Типовой проект цирка, разработанный профессором Г. Б. Бархиным и арх. М. Г. Бархиным по заданию Всесоюзного Комитета по делам искусств, предназначается для крупных городов СССР с населением свыше 500 тысяч человек.
Типовой проект цирка
- Текст:А. Власов13 декабря 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Здание, открытое для обозрения со всех сторон, может быть с удобством размещено на открытом участке, например, на городской площади.
Принятый прием композиции представляет четкую дифференциацию основных групп помещений: главный центральный объем отведен под зрительную часть с залом на 2500 человек и стандартной ареной в 13 м в диаметре. Передний примыкающий к нему портик включает кассовый зал, помещения администрации, дирекции, входы в ложи правительства и дирекции.
В задней трехэтажной части здания расположены: в первом этаже конюшни, помещения для животных, обслуживающие помещения, а также репетиционный манеж, вынесенный в отдельную одноэтажную пристройку. Во втором этаже находятся артистические уборные с обслуживающими их помещениями, а в третьем этаже — общежитие для артистов. Главный вход находится со стороны переднего портика. Из кассового зала проход ведет в основной вестибюль с гардеробами. Движение публики из вестибюлей н гардеробам, ко входам на нижние места для зрителей и на парадные лестницы, ведущие на второй этаж, удобно запроектировано, без пересечений и встречных потоков.
8 главных лестниц, объединенных в четыре пары, с шириной маршей в 2 1/з м, расположены по кольцу внешнего периметра здания и по своей пропускной способности рассчитаны на 2000 зрителей.
Из первого этажа по обе стороны боковых входов в цирк запроектированы небольшие служебные лестницы и дежурные помещения, связывающие нижний этаж с двумя основными буфетами для публики, расположенными на втором этаже. За гардеробами под местами запроектирована кольцевая галерея для прохода в случае надобности артистов и животных на арену с противоположной от главного выхода стороны или с боков.
В задней производственной части первый этаж занят конюшнями для лошадей. Здесь же в первом этаже запроектированы помещения для крупных и мелких животных с непосредственным выходом во двор.
В правом крыле, вблизи от главного выхода на арену, расположены — комната врача и ветеринара. Далее — примерочная, костюмерная, шорная, склад завхоза с выходом во двор. С левой стороны за помещениями для животных фураж и в конце коридора изолятор для животных с отдельным выходом во двор. Возле помещения для животных, варка пищи для них и холодильник.
Все стойла освещаются прямым светом. Боковые крылья имеют широкие односторонние светлые коридоры. Центральный узел у главного выхода на арену представляет расширенную, свободную для движения площадку, к которой примыкают помещения униформистов, дежурная бутафория и реквизит, пожарный пост и помещения берейторов. Помещение бутафории для удобной подачи громоздких предметов имеет широкий наружный выход. Кроме этого помещения, имеются склады бутафории по обе стороны главного входа на арену. Основная арена продолжением главного прохода связана с греной репетиционного манежа, вынесенного в отдельную одноэтажную пристройку.
По обе стороны главного прохода вблизи разгрузочной площадки два помещения для действующего реквизита. С боков главного же прохода открываются с одной стороны лестница для артистов, ведущая на эстрадную площадку, расположенную на втором этаже, и подъемная платформа (грузовой лифт) для подъема на эту же эстраду лошадей.
Зрительный зал запроектирован на 2500 мест сплошным амфитеатром без вертикальных перепадов. Общий уклон амфитеатра 25°, принятый в античных театрах и обеспечивающий отличную видимость арены, без какого-либо оптического искажения. Удаление последнего ряда мест зрителей на 22 м от центра арены. Зал загружается с первого и со второго этажей. Над главным выходом на арену находится эстрада, являющаяся сценической площадкой. Первый этаж связан с эстрадой особой лестницей и подъемной платформой. Перекрытие зрительного зала коническое, подшитое снизу по металлическим фермам. Такая форма перекрытия в акустическом отношении значительно благоприятнее обычно принимаемого сферического перекрытия. Высота от арены до колосниковой решетки 22 м. Над колосниковой решеткой запроектирован небольшой венчающий все здание куполок, который изнутри освещается кольцевым софитом.
Вокруг зрительного зала запроектировано кольцевое фойе шириной 3,50 м, переходящее в уширенные части фойе, раскрывающиеся в два буфета. Общая площадь фойе обоих этажей 1500 м2.
В подвальном этаже здания рас положены: котельная, помещение топлива, насосная, пневматическая, дутьевая, мастерские, столярная и электромонтажная с помещениями монтера, уборные, душевые.
Принятые в проекте внутренние высоты помещений для первого этажа — кассовый зал двусветный с обходной галереей, вестибюль и кулуары при зрительном зале, а также производственные помещения первого этажа — 4,5 м в свету. Помещения второго этажа: кольцевое фойе, буфеты и прочие помещения вокруг зрительного зала — 5 м а свету; второй и третий этажи заднего корпуса (артистические помещения и общежитие) — 3,5 м в свету. Высота зрительного зала (от арены до нижнего края перекрытия) — 14 м.
Учитывая значительные размеры сооружения, авторы придали как внешней, так и внутренней архитектуре сооружения достаточную внушительность. В архитектуре четко выявлен цельный цилиндрический объем циркового зала, подчеркнутого характерным коническим перекрытием. Общий объем здания — 54,989 м3.
Принципиальной особенностью принятого авторами композиционного решения, как мы уже указывали, является свободное размещение зданий цирка на квартале. Главный вестибюль может быть обращен на площадь; сцена с подсобным хозяйством — на второстепенную магистраль. И с функциональной, и с архитектурной стороны подобное решение следует признать вполне оправданным.
Особенно внимательно авторы разработали планы. Три вестибюля и запасные выходы на лестницу обеспечивают быструю эвакуацию. Вполне рационально размещен гардероб с достаточным фронтом выдачи платья. Однако главный кассовый вестибюль следовало бы увеличить в ширину, что выгодно отразилось бы и на главном фасаде.
Очень просто и вместе с тем изобретательно в плане и разрезе решаются амфитеатр, обрамленный кулуарами фойе, лестницы, буфеты, уборные и сцена с ее подсобными помещениями.
Заметим лишь, что с санитарной точки зрения нам кажется нецелесообразным размещение общежития для артистов над конюшнями.
Даже следовало бы несколько увеличить расстояние между основным объемом здания и сценическим корпусом, что, несомненно, придало бы большую выразительность общей объемной композиции. Вообще архитектура во всех случаях конкретного осуществления типового проекта должна быть доработана в деталях и поставлена в зависимость от архитектуры города, архитектуры данной площади, улиц и т. д.
Главный объем здания утяжелен разгрузными арками и тяжелым венчанием. Главный вестибюль, поскольку он не является основной формой, лучше было бы облегчить в деталях, в частности, не оправдано применение угловых пилонов.
Архитектура фасадов разрешена авторами интересно, она открывает возможность дальнейшей работы над деталями. Интерьер зала пространственно также разрешен просто и выразительно, но над интерьерами фойе и лестниц следует еще поработать.
Проект отличается хорошими экономическими показателями, особым его достоинством является выбор простых, легко осуществимых конструкций.
На обложке: Типовой проект цирка. Разрез. Архитекторы Г. Б. Бархин, М. Г. Бархин
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: