в качестве примера (как положительного, так и отрицательного) на архитектурных советах, в профессиональных дискуссиях.

Но странное дело! Читая и выслушивая противоположные оценки, я все острее начинаю ощущать, что в спорах и обсуждениях никак не отмечается главное качество этого сооружения.

Оно — необычно. 

Как понять необычное? То, чего еще никто и никогда не делал. По сути дела каждый проект (что по латыни обозначает «брошенный вперед») необычен в той ситуации, для которой он предназначен. Проектирование в отличие от сохранения, консервации, исследования направлено на создание новых ситуаций, вещей, сооружений, отношений между людьми. Проект, по сути, должен отрицать существующие представления. И этим он отличается от образца (ср. «типовой проект», «повторно примененный проект»). Зародыш, из которого вырастает архитектура, — это замысел и концепция автора.

Л. Филенко«Проектируя архитектурный факультет, мы хотели уйти от сложившихся стереотипов. Замысел этой постройки основывается на том, что образ должен рождаться изнутри сооружения, происходить из сущности процессов, для которых оно предназначено. Анализ процессов задал нам основные части организма, функциональные ячейки, первичные элементы этого объекта. Чертежный зал-аудитория — основное помещение универсального назначения имеет размеры 9X12,9X18 м. Равномерность освещения обеспечивают фонари верхнего света при почти полном отсутствии бокового».

Отсюда проистекает и композиция всего объема сооружения. Соединение первичных элементов определило структуру внутренних и внешнего пространства. Из одних и тех же атомов углерода природа создала аморфный графит и твердый алмаз. Из множества вариантов компоновки мы стремились выбрать такой, который бы соответствовал данному месту, особенностям участка и, конечно же, сложному клубку взаимоотношений между людьми, который называется учебным процессом. Наша формула: анализ функции — пространственная структура — образ. 

Главным в этом сооружении является универсальное пространство вестибюля-рекреации. Оно дает возможность прочитать всю структуру здания изнутри, это стержень композиции, это место встреч, здесь должна быть сосредоточена духовная жизнь и традиции факультета. Это музей скульптура и живописи, это выставки, это место торжественных церемоний и других действ, без которых у студента не может возникнуть чувство, как когда-то говорили «альма матер». Факультет принадлежит строительному институту, где доминируют инженерные специальности. В этом контексте особенно важно подчеркнуть значение архитектуры как матери всех искусств. Именно поэтому рекреация имеет подчеркнуто храмовый характер, именно поэтому нам понадобился полированный красный гранит для пола. Здесь нельзя бегать и суетиться, а разговаривать нужно тихо. Кстати, так и есть на самом деле.

Авторский замысел в современной системе проектирования и строительства не может сложиться сам по себе. Очень важны дух и традиции коллектива — «критическая масса» коллег- проектировщиков, в общении и конкуренции с которыми оттачиваются идеи. 

В. Розенберг«Творчество архитектора Филенко близко мне по духу, по его подходу к архитектурной композиции. Здание формуется им изнутри за счет проектирования прогнозирования действий тех, кто будет работать в этом здании. При таком методе проектирования пространство оказывается очень насыщенным, а фасады получаются как бы сами собой. Поэтому нельзя говорить, что образ этого сооружения был задуман. Л. Филенко исходил из того, что труд архитектора — очень вдумчивый и сокровенный — требует и особых качеств от рабочего пространства. Оно должно способствовать сосредоточенности, которая постоянно ускользает от нас в повседневной суете. Замкнутые пространства с очень редкими окнами по-моему правильно ориентируют студента и готовят его к тяжелому труду (сродни труду средневекового монаха) архитектора. Применение верхнего света позволило максимально использовать весь участок отвода». 

Очень широкий в плане корпус невозможно было бы решить иначе. Из всех этих условий и складывается образ здания. Идея центральной рекреации сродни разработкам Клейна в Пушкинском музее. Это пространство задумано для конкретных экспонатов, которые должны ввести студентов в мир архитектуры. К сожалению, эта идея не реализована до конца. Теперь использование рекреации в руках администрации института. 

Этап реализации проекта — следующий по значимости после создания замысла. Для автора этот этап сложен и надолго остается в памяти. Но не менее сложен и следующий этап — сооружение закончено, в него вселяются и начинают обживать.

Корпус эксплуатируется уже более года и первыми его экзаменаторами стали преподаватели факультета — они готовят будущих архитекторов и поэтому обязаны быть придирчивыми и строгими к каждой мелочи. 

М. Евстифеев«Это здание сделано в общем так, как мы хотели. Каждый студент имеет рабочее место, каждая группа — постоянную аудиторию. Удачно сделаны рисовальные классы. Крайне неудачно сделана поточная аудитория (№ 101). Студенты вынуждены сидеть там целый день при электрическом свете, а поскольку в районе бывают перебои с подачей электроэнергии, то в прошлом семестре много лекций было сорвано. Этот красивый холл-рекреация, наверное, все же излишество. В прошлом семестре он долгое время был занят какой-то посторонней выставкой, на весну планируется новая выставка».

Если его будут постоянно так использовать, то функционально он не оправдан. Основной упрек сантехникам и строителям: у нас очень плохо работает вентиляция. 

Б. Тищенко«Для организации учебного процесса это здание идеально. Оно дает нам большие возможности для улучшения подготовки архитектурных кадров в республике. Однако первый год эксплуатации позволил выявить множество досадных недостатков. Плохо работает вентиляция. В аудиториях на третьем этаже в теплое время года работать нельзя — температура там может подниматься до 40°. Верхнее освещение эффективно, но ведь вместе со светом мы получаем повышенную солнечную радиацию и перегрев. Фонари сделаны не очень качественно — они текут, в коридорах темновато, в помещениях кафедр мы вынуждены и днем работать при искусственном освещении».

На самый серьезный вопрос — о причинах плохой работы вентиляции — я попросил ответить эксплуатационников.

К. Малько«Проектировщики не до конца продумали систему вентиляции. Отсутствуют холодильные установки, и мы весной гоним горячий воздух с улицы в аудитории. Место для них и даже для кондиционеров есть — это большие пустующие объемы венткамер. Строители выполнили воздуховоды очень некачественно. Они идут прямо в строительных конструкциях, негерметичны, с просыпями кирпича и раствора. Мы сами ведем разные доделки. Герметизируем, где положено, делаем дополнительные отверстия. Но, конечно, все необходимое мы не в состоянии сделать своими силами. Нам нужно ставить холодильные установки или кондиционеры или придется пробивать в некоторых аудиториях окна для вентиляции».

Впрочем, как показывает пример архитектурного факультета, и внутри профессионального цеха существует проблема коммуникации. Авторам так и не удалось донести смысл и значение холла-рекреации до преподавателей и студентов. У необычных зданий сложная судьба. Смысл необычного сооружения должен вырасти и кристаллизоваться в насыщенном растворе дискуссий, конфликтов и противоречивых суждений о нем. Все это в избытке наличествует у архитектурного факультета КИСИ. Его жизнь и кристаллизация смысла только начинается. Но я все же позволю себе — на правах человека, прорисовывающего картину отношений к этому зданию, высказать прогноз. Не знаю, станет ли это здание таким же знаменитым, как Баухауз, Крон-холл или архитектурный факультет в Йеле, но думаю, что мы присутствуем при рождении произведения архитектуры.

Фото-альбом: Разрез и пр.

1 — вестибюль-рекреация; 2 — гардероб; 3 — служебные помещения; 4 — венткамеры; 5 — чертежные аудитории; 6 — скульптурная аудитория; 7 — аудитории рисунка и живописи; 8 — библиотека; 9 — кафедра; 10 — деканат; 11 — макетная мастерская; 12 — архив; 13 — фотолаборатория; 14 — выставочное помещение; 15 — поточная аудитория

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: