Архитектура общественных зданий Армении

В Советской Армении проектирование и строительство общественных зданий и сооружений получило особенно бурное развитие за последнее десятилетие, в период между 1960 и 1970 г. Заметно расширилась номенклатура зданий, охватывая все сферы общественной жизни и обслуживания населения. Это учебно-воспитательные, зрелищные, спортивные, лечебно-профилактические, транспортные научно-исследовательские, торговые, административно-хозяйственные учреждения. В чем отличительные черты архитектуры Армении шестидесятых годов по сравнению с предыдущим периодом?

Самое важное явление, в значительной степени предопределившее направление архитектуры этих лет, это воспитание большого отряда молодых, способных архитекторов (все выпускники Ереванского политехнического института), творческое развитие и самостоятельная деятельность которых совпали с периодом перестройки архитектуры и всего строительного дела в нашей стране. Именно молодежь смело и с искренним воодушевлением стала на путь новаторства, поиска новых планировочных и пространственных композиций, новых архитектурно-художественных образов, обращаясь к широкому использованию достижений отечественной и зарубежной архитектуры и стремясь по-новому осмыслить принципы национального и интернационального в современной архитектуре.

Творческие успехи молодых архитекторов Армении неоднократно отмечены на смотрах, периодически проводимых Союзом архитекторов СССР. Молодые архитекторы А. Алексанян, С. Гурзадян, Ф. Дарбинян, Р. Джулакян, С. Калашян, С. Кндехцян, С. Кюркчян, М. Манвелян, М. Микаелян, Г. Мушегян, Э. Сафарян, А. Тарханян, Д. Торосян, С. Хачикян, Л. Черкезян и многие другие стали мастерами архитектуры Советской Армении.

В планировочных и объемно-пространственных решениях новых сооружений определяющим фактором, значительно отличающим архитектуру этого периода, являются настойчивые поиски новых композиционных схем с современными, более усовершенствованными приемами организации функционального процесса внутри здания, улучшенными санитарно-гигиеническими и экономическими показателями. 

В отношении технологического оснащения проекты, разработанные между 1960–1970 гг., отличаются более широким внедрением передовых методов инженерного оборудования, разработкой гибких технологических схем на уровне высоких требований современной науки, что особенно важно для научных учреждений и технических факультетов вузов. 

Дворец спорта в комплексе зданий школы юных гимнастов. Макет. Архитекторы Ф. Дарбинян, Э. Сафарян; конструктор Ю. Далакян

Наряду с этими чертами можно отметить также широкое применение новейших достижений строительной техники и строительных конструкций, высокую культуру строительного производства.

Для проектной деятельности этого периода характерна еще одна особенность — это дальнейшее расширение практики объединения многофункциональных общественных зданий в единые комплексы. Так возникли комплексы научно-исследовательских институтов Академии наук Армении, Государственного университета и Политехнического института, спортивного комплекса общества «Динамо» в Ереване, крупной спортивной базы в Цахкадзоре и т. д. Градостроительная особенность многих новых комплексов — это их осуществление в периферийных районах в силу чего стало возможным более свободное решение генеральных планов и ансамблевой застройки.

Отрадно отметить, что в решении задач планировочных и объемно-пространственных композиций и архитектурной разработке фасадов общественных зданий, обнаруживается более глубокое понимание проблемы преемственности традиций, смелое обращение к прогрессивным традициям народного зодчества. Одновременно заметны тенденции к раскрытию новых тектонических свойств и декоративных возможностей исконного строительного материала Армении — местного естественного камня. И хотя практическое решение этих задач не всегда завершалось успехом, можно смело утверждать, что это открывает возможности по-новому решать вопрос художественного образа и национальной самобытности архитектуры.

Среди многообразия общественных зданий важное место по градостроительной и объемно-пространственной значимости занимают зрелищные сооружения, и особенно театры.

Театр Армении за свою 2000-летнюю историю, можно сказать, впервые воплотился в формах монументального архитектурно-художественного образа, когда в 1926 г. А. Таманяном был создан первый вариант Народного Дома в Ереване, а позже по окончательному проекту началось его строительство. Это период зарождения нового, советского театра, театра широких народных масс, новых художественных, эстетических принципов, качественно отличных от классического театра. Идею именно народности заложил Таманян в двухзальную композицию Народного дома, в дальнейшем переименованного в Театр оперы и балета. Таманян достиг здесь органического объединения передовых принципов классического театра с прогрессивными традициями армянского народного зодчества, создав великолепное сооружение, величественное, созвучное времени и глубоко национальное. 

Дворец молодежи в Ереване. Макет. Архитекторы С. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян; конструкторы Г. Геворкян, С. Багдасарян, И. Цатурян  

После сооружения театра оперы и балета по всей республике развернулось строительство новых и реконструкция существующих театральных зданий. Среди новых сооружений особо примечательны государственный драматический театр им. Сундукяна в Ереване и драматический театр им. Мравяна в Ленинакане.

Авторы этих сооружений, продолжая основные традиции национальной самобытности Таманяна (материал, архитектура), в то же время по-новому решают задачи зрелищного здания пятидесятых годов (план, объем). Если в театре Таманяна внутреннее пространство здания скрыто за стеной главного фасада, т. е. структура театра того периода все еще оставалась скрытой от внешнего мира, то авторы драматических театров в Ереване (архитекторы Р. Алавердян, С. Бурхаджян, Г. Мнацакян, конструктор Р. Бадалян) и Ленинакане (архитекторы С. Сафарян, Р. Багдасарян, конструктор С. Багдасарян), наоборот, раскрывают внутреннее пространство (вестибюль, фойе), стремясь слить его с внешней средой (площадь, сквер). Свою задачу они решают путем создания контрастов стекла и естественного камня, уместным применением традиционного армянского барельефа (тоже на камне), сравнительно скромными средствами достигая большой художественной выразительности. Большая остекленная плоскость главного фасада театра им. Сундукяна воспринимается не как мода на «стекло и алюминий», а как прием взаимного обогащения двух пространств (внутреннего и наружного), способствующий слиянию красочного панно Сарьяна (30Х5 м) с густой зеленью парка. С тем же чувством связи живой природы с архитектурой решен зимний сад северного фасада. Если учесть также компактные планировочные решения этих двух театров, хорошую организацию функционального процесса и внутренних пространств, замечательные, со вкусом оформленные интерьеры, то архитектуру драматических театров Еревана и Ленинакана можно считать большим успехом армянских зодчих.

В области строительства зрелищных зданий значительное место занимают также городские и сельские дворцы пионеров, дома культуры, клубы и кинотеатры. Из этих типов общественных зданий все большее распространение получает Дворец пионеров. Проект, разработанный архитектором С. Кюркчяном и уже осуществленный в Шаумянском районе Еревана, будет повторно применен еще в двух районах столицы. Компактность и хорошая прорисовка планов здесь сочетаются с уютными, со вкусом отделанными интерьерами. Это небольшое здание, пронизанное воздухом и зеленью, легкое и радостное. Скромное и скупое по архитектурным средствам, оно имеет, однако, силу большого художественного воздействия.

Достойно внимания также здание дома культуры в городе-спутнике Еревана — Абовяне (архитектор Л. Черкезян). Планировочное и объемно-пространственное решение сооружения отличается компактностью, хорошо продуманной взаимосвязью между многочисленными помещениями. План отличается прекрасной прорисовкой и хорошей композицией. Великолепен внутренний тенистый дворик — неотъемлемая часть всей композиции. Этот традиционный южный прием в данном окружении и новом содержании приобретает современное звучание, являя собой пример прогрессивного развития традиции. 

Дом культуры в г. Абовян. Макет. Архитектор Л. Черкезян

За период рассматриваемого десятилетия построено много кинотеатров, домов культуры и клубов по типовым проектам, разработанным проектным институтом Армгоспроект и находящим широкое применение в городах и в сельских местностях, в совхозах и поселках. Типовые проекты отражают прогрессивные планировочные и композиционные приемы, свойственные советским общественным зданиям. Эти проекты постоянно совершенствуются и в скором времени будет выпущена их новая серия.

В Советской Армении большое развитие получило строительство спортивных сооружений. В этой области заметен переход от строительства разрозненных объектов к комплексам. Открытая спортивная арена общества «Динамо» пополнилась малым Дворцом спорта (архитектор К. Акопян) и спортзалами юных гимнастов, а вскоре здесь начнется строительство еще одного объекта — большого спортивного зала с трибунами на 4000 зрителей, который по масштабам, планировочному и конструктивному решению явится наиболее значительным и интересным сооружением в этом комплексе (архитекторы Ф. Дарбинян, Э. Сафарян, конструкторы Ю. Далакян, А. Меграбян). Другой, более мощный спортивный комплекс создается в ущелье реки Раздан, на ее правом берегу. Здесь уже построены большая открытая арена «Раздан» с трибунами на 75 тыс. мест, крытый плавательный бассейн, крытый теннисный корт, тренировочные спортивные площадки.

Завершается проект Дворца спорта на 10 тыс. зрительских мест. Оригинальная конструкция перекрытия (ванты типа «велосипедного колеса»), хоккейное поле, комфортные условия для зрителей и спортсменов и, наконец, полностью механизированная трансформация зала — многообещающий залог уникальности будущего Дворца спорта.

Вызывает интерес большой ансамбль олимпийского комплекса, созданного в курортной местности Цахкадзор. Густые, мощные лесные массивы, исключительной красоты ландшафт, прохладное лето и мягкая, снежная зима давно привлекали внимание любителей спорта и активного отдыха. В 1968 году сданы в эксплуатацию спортивный манеж, 4 спортивных зала, плавательный бассейн, клуб, столовая, спальные корпуса и все подсобные сооружения. Авторский коллектив (архитекторы Л. Инджикян, Н. Аллахвердян, Г. Манвелян) вложил большой творческий труд в создание этого замечательного комплекса. Удачное использование сильно пересеченного рельефа местности сочетается с хорошими планировочными решениями отдельных спортивных объектов, выполненных на уровне высоких требований современного спорта. К этому надо добавить рациональные конструктивные приемы покрытий большепролетных залов (конструктор Э. Тосунян), унифицированность и сборность многих строительных элементов. Авторам проекта удалось скромными средствами раскрыть архитектурно-художественный образ как отдельных сооружений, так и комплекса в целом. Особо хочется отметить такт и сдержанную масштабность, благодаря которым архитектура входит в гармоничное взаимодействие с природой. 

Дворец спорта в Ереване. Макет. Архитекторы К. Акопян, С. Калашян, Г. Мушегян, Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян; конструкторы Г. Геворкян, И. Цатурян

Значительный подъем заметен в проектировании и строительстве высших и средних специальных учебных заведений. Характерно, что создание этого типа зданий перешло из столицы и в другие города республики, даже в малые города, в которых готовятся кадры для многих отраслей промышленности и культуры. За последние годы выстроены техникумы и училища в Кировакане, Ленинакане, Дилижане, Абовяне, Горисе и т. д. В проектирование учебных зданий и комплексов среднего специального образования внесли свой творческий вклад архитекторы Л. Садоян, В. Саакян, А. Алексанян, Ф. Акопян и другие архитекторы Армении.

Строительство высших учебных заведений и комплексов также находится в процессе непрерывного роста. Это комплексы Ереванского Государственного университета (1949–1965 гг., архитектор Э. Тигранян), Ереванского политехнического института (1949–1970 г., архитектор А. Мамиджанян), учебный корпус Ереванского пединститута (1966–1970 гг., архитектор М. Каукчян), первая очередь Ереванской государственной консерватории (архитектор Г. Таманян). Планировочно-пространственые решения проектов этих вузов исходят из рациональных приемов организации учебного процесса, внедрения передовых технологических схем и передовых методов обучения.

Завершено проектирование и началось строительство педагогического института в г. Горис (архитекторы С. Гурзадян, К. Матинян, Р. Саруханян) и политехнического института в Кировакане (архитекторы С. Сафарян, А. Саркисян, С. Кишишян). В стадии проектирования находятся комплексы учебных зданий института физкультуры (архитектор Д. Торосян) и горнометаллургического института (архитектор А. Погосян).

Архитектура учебных заведений, как и всех общественных зданий, отражает этапы развития советской архитектуры, характерные черты периодов ее становления. Часть вузов, проектирование которых в основном завершалось в начале пятидесятых годов, а строительство перешло в более поздний период, еще несет в себе планировочные и объемно-пространственные приемы своего времени, т. е. сосредоточение всего содержания здания в одном развитом объеме, с курдонерным решением, с обязательной симметричной композицией. Архитектура фасадов строилась на принципах ордерной системы и т. д. Проекты более позднего периода принципиально противоположны предыдущим проектам, отражая черты перестройки советской архитектуры, они отличаются более свободными планировочно-пространственными и конструктивными решениями. Лаконизм, сдержанность средств разработки фасадов, целесообразность конструктивной схемы и индустриальное™ строительства становятся главными творческими принципами архитектуры шестидесятых годов. Заметна более тесная связь архитектуры с внешней средой, климатическими условиями и рельефом местности. По новому воспринимаются задачи преемственности национальной самобытности (педагогический институт в Горисе).

Новой областью деятельности архитекторов республики явилось проектирование и строительство зданий научно-исследовательских учреждений. Первые сооружения такого назначения появились в середине 60-х годов, с созданием всемирно известной астрофизической обсерватории в Бюракане (архитектор С. Сафарян), организацией института органической химии (архитектор Г. Таманян), Института физики (архитектор А. Торгомян) и комплекса Академии наук Армянской ССР в Ереване (архитектор С. Сафарян). Особенно широкое строительство научных учреждений в республике началось с 1960-х годов. Первенец этого периода — комплекс Института тонкой органической химии АН в Ереване (ИТОХ), у подножия Канэкерской возвышенности (архитектор Э. Тигранян). В этом же районе в те же годы возникли новые научно-исследовательские очаги: институты микробиологии (архитектор Р. Алавердян) и зоологии (архитектор Л. Садоян), а также комплекс института кардиологии и грудной хирургии (архитектор Дж. Торосян). 

Институт электроники и радиофизики АН Армянской ССР. Архитекторы С. Гурзадян, М. Манвелян

4–6-этажные здания первых трех институтов (ИТОХ, микробиологии и зоологии) возведены из естественного камня (анийский туф), и, соответственно, их архитектура построена на тектонических и пластических свойствах этого материала. Сдержанная архитектурная разработка фасадов с очень скупым применением декоративных элементов в определенной степени находится в тесной связи с передовыми традициями армянского зодчества. Единство содержания, конструктивной схемы и архитектурной разработки способствовали правдивому выражению образа научного учреждения.

Совершенно иначе решена архитектура Института кардиологии и грудной хирургии. Исходя из очень значительных масштабов данного учреждения, автор решает планировочную и объемно-пространственную композицию в виде двух высотных объемов — одиннадцатиэтажного клинического (на 300 коек) и тринадцатиэтажного лабораторного корпусов, объединенных между собой малоэтажными корпусами общего и подсобного назначения. Конструктивный скелет сооружения — ажурный железобетонный каркас, облицованный плитками белого фильзита Ноемберянского месторождения.

Отличительные черты этого комплекса — крайний лаконизм, контраст света и тени, вертикальных и горизонтальных членений, сообщающих сооружениям легкость, ажурность. Эта попытка по-новому осмыслить архитектурно-пространственные задачи современного научного учреждения, безусловно, интересна и требует внимательного

К сожалению, в комплексе этих четырех научных учреждений, осуществленных на одной территории у подножия Канакерской возвышенности, авторы не достигли общего архитектурного ансамбля. Здесь нет единства масштабов, пространственно-композиционной взаимосвязи между объемами, общего силуэта. Такое же явление наблюдается в застройке спортивного комплекса общества «Динамо», где и по сей день еще нет единого генерального плана и отдельные сооружения возникли и продолжают возникать случайно, по мере надобности, на участках с более благоприятными условиями освоения (территория густо застроена мелкими, подлежащими сносу строениями).

Принцип единого архитектурного ансамбля — этот важный градостроительный фактор — учтен в другом крупном научном центре республики, возникшем недалеко от города Аштарак. Здесь уже сдана в эксплуатацию первая очередь комплекса научных корпусов и жилого квартала Института радиофизики и электроники и Института технической физики Академии наук Армянской ССР.

Авторы проектов (архитекторы С. Гурзадян, М. Манвелян) в основу генерального плана заложили схему технологической взаимосвязи отдельных лабораторных корпусов, равно как их комплексов, с жилыми домами и объектами общественного обслуживания (детские учреждения, торговые здания, столовые и др.), что при общих масштабных и объемно-композиционных соотношениях способствует ансамблевой застройке территории.

По эксплуатационным и технологическим требованиям лабораторные корпуса рассматриваемого комплекса имеют ограниченную этажность (3 этажа), что в определенной степени предопределило их архитектуру и конструктивное решение (комплекс железобетона и камня). Авторами, безусловно, удалось применением очень скромных средств, очень хорошими пропорциями горизонтальных и вертикальных членений, оживленной игрой ритма наружных проёмов достигнуть определенной выразительности образа этих сооружений.

В республике построено много зданий гостиниц. Среди них хочется отметить гостиницу «Ани», архитектура которой отличается удачной попыткой авторов (архитекторы Ф. Дарбинян, Э. Сафарян) сочетать тектонические и декоративные возможности естественного камня и железобетона, по-новому трактовать архитектуру открытых южных балконов, переосмыслить пластику каменного барельефа. Следует отметить также со вкусом оформленные интерьеры. 

Гостиница «Ани» в Ереване. Барельеф главного входа. Архитектор Ф. Акопян, Ф. Дарбинян, Э. Сафарян

Грандиозностью масштабов и архитектурного замысла привлекают внимание два сооружения столицы республики, пока еще возвышающихся в строительных лесах: это Дворец молодежи (архитекторы Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян, конструкторы С. Багдасарян, Г. Геворкян, И. Цатурян) и двухзальный широкоформатный кинотеатр (архитекторы А. Тарханян, С. Хачикян, конструкторы Г. Геворкян, И. Цатурян).

Дворец молодежи строится на северо-западной возвышенности города, где завершаются две параллельные магистральные улицы — Теряна и Абовяна, а кинотеатр — почти на ровном треугольнике, островном: участке, образуемом улицами имени 26 комиссаров, Маркса и проспектом Октемберян. Таким образом, эти сооружения резко отличаются по градостроительным и топографическим условиям. Но их роднит общность творческих принципов, стремление по-новому раскрыть художественный образ крупного общественного сооружения, которым в равной степени пронизаны как планировочная структура, так и конструктивная схема и объемно-пространственная композиция этих произведений.

Дворец молодежи — комплекс разных по назначению и содержанию групп помещений — гостиницы на 512 мест, ресторана на 400 мест, клубных помещений со зрительным залом на 1200 мест, спортзала, крытого плавательного бассейне и т. д. Здание призвано организовывать, художественно-политическое воспитание молодежи, проведение всесоюзных и международных молодежных встреч и других мероприятий. Участок — крутой, базальтовый косогор с резким спадом с востока на запад.

Знакомство с проектом убеждает, что принятая авторами композиция — вытянутый вдоль рельефа терассовидный четырехэтажный объем, с сильным акцентом северного крыла (ось ул. Теряна) в виде 16-этажной цилиндрической башни (гостиница) и соподчиненные ей объемы зрительного и спортивного залов — прежде всего продиктована градостроительной значимостью участка (доминирующая над городом возвышенность) и его сложным рельефом.

В этом отношении общая композиция находится в тесной связи с внешней средой, пространственно организует планировочную структуру города, обогащает его силуэт.

Оригинально решена конструкция цилиндрической башни с диаметром 27 м и с внутренним стволом, диаметром 10,8 м из сборных цилиндрических элементов, к которым затем веерообразно привариваются перегородки будущих гостиничных номеров. Перекрытие зрительного зала решено в виде тонкой стальной мембраны размером 36X46 м при толщине 3–4 мм.

Двухзальный кинотеатр подкупает новизной архитектурно-пространственного и конструктивного замысла. Два амфитеатральных зала (на 1600 и 1000 мест) размещены на втором этаже: первый этаж, в виде вытянутого прямоугольника включает вестибюль, фойе, бар и малый зал на 2800 мест. Мощные консольные дугообразные выносы амфитеатра, подхваченные вантовой системой перекрытия образуют напряженную конструктивную структуру и собственно выражают всю архитектуру этого величественного сооружения. Уместно заметить, что применение вантовых систем перекрытия сравнительно небольших пролетов зрительных залов (32 и 42 м) вряд ли целесообразно, и возможно именно поэтому они выглядят несколько надуманными, неоправданными. Тем не менее общий лаконизм, логичное использование главных и второстепенных конструктивных элементов для раскрытия внутреннего содержания помогли авторам достигнуть определенной художественной выразительности образа этого современного крупного общественного сооружения. 

Двухзальный кинотеатр в Ереване. Архитекторы Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян; конструкторы Г. Геворкян, И. Цатурян 

Известно, что от проекта до натуры сложный путь и только после завершения строительства станет возможным дать окончательную архитектурно-художественную оценку этим двум сооружениям столицы.

Архитектура общественных зданий Советской Армении за последнее десятилетие прошла путь глубоких преобразований, пережила процесс интересных творческих поисков и достигла определенных успехов. Основное направление поисков выразилось в критическом пересмотре метода преемственности традиций зодчества прошлого, стремлении к лаконизму архитектурного языка, широкому применению современных планировочно-пространственных и конструктивных решений. В вопросах раскрытия архитектурно-художественного образа сооружения и национальной самобытности смелее используются тектонические и декоративные возможности материала, упрочилась связь архитектуры с окружающей средой. Направление современной архитектуры Армении в разных проектах выражено по-разному. Это обусловлено творческой индивидуальностью авторов, и такое многообразие средств художественной выразительности обогащает нашу архитектуру.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: