Советская архитектура за тридцатилетний творческий период накопила огромный опыт, добилась немалых успехов, стала одной из важнейших отраслей социалистической культуры. Из частного дела небольшого круга отдельных лиц, несплоченных и действовавших каждый по своему усмотрению, за свой страх и риск, архитектура в Советской стране стала большим всенародным делом, в успехах которого заинтересованы широчайшие массы. Советская архитектура является ныне подлинной и органической частью всей социалистической культуры.
Летопись Советской архитектуры 1917–1947
- Текст:Н. Колли9 февраля 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новые перспективы и возможности перед всеми областями жизни нашей страны. В огне гражданской войны, в ожесточенной борьбе за новые формы жизни пролетариат переоценивал и духовные ценности.
Состоявшийся в марте 1919 года VIII Съезд партии определил основные задачи РКП(б) по вопросам жилищного строительства, указав, что «необходимо всеми силами стремиться к улучшению жилищных условий трудящихся масс; к уничтожению скученности и антисанитарности старых кварталов; к уничтожению негодных жилищ, к перестройке старых, постройке новых, соответствующих новым условиям жизни рабочих масс, к рациональному расселению трудящихся».
Этой ясной и исчерпывающей формулировкой определялись и первые основные задачи советской архитектуры.
Среди важнейших решений правительства и партии за 1922—1927 годы следует особо отметить постановление состоявшегося в 1922 году I Съезда Советов СССР о сооружении в Москве Дворца Советов, проектирование которого развернулось в 1931 году.
В 1922—1923 годах перед архитекторами был поставлен ряд реальных строительных задач, в частности — проектирование и строительство целой группы электростанций, в связи с реализацией Ленинского плана электрификации (Волховская, Каширская, Шатурская). Начало развиваться жилищное строительство. Новое жилищное строительство шло сначала по пути сооружения мелких (одно- и двухэтажных) домов поселкового типа — деревянных рубленых или облегченных каркасных конструкций с теплоизолирующими заполнителями.
В 1924—1925 годах в Москве развернулось строительство более крупных жилых массивов на Усачевке, Дубровке и в других рабочих районах. Эти жилые массивы состояли уже в большинстве случаев из четырех- и пятиэтажных кирпичных жилых домов с центральным отоплением. Они являются первыми примерами комплексной застройки жилых кварталов. В Ленинграде в эти годы развернулось строительство большого комплекса жилых домов по улице Стачек.
В 1923 году «Особая ученая комиссия при Моссовете по планировке г. Москвы» представила план «Новой Москвы», разработанный академиком А. В. Щусевым, — первый после Революции вариант плана реконструкции центра столицы и застройки ее окраин.
Со всей остротой встала в эти годы перед архитекторами новая проблема архитектурного решения рабочего клуба и Домов культуры.
Упомянем о первом большом конкурсе в 1922 году на крупнейшее и по общественному значению, и по размерам здание Дворца Труда в Москве.
В 1922 году Московский Совет провел также конкурс на показательные дома для рабочих. Тогда впервые был широко поставлен вопрос о типовой жилой ячейке, о характере многоэтажного жилого дома и о застройке квартала. В том же году был проведен конкурс на проект Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки в Москве.
Первый большой архитектурный ансамбль был осуществлен в 1923 году в Москве на строительстве Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки по проекту, разработанному под руководством И. В. Жолтовского архитекторами П. А. Голосовым, В. Д. Кокориным, Н. Я. Колли и др.
На Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке 1923 года впервые были широко использованы новейшие деревянные конструкции, разработанные А. В. Кузнецовым и Г. Г. Карлсеном: досчатые гвоздевые фермы, арки и др., что затем вошло в наш строительный обиход.
Генеральный план реконструкции г. Москвы
21 января 1924 года умер В. И. Ленин, вдохновитель и руководитель социалистического строительства, вождь мирового пролетариата. На
Красной площади в Москве над гробом В. И. Ленина по проекту академика А. В.
Щусева в несколько дней был сооружен временный деревянный мавзолей. Несколько
позже первый временный мавзолей был заменен тоже деревянным, но более
монументальной конструкции. Этот мавзолей в основном предопределил архитектуру
ныне существующего мавзолея, облик которого известен всему миру.
В течение первых лет после Великой Октябрьской социалистической революции в советской архитектуре имели хождение идеи конструктивизма-формализма. В практической работе конструктивисты отвергали преемственность художественной культуры и нигилистически относились ко всему архитектурному классическому наследию.
В. И. Ленин«Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру, — без такого понимания нам этой задачи не разрешить. Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества»
Наступил 1928 год. Вся страна с огромным творческим напряжением и энтузиазмом начала работать над осуществлением первого пятилетнего плана реконструкции и индустриализации народного хозяйства. Перед архитектурой были поставлены новые, более сложные задачи. Возникла задача строительства новых городов в связи с созданием новых центров индустрии и гигантов промышленности (Днепрострой, Магнитострой, Кузнецкстрой).
Одновременно перед архитекторами встала и другая, не менее ответственная задача — полная архитектурная и техническая реконструкция существующих городов, в первую очередь столицы Советского Союза — Москвы. Впервые в истории архитектуры была так широко поставлена проблема комплексного строительства — проблема архитектурного ансамбля.
Строительство новых городов и реконструкция старых стали основной, стержневой проблемой советской архитектуры в период первой пятилетки.
С началом строительства новых фабрик и заводов перед архитекторами нашей страны была поставлена еще одна серьезнейшая задача — создание архитектуры промышленных зданий, отвечающей социалистическому характеру нашей индустрии.
На июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года тов. Каганович по указанию И. В. Сталина дал историческую директиву о планировке Москвы, как социалистической столицы советского государства, хозяйственного, политического и культурного центра СССР.
Москва. Большая калужская улица после реконструкции. 1937–1941.
Июньский пленум ЦК ВКП(б) 1931 года постановил безотлагательно приступить к сооружению метрополитена и строительству канала Москва—Волга. Одновременно развернулась интенсивнейшая работа по проектированию Дворца Советов.
Сооружение Дворца Советов, как памятника эпохи победившего социализма, является делом громадного общественно- политического значения, делом не только архитекторов и других специалистов, но и всей советской общественности.
Конкурс на проект Дворца Советов был, несомненно, труднейшим экзаменом для советской архитектуры. В результате конкурса стало ясно, что «левые» течения в нашей архитектуре, так упорно претендовавшие на роль единственных истинных носителей идей советской архитектуры, по существу не были подготовлены к этому заданию, что одних «левых» фраз и лабораторных экспериментов явно недостаточно для создания настоящей советской архитектуры.
Совет строительства Дворца Советов в своем постановлении от 28 февраля 1932 года о результатах открытого конкурса отметил, что «в процессе проектирования выявились достаточные силы, которые наметили методы и пути решения поставленной задачи, хотя и не дали законченного проекта для непосредственного осуществления».
Конкурс на проект Дворца Советов был началом генеральной творческой перестройки советской архитектуры. В результате конкурса высшие премии были присуждены И. В. Жолтовскому и Б. М. Иофану.
Положение на фронте архитектуры в конце первой пятилетки показывало со всей остротой, что творческая изолированность, группировщина являются серьезной помехой для консолидации всех творческих сил архитектуры, для решения грандиозных задач, поставленных партией и правительством перед архитектурой.
Конец этому нетерпимому состоянию творческого фронта архитектуры положило историческое постановление ЦК ВКП(б) от 23 марта 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Объединение всех творческих сил архитектуры в единый Союз Советских Архитекторов явилось началом нового этапа в развитии советской архитектуры.
Этот новый этап характеризуется прежде всего борьбой за идейное и художественное качество нашей архитектуры, борьбой за овладение мастерством и всем богатством художественных и технических возможностей архитектуры через критическое освоение наследия.
Москва. Улица Горького после реконструкции. Жилые дома. 1938–1941. Архитектор А. Мордвинов
Признавая необходимым улучшить всю систему архитектурного образования, ЦК ВКП(б) в 1933 году постановил для повышения качества учебы реорганизовать сеть архитектурных вузов по всему СССР, а также создать в Москве при Президиуме ЦИК СССР Всесоюзную Академию Архитектуры как высшее учебное и научно-исследовательское учреждение в области архитектуры. Для подготовки высококвалифицированных мастеров архитектуры при Академии был создан Институт Аспирантуры, а для развертывания научно-исследовательской работы в области архитектуры были организованы специальные кабинеты, лаборатории и мастерские. В первую очередь были созданы кабинеты теории и истории архитектуры, жилых и общественных сооружений, промышленной архитектуры, планировки и садово-парковой архитектуры. Были созданы Кабинет строительной техники, Лаборатория отделочных работ, Музей архитектуры. Научная библиотека и Издательство. Таким образом была сформирована Академия Архитектуры СССР, являющаяся ныне крупнейшей научно-исследовательской организацией в области архитектуры, создавшая, по существу, советскую архитектурную науку.
Осенью 1933 года, по инициативе Л. М. Кагановича, Московский Комитет ВКП(б) и Президиум Московского Совета постановили организовать в Москве десять проектных и десять планировочных мастерских, возложив на них работу по составлению плана реконструкции столицы и застройки ее высококачественными архитектурными сооружениями.
Архитектор начинает выносить на суд и критику широких масс свою творческую продукцию. В Москве с 1933 года ежегодно начинают устраиваться в дни революционных праздников — 1 Мая и в Октябрьские дни — архитектурные выставки в витринах магазинов, вызывающие оживленные и горячие дискуссии об ошибках, достижениях, тенденциях и дальнейших путях советской архитектуры.
10 мая 1933 года Совет Строительства Дворца Советов принял за основу проект Дворца Советов, представленный Б. М. Иофаном. Для дальнейшей работы в качестве соавторов были привлечены академик В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх. Зимой 1934 года был представлен окончательный эскиз, который и был принят для разработки. В жизни советской архитектуры проектирование Дворца Советов играет совершенно исключительную по своему значению роль.
Главнейшей особенностью, которой характеризовалась советская архитектура за этот период, был решительный отказ от упрощенчества и схематизма прошлых лет и переход к более выразительной, более эмоционально-насыщенной архитектуре. Безликая «коробочная» архитектура конструктивизма безвозвратно уходила в прошлое. Но и здесь имелись ошибки и уклоны, выразившиеся в погоне за пышностью и театральностью.
Москва. Манежная площадь после реконструкции. 1935
Говоря о проектной практике Москвы, необходимо в первую очередь упомянуть о конкурсе на проект театра Красной Армии в Москве. Первые работы по проектированию здания этого театра были начаты еще в 1931 году. Требовалось найти архитектурный образ театра, который был бы органически связан с Советской Армией. В этом конкурсе так же, как и в конкурсе Дворца Советов, была заострена одна из основных задач советской архитектуры — проблема образа, проблема архитектурной формы, адекватной содержанию. Проект К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева дал смелое и острое решение поставленной задачи.
В 1932 году в результате большого конкурса на проект здания Краснознаменной Военной Академии им. Фрунзе был принят к осуществлению проект архитекторов Л. В. Руднева и В. О. Мунц. В 1933 году Л. В. Руднев составил проект здания Народного Комиссариата Обороны, в 1934 году проект Дома Красной Армии и Флота в Кронштадте и в 1935 году — проект Дворца Советов Азербайджанской ССР о Баку. Все эти работы, свидетельствующие о высоком мастерстве их автора — Л. В. Руднева, объединены единой творческой манерой, отличающейся стремлением к повышенной эмоциональности и к подчеркиванию монументального характера здания.
Крупнейшим событием нашего строительства не только для Москвы, но и для всего Союза, было сооружение в Москве метрополитена. Архитектура московского метрополитена — яркий пример новых устремлений советской архитектуры. Перевозить пассажиров с максимальной быстротой, удобствами и безопасностью — вот основная и непосредственная практическая задача метрополитена. Однако отсюда не следует, что в условиях социалистического города метрополитен должен быть только сугубо утилитарным сооружением. Будучи элементами своеобразного подземного города, станции метро в то же время являются неотделимой частью всего городского ансамбля, продолжением городских улиц и площадей под землей. Это обязывало найти такое архитектурное оформление станций, которое не только отвечало бы всем специфическим требованиям эксплуатации метро, но и было бы художественно выразительно и шло бы в ногу с теми требованиями, которые предъявляются к качеству архитектуры общественных зданий городов.
В творческой работе по нахождению архитектурного образа московского метрополитена принял, участие большой коллектив архитекторов, давший ряд разнообразных решений крайне своеобразной и новой проблемы архитектуры метро. Несмотря на ряд внешних различий, оформление всех станций метро объединено единой творческой установкой: дать архитектуру радостную и бодрую, «которая своими формами, цветом и светом уничтожила бы ощущение спуска глубоко под землю».
Наиболее удачными и выразительными по своей архитектуре из станций метро первой очереди являются Красные Ворота (И. А. Фомин), Комсомольская (Д. Н. Чечулин), Дворец Советов (А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг).
Москва. Большая Калужская улица после реконструкции. 1937–1941
В 1935 году был опубликован документ величайшего принципиального и практического значения — Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. Это постановление не только заложило основы подлинной теории социалистической планировки городов, но дало исчерпывающую формулировку принципиальных позиций и творческих задач советской архитектуры. Содержащиеся в постановлении указания об ансамбле, о квартале, улицах, набережных, о зелени и воде совершенно четко и ясно определили, в каком направлении должна идти наша работа. В постановлении с исключительной остротой сформулирована задача освоения культурного наследия прошлого, использования положительного опыта новой архитектуры овладения новой архитектурно-строительной техникой. Оно положило конец всяким спорам и колебаниям, имевшим место еще до последнего времени. Это постановление подняло архитектуру на исключительную высоту, определив ее исторические задачи.
В 1933—1936 годы и на Украине архитекторы переживали такую же творческую перестройку и перелом, что и архитектурная общественность всей страны.
Всем известно огромное строительство Харькова. Площадь Дзержинского в Харькове является одним из значительнейших ансамблей, созданных советскими архитекторами. Площадь эта возникла не в результате комплексного проектирования. Здания, которые ее окружают, были выстроены в то время, когда проекта самой площади еще не существовало. Этим объясняется ряд планировочных неувязок в решении площади. И несмотря на все это, новая площадь Дзержинского является бесспорно значительным вкладом не только в архитектуру Харькова, но и в архитектуру всего Союза.
Большое строительство шло в эти годы и в столицах других Союзных республик. Так, например, в Минске, помимо Дворца Правительства, выстроенного по проекту проф. И. Г. Лангбарда, в 1935 году было закончено здание Дома Красной Армии и Флота, по проекту того же автора.
За 1932—1936 годы в архитектуре Грузии произошел решительный перелом. Развитие национальной культуры приобрело широчайший размах. Архитекторы вплотную подошли к критическому освоению национального и мирового культурного наследия. Советская архитектура Грузни сделала серьезные попытки найти творческий синтез классических форм с древнегрузинскими, найти архитектуру, национальную по форме, социалистическую по содержанию. Началась социалистическая реконструкция Тбилиси.
Подобные же творческие искания в области создания Национальной архитектуры мы видим и в работах архитекторов Азербайджана.
Трудно в нескольких словах отметить все исключительное многообразие и широту архитектурной деятельности в СССР за 1936 год. Архитектура — одна из самых «медленных» отраслей человеческой деятельности — переживала в нашей стране необычайный, стремительный рост, как и все другие стороны культуры, быта и производства.
Москва. Московский мост. Архитектор А. Щусев при участии А. Сардарьяна
В 1936 году вступил в строй ряд крупнейших зданий. В первую очередь следует назвать такое сооружение, как Дом Совета Народных Комиссаров СССР, выстроенный в Москве по проекту А. Я. Лангмана, награжденного орденом Трудового Красного Знамени за строительство этого здания. Это здание обладает несомненной композиционной цельностью. Монументальность образа достигнута лаконичностью и простотой общего композиционного приема. Идейно целеустремленная работа здесь, как и в метро, привела к творческой удаче.
В 1936 году было закончено строительство театра в Ростове на Дону по проекту академика В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха, а также ряда сооружений, связанных с реконструкцией курорта Сочи—Мацеста.
В 1937 году вступила в нормальную эксплуатацию линия второй очереди московского метрополитена Покровского радиуса. Архитектура станций второй очереди — площадь Революции (А. Н. Душкин) и Курская (Л. М. Поляков) — представляет собой яркий пример дальнейшего творческого роста нашей архитектуры, роста культуры и мастерства, подъема нашей строительной техники на более высокую ступень.
В 1937 году было закончено одно из величайших сооружений нашей социалистической эпохи — канал Москва—Волга.
Архитектурному коллективу канала Москва—Волга удалось осуществить единый ансамбль в совершенно необычайных условиях, на громадной территории, протяжением в 128 километров, в условиях открытого пространства, имея дело с самыми разнохарактерными, по преимуществу инженерными, гидротехническими сооружениями.
В конце 1937 года было закончено строительство одного из лучших сооружений советской архитектуры — здания филиала Института Маркса—Энгельса—Ленина в Тбилиси на проспекте Руставели (академик А. В. Щусев).
К лучшим образцам советской архитектуры следует, без сомнения, отнести и Советский павильон, на Международной выставке в Париже в 1937 году. Выстроенный по проекту Б. М. Иофана, этот павильон с исключительной силой и убедительностью выразил идею СССР — социалистического государства рабочих и крестьян. Скульптурная группа из нержавеющей стали (скульптор В. И. Мухина), изображающая рабочего и колхозницу в стремительном движении, сделалась монументальной эмблемой советского строя.
В июне 1937 года в Москве состоялся первый Всесоюзный съезд советских архитекторов, который протекал в атмосфере исключительного внимания партии, правительства и всей советской общественности. На повестке дня съезда стояли важнейшие, актуальнейшие вопросы советской архитектуры. На съезде широкая общественность с предельной ясностью сформулировала свои требования и запросы. Съезд прошел под знаком большевистской критики и самокритики недостатков проектного и строительного дела.
Москва. Б. Каменный мост. Архитектор В. Гельфрейх, В. Щуко, М. Минкус, инженер Н. Калмыков. 1938
В течение трех — трех с половиной лет (1938—1941), предшествовавших вероломному нападению фашистских орд на нашу мирную страну, советская архитектура продолжала успешно продвигаться вперед по своему творческому пути. Эти годы явились для советских архитекторов периодом, полным глубокого содержания, периодом большого творческого перелома и внутренней перестройки, связанной с возросшими запросами социалистического строительства.
В этот период были в значительной степени исправлены серьезные ошибки в области застройки наших городов, связанные с распылением строительства, с излишествами и неэкономичностью в застройке. В практике застройки городов вместо строительства отдельных, разбросанных на территории города зданий начинает применяться целостная застройка улиц и набережных комплексами жилых и общественных зданий.
В эти годы нашла свое развитие организация магистрального проектирования, которое отражает социалистический характер архитектурного творчества, плановость застройки целостных ансамблей.
Наиболее яркими иллюстрациями такого концентрированного строительства являются комплексные застройки улицы Горького, Большой Калужской улицы, Можайского шоссе в Москве.
Реконструкция и застройка улицы Горького в Москве на первом этапе охватила участок от Охотного ряда до Советской площади. Проект застройки и надзор за его осуществлением были поручены А. Г. Мордвинову, возглавившему большой коллектив архитекторов и инженеров. Ансамбль улицы Горького, создававшийся в 1938 году на участке от Охотного ряда до Советской площади, являлся в советской архитектурной практике одним из первых опытов застройки реконструируемой улицы на основе единого замысла.
В 1940 году закончилось строительство другого участка реконструируемой улицы Горького — от Советской площади до Пушкинской площади, где вдоль левой стороны улицы сооружены новые жилые корпуса по проекту архитектора Л. Г. Мордвинова.
Москва. Крымский мост. Архитектор А. Власов, инженер Б. Константинова. 1938
В тезисах доклада тов. В. М. Молотова на XVIII Съезде ВКП(б) была четко сформулирована задача, которая стояла перед строителями и архитекторами я третьей пятилетке:
В. М. Молотов«Съезд обращает внимание на необходимость решительного внедрения в практику скоростных методов строительства, для чего требуется развитие строительной индустрии, превращения ее из отстающей в передовую отрасль народного хозяйства с широким развитием комплексной механизации и применением стандартных строительных деталей и конструкций, построив необходимые для этого предприятия».
В 1939 году в Москве началось строительство жилых домов поточно-скоростным методом, среди них комплекс домов по Большой Калужской улице.
В Ленинграде в 1939 году скоростными методами было построено несколько жилых домов и школьных зданий. Одним из положительных примеров скоростного строительства в Ленинграде является здание школы на Невском проспекте, построенное по проекту Б. Р. Рубаненко.
Помимо упомянутых комплексных застроек улиц Горького и Большой Калужской в Москве, в предвоенные годы создавался большой комплекс жилых домов на новой, крупнейшей магистрали столицы — Можайском шоссе.
Застройка Можайского шоссе, начавшаяся еще в 1938 году, осуществлялась затем под общим руководством 3. М. Розенфельда как магистрального архитектора. В застройке Можайского шоссе принимали участие, кроме 3. М. Розенфельда, Г. Я. Вольфензон, Ю. Н. Емельянов и др. В процессе проектирования застройки Можайского шоссе 3. М. Розенфельд, являющийся автором ряда больших жилых домов в Москве, разработал новые типы жилых секций, которые были утверждены как типовые для московского строительства 1939—1940 годов.
В Ленинграде в эти годы в нескольких районах города: на правом берегу Невы у Малой Охты, на левом берегу — у Щемиловки, на западе — в районе Автово, на юге — по Московскому шоссе, развернулось значительное по размерам жилищное строительство с застройкой целых кварталов комплексами жилых зданий. Так, например, по проекту А. А. Оль застраивались кварталы Автово, по проектам Г. А. Симонова — кварталы на Московском шоссе и на Малой Охте; по проектам Е. А. Левинсона и И. И. Фомина сооружались жилые дома на Московском шоссе, в районе Володарского моста (Щемиловка). По проектам А. И. Гегелло были сооружены жилые здания на Московском шоссе.
В Харькове и Киеве, в Баку и Тбилиси, в Новосибирске и Свердловске, в Алма-Ате и Ташкенте, в Воронеже, Ростове на Дону, Куйбышеве и Магнитогорске — всюду возникали кварталы жилых зданий.
Станция Дворец Советов. Архитектор А. Душкин, Я. Лихтенберг. 1935
Советские архитекторы приложили немало творческих усилий к разработке архитектурных проблем жилого дома. Можно утверждать, что в этой области архитектуры были достигнуты серьезные успехи. Архитектура жилых домов в проектах 1939 и 1940 годов в значительной степени освободилась от мишуры и аляповатости. Она стала более простой, правдивой, стала соответствовать тому, что ждет советская общественность от архитектуры жилого дома.
В годы, непосредственно предшествовавшие Великой Отечественной войне, в Москве, Ленинграде и в столицах Союзных республик было закончено строительство ряда крупных общественных зданий и сооружений.
В сентябре 1938 года состоялся пуск в эксплуатацию Горьковского радиуса метрополитена со станциями: площадь Свердлова (И. А. Фомин), площадь Маяковского (А. Н. Душкин), Белорусская (Н. Быкова и Н. Андриканис), Стадион Динамо (Я. Лихтенберг и Ю. Ревковский), Аэропорт (Б. Виленский и В. Ершов), Сокол (К. и Ю. Яковлевы).
Со дня утверждения проекта Дворца Советов велась большая и углубленная работа большого коллектива архитекторов возглавляемого авторами проекта — Б. М. Иофаном, В. А Щуко и В. Г. Гельфрейхом, по разработке основной идеи проекта, по уточнению пропорций и силуэта здания. К 1939 году были произведены значительные строительные работы по сооружению фундаментов Дворца, металлический каркас здания на десятки метров поднялся над землей.
В эти годы в Ленинграде сооружается Дом Советов на Московском шоссе. Автором проекта Ленинградского Дома Советов являлся один из талантливых советских зодчих среднего поколения Н. А. Троцкий, скончавшийся в начале 1941 года и не увидевший свое лучшее сооружение завершенным.
Ленинградский Дом Советов представляет собой весьма значительный массив в 330 тысяч кубических метров, состоящий из нескольких корпусов, образующих в плане прямоугольник размером 250X100 метров. Здание поставлено в 200 метрах от главнейшей новой магистрали Ленинграда — Московского шоссе. Перед зданием образуется большая площадь. Полукруглый зал собраний вмещает 3200 человек. Это крупнейший зал такого назначения в нашей стране. Не порывая с архитектурными традициями Ленинграда, исходя из лучших образцов архитектуры классицизма, Н. А. Троцкий в архитектуре Дома Советов дал пример подлинного новаторства и глубоких творческих исканий.
Станция Маяковская. Архитектор А. Душкин. 1938
Чертами высокого архитектурного мастерства, своеобразием замысла и большой монументальностью отмечено здание Совета Народных Комиссаров УССР, построенное в 1937—1938 годах в Киеве по проекту И. А. Фомина и П. В. Абросимова.
Выразительность образа, сдержанность, свойственная И. А. Фомину, своеобразная интерпретация классицизма выделяют это здание среди других общественных построек, сооруженных в эти годы как в Киеве, так и в других советских городах.
В 1938—1941 годах обогащается рядом крупных общественных сооружений столица Грузии Тбилиси. За годы советской власти в Тбилиси осуществлена огромная строительная программа. Основная магистраль города — проспект Руставели — преобразилась. Проспект Руставели парадно благоустроен. На магистрали сооружен ряд новых крупных зданий: музей Грузии, кинотеатр имени Руставели (оба эти здания по проектам Н. П. Северова), Дворец Правительства, Институт Маркса—Энгельса—Ленина, о котором говорилось выше как об одном из лучших сооружений советской архитектуры.
На левом берегу Куры построен обширный стадион «Динамо», вмещающий на своих эллиптической формы трибунах 20 000 зрителей. Автор этого интересного сооружения арх. А. Курдиани во внешней архитектуре трибун стадиона творчески использовал художественные традиции, детали и орнаменты грузинского зодчества.
Многими прекрасными зданиями украсился город Баку. По проектам талантливых советских зодчих С. А. Дадашева, скончавшегося в 1946 году, и М. А. Усейнова за последние годы перед Великой Отечественной войной в Баку был построен ряд школ, музыкальное училище, общежитие студентов Медицинского института, Центральный Кинотеатр, много жилых домов и административных зданий.
В своих многочисленных работах С. А. Дадашев и М. А. Усейнов с большим художественным тактом и вкусом интерпретируют приемы композиции и традиции декоративного убранства азербайджанской архитектуры, упорно работая над созданием новой советской архитектуры Азербайджана, социалистической по содержанию и национальной по форме.
В Москве в 1940 году закончено постройкой здание концертного зала им. П. И. Чайковского. Это здание, сооруженное по проекту архитекторов Д. Н. Чечулина и К. К. Орлова, войдет в ансамбль реконструируемой площади Маяковского, на которой перед войной было начато строительство большой многоэтажной Гостиницы.
Станция Киевская. Архитектор Д. Чечулин. 1936
В Кисловодске в эти годы было закончено строительство большого санатория по проекту М. Я. Гинзбурга. Это здание представляет собой ценный вклад в архитектуру санаториев и домов отдыха и свидетельствует о новых достижениях в области архитектуры интерьеров и оборудования зданий.
Большие творческие проблемы стояли перед архитекторами, работающими в области промышленного строительства. За годы двух пятилеток были созданы десятки крупнейших сооружений. При проектировании промышленных зданий архитектор должен уметь глубоко вникнуть в технологический процесс, сродниться с ним настолько, чтобы его архитектурно организовать. Здесь вопросы типизации и стандартизации играют, пожалуй, большую роль, нежели в гражданском строительстве.
Коллективы Промстройпроекта, Теплоэлектропроекта, Текстильпроекта, мастерская, руководимая Весниными, и многие другие организации создали за истекший период немало хороших образцов промышленных зданий, архитектура которых представляла большой творческий интерес. Таковы: заводы им. Сталина в Москве (Е. М. Попов под руководством Весниных), Промкомбинат (Лященко под руководством Весниных), Джезказганский Комбинат и завод газогенераторов (проекты разработаны в Промстройпроекте), Баксанская гидростанция, ряд текстильных фабрик и др.
Эти сооружения показывают верный путь исканий в области архитектуры промышленных сооружений.
Станция Электрозаводская. Архитектор В. Гельфрейх, И. Рожин. 1943
Следует остановиться на одном из важнейших событий в жизни советской архитектуры — на строительстве комплекса павильонов Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки 1939 года. Выставка ярко отражала расцвет культуры и искусства народов нашей страны. На этом смотре каждая Советская Республика сумела рассказать с своих достижениях на языке своего национального искусства. Чрезвычайно велика и значительна была роль архитектуры в создании ансамбля Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки. Значение этого ансамбля для развития советской архитектуры заключается прежде всего в широкой демонстрации сокровищ национальной культуры народов Советского Союза и в творческом претворение их в архитектуре павильонов выставки.
Ансамбль выставки явился, по существу, первым положительным примером ответа на задачу создания архитектуры, социалистической по содержанию и национальной по форме.
Чрезвычайно значительна и ответственна была роль художественного руководителя архитекторов — главного архитектора выставки С. Е. Чернышева, который с большим художественным тактом сумел объединить и направить по правильному пути творческие усилия и искания большого коллектива архитекторов.
Крупным достижением советской архитектуры является павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Главным архитекторам павильона — Б. М. Иофану и К. С. Алабяну удалось найти как во внешней архитектуре здания, так и в архитектуре интерьеров художественный образ, ярко и сильно отражающий советскую социалистическую страну.
На высоком и стройном каменном пилоне высится статуя работы скульптора В. А. Андреева, изображающая рабочего, держащего в вытянутой вверх руке красную звезду. Скульптура выполнена из нержавеющей стали. Вокруг пилона с фигурой рабочего мощным кольцом расположено здание павильона.
Большими событиями в жизни советской архитектуры явились два постановления Совета Народных Комиссаров СССР: первое — от 31 августа 1939 года об утверждении нового устава Академии Архитектуры Союза ССР и второе постановление, утверждающее список действительных ее членов.
Объединив в своем составе двадцать крупнейших ученых, педагогов и мастеров архитектуры, обладающих многосторонней эрудицией. Академия стала авторитетным центром искусства и науки архитектуры.
Мост Калининской ж. д. Архитектор В. Кринский, инженер А. Бачелис. 1935
1938—1941 годы войдут в историю советской архитектуры как период больших сдвигов, оказавших глубокое влияние на все дальнейшее развитие архитектурно-строительного дела.
Оценивая творческую жизнь советской архитектуры за этот период, можно достаточно отчетливо различить в ней признаки большого внутреннего перелома.
Советские архитекторы в результате практического и теоретического соревнования все тверже начали осознавать, во- первых, что изучение классического наследия, в широком понимании этой проблемы, не есть временная кампания или этап, что освоение классического наследия не может быть прекращено или заброшено, так как оно связано с постоянным совершенствованием мастерства: во-вторых, что такая постоянная вооруженность опытом классики не имеет ничего общего с механическим копированием готовых образцов, чуждых по своему образу и характеру современным требованиям к архитектуре; в-третьих, что новаторство в архитектуре, ее органическая связь с задачами социалистического строительства являются одним из основных принципов социалистического реализма.
В сложном процессе творческого роста и перестройки едва ли не ведущую роль начала играть проблема традиции и новаторства, т. е. творческое овладение не только всем богатством архитектурных традиций, но прежде всего тем неизмеримым богатством нового, что несет с собой наша советская современность.
Одним из наиболее значительных событий в жизни нашей страны накануне Великой Отечественной войны явилось первое присуждение Сталинских премий за выдающиеся достижения в области науки, техники, искусства и литературы.
Сталинские премия получили одиннадцать советских архитекторов. Среди лауреатов Сталинской премии по архитектуре — представители как старшего, так и младшего поколения советских архитекторов. Академик А. В. Щусев, крупнейший мастер русской и советской архитектуры, автор мавзолея Ленина, удостоен Сталинской премии первой степени за архитектурный проект здания Института Маркса—Энгельса—Ленина в Тбилиси, сооруженного в 1938 году.
Среди многих отличных станций метро первой и второй очереди правительство отметило высокой наградой — Сталинской премией первой степени, архитектуру станций Комсомольская и Киевская, построенных по проектам Д. Н. Чечулина.
Премией второй степени отмечена архитектура станции метро Дворец Советов, осуществленная в 1935 году по проекту А. Н. Душкина и Я. Г. Лихтенберга. Несмотря на сдержанность и лаконичность архитектурных форм и простую отделку, в интерьере станции, благодаря умелому распределению света, хорошо найденному ритму расстановки столбов, достигнуто ощущение большого простора и величественности.
Среди многочисленных общественных зданий, построении в предвоенные годы, заслуженное признание получило здание Верховного Совета УССР в Киеве, построенное в 1939 году по проекту В. И. Заболотного.
Очень простое в плане, скромное по размеряем здание Верховного Совета УССР свободно от неуместных декоративных излишеств и эффектных деталей. Оно привлекает к себе гармоничностью всех частей, простотой, человечностью, подлинным демократизмом, что превращает это здание в один из лучших образцов социалистического реализма.
Вокзал в Химках. Архитектор А. Рухлядев. 1937
Большие идеи нашей эпохи нашли воплощение и выражение и ряде работ Б. М. Иофана. Одна из лучших его работ — Павильон СССР на Парижской выставке 1937 года, отмечена Сталинской премии второй степени. Это здание, увенчанное фигурами стремительно шагающих юноши и девушки (скульптор В. И. Мухина), стало символом нашей бурно растущей страны, уверенно идущей к светлому будущему.
Выше мы уже останавливались на ансамбле павильонов Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки 1939 года. Высокой наградой — Сталинской премией второй степени — отмечена архитектура павильона Грузинской ССР, сооруженного по проекту А. Г. Курдиани; такой же награды удостоены С. А. Дадашев и М. А. Усейнов за архитектуру павильона Азербайджанской ССР.
Авторы архитектурного ансамбля Большой Калужской улицы в Москве — А. Г. Мордвинов и Г. П. Гольц награждены Сталинской премией второй степени. Застройка Большой Калужской улицы дает отличные образцы архитектуры советского жилого дома, строительство которых было осуществлено в кратчайшие сроки путем применения наиболее передового, прогрессивного метода поточно-скоростного строительства.
А. Таманяну была посмертно присуждена Сталинская премия за выдающееся произведение советской архитектуры — монументальное здание Дома Правительства Армянской ССР в Ереване. Это здание являет собой яркий образец новой национальной архитектуры Советской Армении: глубокая творческая переработка давних традиций армянского зодчества сочетается здесь с подлинно новым содержанием, новым архитектурным образом.
Великая Отечественная война потребовала глубокой перестройки всех отраслей творческой и производственной деятельности во имя одной великой цели — разгрома и уничтожения захватчиков.
С первых дней Великой Отечественной войны развернулось и громадных масштабах строительство в восточных районах нашей страны. Перевод крупнейших индустриальных предприятий из западных прифронтовых районов на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию и другие районы Востока потребовал неотложного строительства самых различных сооружений: промышленных цехов, общежитий, жилых поселков, подчас новых городов. Это строительство, которое осуществлялось исключительно быстрыми темпами в суровых условиях военного времени, не имеет прецедента в прошлом.
Архитекторы работали над типовыми проектами упрощенных жилых домов, изыскивали новые методы применения местных строительных материалов в новых облегченных конструкциях, принимали непосредственное участие в многочисленных стройках Урала, Сибири, Средней Азин.
Шлюз №9. Архитектор А. Рухлядев. 1937
Несмотря на суровые условия войны, творческая деятельность советских архитекторов не прекращалась и в таких городах, как Москва. Московские архитекторы и строители в годы войны продолжали вести, правда в значительно сокращенном объеме, работу по реконструкции столицы. Достаточно напомнить, что в 1943 году была открыта новая линия метро, соединяющая важнейший индустриальный район с центром города, и были сооружены три новых станции: Завод имени Сталина и Павелецкая — по проектам А. Н. Душкина и Ново-Кузнецкая — по проекту Н. А. Быковой и Н. Г. Таранова.
В 1944 году были закончены работы на большой линии Покровского радиуса метро и открыты четыре новых станции: Бауманская, сооруженная по проекту Б. М. Иофана, Ю. Зенкевича и В. Пелевина, Сталинская — по проекту С. М. Кравец, Электрозаводская — по проекту В. Г. Гельфрейха и И. Е. Рожнна и станция Измайловская — по проекту Б. С. Виленского.
Ни качество архитектуры этих станций, ни качество их отделочных работ не только не было снижено, но, наоборот, были достигнуты новые значительные успехи в области архитектуры метро, что и было отмечено правительственными наградами.
В настоящее время в связи со специальным постановлением правительства широко развернуты проектные работы по составлению генеральных планов и центров пятнадцати старых русских городов, наиболее пострадавших во время Великой Отечественной войны; это города: Смоленск, Вязьма, Ростов на Дону, Новороссийск, Псков, Севастополь, Воронеж, Новгород, Великие Луки, Калинин, Брянск, Орел, Курск, Краснодар и Мурманск. Генеральные планы многих из них уже утверждены правительством.
Наши советские города должны быть не только удобными и целесообразными по своей планировке, но и красивыми. Самые прогрессивные идеи современного градостроительства должны найти в них свое органическое сочетание с социалистическим содержанием нашей жизни, бытовым укладом, с лучшими художественными традициями народа и его национальными особенностями.
Выявить в архитектурном облике каждого города его индивидуальные особенности и черты является важнейшей творческой задачей архитектора. Центральная часть города, его центральные архитектурные ансамбли представляют основное ядро архитектурной композиции города, и этой именно роли должна соответствовать архитектурная композиция центра в целом и архитектура отдельных общественных зданий и жилых домов.
Опыт проектирования генеральных планов пятнадцати названных и многих других городов позволяет говорить о дальнейшем росте нашего градостроительного искусства, о положительных сдвигах в проектировании, особенно в решении центральных ансамблей и общественных центров городов.
Проекты планировки и застройки этих городов свидетельствуют о стремлении найти органическое сочетание исторически сложившегося плана города, его архитектурного индивидуального облика, его памятников архитектуры, его архитектурно-художественных и строительных традиций с требованиями и условиями жизни и деятельности нашего социалистического общества.
Эти тенденции являются отличительными чертами советского градостроительства в послевоенные годы, определяющими его подъем на более высокую ступень.
Шлюз №5. Архитектор Д. Ставицкий. 1937
После победоносного окончания войны с немецкими фашистами и японскими империалистами в Советской стране развернулись огромного размаха работы на основе Сталинского пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы.
В стране создаются новые промышленные центры, очаги социалистической культуры. На Урале, в Сибири, в Кузбассе, в Казахстане в связи с промышленным строительством широкое развитие получает жилищное строительство. Строятся новые города и поселки, как, например, правобережный город Магнитогорск, поселки «Кировец», ТЭЦ и Бакальского металлургического комбината в Челябинске и др. Широкое применение получают двух- и трехэтажные жилые дома.
Одновременно с этим большое жилищное строительство возобновляется в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах. Наряду с крупными многоэтажными жилыми домами на центральных улицах и площадях Москвы и Ленинграда, возникают ближе к периферии города кварталы малоэтажной застройки, что является отличительной чертой послевоенного жилищного строительства.
К Октябрьским торжествам в 1946 году были закончены большие строительные работы по надстройке и реконструкции здания Московского Совета, расположенного на Советской площади по улице Горького.
Реконструкция здания Московского Совета была выполнена по проекту и под руководством Д. Н. Чечулина. Архитекторам удалось создать художественный образ, в котором с первого взгляда узнаются черты старого, но теперь преображенного здания. Новое здание Московского Совета стало архитектурным центром улицы Горького от Охотного ряда до площади Пушкина, подчинив себе архитектуру как новых, так и старых зданий на этом отрезке улицы.
В Москве закончилось строительство ряда больших общественных зданий, в частности административного здания на площади Дзержинского, сооруженного по проекту академика А. В. Щусева.
Большие градостроительные работы развернулись в Ленинграде сейчас же после снятия блокады. Проект восстановления Ленинграда разработан под руководством главного архитектора города Н. В. Баранова.
Характерными чертами этого плана являлось создание выхода к берегу моря в пределах существующей территории на Васильевском острове, создание ряда новых значительных архитектурных ансамблей, как, например, в районе Смольного, у Финляндского вокзала и др. Намечены крупные мероприятия по строительству парков и садов. В Ленинграде в 1945 году созданы своеобразные и невиданные до сих пор памятники в честь Победы — парки Победы на Московском шоссе (площадью 122 га) и на Крестовском острове в Приморском районе. Будут созданы новые порки на территории б. Ипподрома, б. Клинского рынка и Центральный городской парк, первая очередь которого определяется в 200 га.
Сокращение развития города на юг, выход жилых районов, садов и парков на побережье залива по берегам Васильевского, Петровского и Крестовского островов исправит в значительной степени историческое недоразумение, в силу которого Ленинград, расположенный на берегу моря, не имел к нему выхода.
Ивановская плотина. Архитектор Я. Белдовский. 1937
Восстановительные и реставрационные работы были широко развернуты в Ленинграде в 1945—1946 годах. Было вчерне осуществлено строительство по проекту Н. В. Баранова Новой площади у Финляндского вокзала, раскрытой на Неву. Памятник В. И. Ленину был передвинут на новое место — на центральную ось новой площади. Были проведены обширные реставрационные работы в зданиях Эрмитажа, б. Мариинского дворца, Биржи, Смольного и других выдающихся сооружений Ленинграда, а также работы по благоустройству города.
К XXX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции город Ленина полностью восстановил свой великолепный внешний облик красивейшего города мира.
Большие восстановительные работы развернуты в городах Украины, в частности в Харькове и Киеве.
Столица Украины, Киев жестоко пострадал в дни временной оккупации его фашистами. Лучшая улица города — Крещатик, которая являлась подлинным общественным центром города, была полностью разрушена. Перед архитекторами была поставлена замечательная задача — построить Крещатик заново, сделать его еще более прекрасным, чем он был до вторжения.
Проведенный в начале 1945 года конкурс на проект застройки Крещатика представлял выдающийся творческий интерес, так как тема конкурса затрагивала самые волнующие проблемы современной советской архитектуры.
В 1945—1946 годах по проекту и под руководством Главного архитектора Киева А. В. Власова были проведены большие работы по благоустройству и озеленению Крещатика, который вновь становится лучшей улицей Киева. Большие работы ведутся в Киеве по сооружению Ботанического сада; по восстановлению и новому строительству жилых домов.
К XXX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции советская архитектура приходит значительно окрепшая в своем творчестве и мастерстве, с ясным сознанием своего места и роли в строительстве социалистического государства, своей ответственности перед народом, партией, товарищем Сталиным.
Советская архитектура, являющаяся органической частью всей советской социалистической культуры, упорным творческим трудом и вдохновенными исканиями достигнет новых успехов и впишет еще много славных страниц в историю великой советской страны.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: