Архитектура цирка

Поиски и разработка формы циркового здания, отвечающие направленности советской архитектуры, начались во время уже сложившегося определенного стереотипа функциональной формы цирка. Вчерашнее «шапито», наделенное абстрактным украшательством, постепенно перерождается в монументальное здание, по праву занимающее одно из ведущих мест в архитектурном ансамбле города.

Цирк масштабен, сферичен и многофронтален. Эта «живая» чаша амфитеатра, воедино слитая с многообразным и интересным представлением под куполом и на манеже, порождает широкие возможности в раскрытии современного архитектурного облика цирка.

Современной архитектуре нашего цирка предшествовал двухвековой период развития Западно-Европейского, начиная от амфитеатра Астлея в Лондоне и цирков Франкони во Франции.

Одним из первых в стране появляется широко известный в то время Ивановский цирк. Выполненный огромной полусферой, а также и параллелепипедом кассового вестибюля и цилиндрическим полукольцом производственной части, он отличался простотой формы и художественной выразительностью.

Поиски формы здания развивались в общем русле формообразования и были неотделимы от поисков национального своеобразия и развития местных традиций, национальных мотивов и приемов. 

Цирк в Казани. Архитекторы Г. Пичуев, А. Таганцев; инженеры Е. Брудный, О. Берим

В своем неповторимом национальном колорите огромной пирамиды возвышается Тбилисский цирк. Он как бы является продолжением горы, на которую поставлен. В трактовке образа здания использованы особенности ландшафта Грузии, демонстративно, тектоничными формами создан запоминающийся образ.

При сооружении красивых общественных зданий советская архитектура нередко обращалась к ранее существовавшим архитектурным формам и стилям, к предыдущим историческим эпохам и в первую очередь к эпохе Возрождения. В стиле Ренессанса, а впоследствии и эклектике был создан ряд цирковых зданий, например в Ижевске, Ростове-на-Дону, Киеве, Минске.

Произведения «академизма» не являлись архитектурой, а лишь скульптурным изображением ее. Советская архитектура отказалась от изобразительной, она пошла дальше и перешла к пластической разработке целесообразных форм, материала, конструкций, подчиненных одной идее для достижения желаемого эмоционального воздействия. Особенно это заметно при строительстве цирков в последнее десятилетие, когда определились значительные сдвиги в решении эстетических проблем, когда для создания выразительного градостроительного комплекса и архитектурного образа стали осваивать пространственные конструкции и создавать новые художественные формы, когда эти формы стали диктовать «статус» сооружения, определяющий не только его общественный и функциональный характер, но и место его в городском ансамбле. И только тогда цирковое здание заговорило о себе новой современной архитектурой. 

Цирк в Сочи. Архитекторы Ю. Шварцбрейм, В. Эдемская; инженеры Н. Топилин, А. Меерзон

Потребность в повышенной эмоциональной выразительности выдвинула более укрупненные пластически разработанные формы цирков. Здания вырастают из земли, поднимаются на стилобаты. Происходит членение комплекса на функционально обособленные группы помещений, каждая из которых получает определенную объемную характеристику. На передний план выдвигается часть здания со зрительным залом. Она выразительна по своей пластичности, дается в крупных геометрических формах. Проще, с большим включением сборных элементов, решается производственная часть.

Сплошное остекление помещений фойе, вестибюлей, кулуаров способствует зрительному объединению внутреннего пространства с наружным; окружающий ландшафт вводится в интерьеры здания цирка. Форма внутренних объемов помещений приобретает переменные высоты, материализуя пространство, делая его более замкнутым, не теряя при этом своей пластичности. 

Цирк в Иванове. Архитектор С. Минофьев; инженер В. Лопатин

Одним из принципиально новых решений здания становится Казанский цирк. Внешность его перекликается с внутренним содержанием, раскрывая чашу амфитеатра, монолитно связанную с полусферой.

Выполненный огромным диском, установленным на роялеобразный стилобат зрительской и производственной части, цирк воссоздает асимметричный объем с выразительной композицией, хорошо просматриваемой с верхней террасы города и акватории рек Волги и Казанки. Его современный облик по-особому переплетается с древней архитектурой Казанского кремля.

Как бы подчеркивая запоминающийся образ, световые эффекты вечернего представления прорываются сквозь монолитную железобетонную оболочку диска и передают цветовую гамму силуэту, дополняя его своей гармонией, основанной на специальной ЭВМ. 

Цирк в Алма-Ате. Архитекторы В. Кацев, И. Слонов; инженеры С. Матвеев, М. Плахотников

Композиция Краснодарского цирка подобна Казанскому. Одноэтажный прямоугольный стилобат обогащается диском с кольцом, напоминающим планету «Сатурн». Цирк хорошо просматривается с прилегающей площади, выразителен днем и еще прекраснее становится вечером, когда подсвеченный через стеклопрозрачный витраж как бы парит в воздухе, создавая впечатление легкости и величия.

Две полусферы решают образ, воссоздают объем и этот объем каждый раз решается в новой тектонике, подчиненной определенному замыслу. Архитектура цирка подчеркивается насыщенно пластичными, сочными по цвету, своеобразными формами, выявляющими и передающими цветом, светом и тенью архитектурно-художественные замыслы авторов сооружения.

Веерообразный складчатый диск Ашхабадского цирка на стилобате перерастает в увлекательный «аттракцион». Кажется, что здание вот-вот закружится на центрированном постаменте. И это кручение деловито подчеркнуто теневыми эффектами складок, скользящими вслед за солнцем, и тонкими стойками витражей над низким неподвижным параллелепипедом стилобата. 

Цирк в Ашхабаде. Вид с макета. Архитекторы Л. Сегал, И. Щадрин; инженеры Д. Леонтьев, В. Миронович

Своеобразная архитектоника Сочинского цирка придает ему особую гармоничность, соизмеряет с цирковым жанром, наделенным формой и содержанием. Здесь сливаются воедино и диск зрительного зала с широким кольцевым карнизом в затейливых барельефах, и ребристый купол с рекламной короной, и зеркальные витражи с элементами декоративно-прикладного искусства. Все это в целом синтезированном облике создает определенную гармонию здания цирка, вписанного в архитектурный комплекс Курортного проспекта и окружающий ландшафт с пересеченным рельефом.

Декоративно-прикладное и монументальное искусство, воплощенное в зданиях цирков, формирует образ, конкретизирует замысел, усиливает эмоциональное воздействие. Синтез его с архитектурой в цвете и фактуре дополняет и обогащает архитектурно-художественный замысел. Цирковое искусство наделяет этот замысел многогранным сюжетом. 

Цирк в Ташкенте. Архитекторы Г. Александрович, С. Беркович, Ю. Козел, Р. Муфтахов

Наша архитектура многонациональна, поэтому каждое новое здание цирка в любой из союзных республик отражает свои национальные мотивы, пользуясь новыми материалами и конструкциями. Привлекательным национальным силуэтом чешуйчатой казахской праздничной юрты «ак-отау» на фоне белоснежного Заилийского Алатау выглядит здание Алма-Атинского цирка. Национальный колорит в сочетании с современными конструкциями из стекла и бетона, отделкой из мрамора и гранита создают новую композицию. Внутренний цилиндрический объем раскрывается пластически разработанной конструкцией. Он привлекателен, как и весь ансамбль на зеленой лужайке с голубыми елями, фонтанами и сказочными скульптурами.

Совершенно в ином стиле выполнено здание Бакинского цирка. Его купол напоминает бутон распускающегося цветка, вырастающего из стекла и бетона. Здание вбивается в городскую застройку огромным объемом. Ниспадающие широкие лестницы, низкие крылья кассовых вестибюлей и огромный орнаментированный цилиндр, раскрытый витражом, подчеркивает высоту и масштабность сооружения. 

Цирк в Кисловодске. Архитектор Г. Напреенко; инженер А. Шевцов

Здание Ташкентского цирка вместимостью свыше 3 тыс. человек выглядит более приземистей и пластичней. Новаторство при разработке формы его проявилось не только в компоновке основного объема, но и в обновлении важнейших элементов, в частности ограждающих конструкций — декоративной решетки по всему периметру. Основные несущие конструкции купола и чаши имеют массивную пластическую форму. 24 радиальных ребра стянуты железобетонными антисейсмическими поясами от основания до купола. Пластическая разработка формы выполнена в духе национальных традиций шатра, обогащенных современными жанрами. Цирк вливается в окружающую застройку новых районов города своей тектоничностью и неповторимостью образа.

Трактовка образа цирка выражается не только национальным колоритом, но и предшествующими историческими образами, превращенными в монументальную архитектуру. Так, неповторимой тектоникой, выразительной объемно-пространственной композицией выделяется из окружающей застройки проспекта Победы здание Кисловодского цирка. Изящная шатровая оболочка покрытия, раскрытая треугольником витражей, привлекает внимание, создает образ «шапито», так знакомый публике. Этот образ еще выразительнее становится вечером, когда на тускнеющем небосводе вдруг вспыхивает ярко светящаяся корона шатра, подсвеченная многоцветьем мозаично-прозрачных витражей, наделенных спецификой циркового жанра. Шатер как бы распахивает форганг и обнажает представление, выраженное в мозаичных вставках. Этому зданию присуще специфическое мироощущение, жизнерадостность и эмоциональность, пластичность и органическое чувство ритма. 

Цирк в Москве. Архитекторы Я. Белопольский, Е. Вулых, С. Феоктистов, В. Хавин; конструкторы А. Судаков, В. Васильев; инженер Г. Хромов, В. Березин, Ю. Дыховичный 

Необычайная выразительность купола с распростертым кольцевым козырьком, прозрачность общего объема, подчеркнутая зеркальной облицовкой фойе, совершенно по-иному раскрывает новый Московский цирк. Он, словно огромной «летающей тарелкой жонглера», приземлился из прошлого на проспекте Вернадского и застыл над ним в образе первобытного «шапито». Высокий объемистый шатер и низкий многоугольник витражей одновременно подчеркивают сферичность и многофронтальность цирка.

Новые возможности строительной техники и прежде всего внедрение вантовых систем при сооружении большепролетных перекрытий создали предпосылки к пластической разработке современных архитектурных форм и совершенно новых универсальных цирковых зданий. Разработка универсального цирка начиналась с ивановского стационара, затем была воплощена в Волгоградском цирке путем создания формы из различных по своей конфигурации объемов параллелепипеда и цилиндра, перекрытого частью сферы. 

Цирк в Новосибирске. Архитекторы Г. Напреенко, С. Гольфер; инженер В. Коркилов

Покрытие Новосибирского универсального цирка вместо традиционного купола воплощено в оболочку гиперболического параболоида. Круглый, полураскрытый витраж барабана с ниспадающим покрытием и усеченная опрокинутая конусообразная поверхность козырька, пронизывающая стекло, потолок фойе и переходящая в амфитеатр к смещенному манежу, рождает новую композицию, отличную от предыдущей. Это здание не похоже на цирковое, оно универсально по своей выразительности в новом художественном стиле, разнообразно по пластике форм, вливающихся в единый объем.

Создавая определенную выразительность архитектуры цирка, мы невольно приходим к новой тектонике, художественно осмысленной конструктивной форме, в которой архитектура, наделенная декоративно-прикладным искусством, с тематикой цирка вливается в единый объем, подчиненный идейно-направленному замыслу. Вот почему здания цирков проявляют редкую загадочность образа, характерный лиризм, как бы смягчающий архитектурную композицию. 

Цирк во Владивостоке. Архитекторы С. Гельфер, Г. Напреенко; инженеры В. Шемякин, Ю. Крылов

Другим, более отличительным от предыдущих универсальных цирков, является Владивостокский универсальный цирк. Его архитектурная композиция выполнена пересечением двух объемов, один из которых огромной усеченной трапецией консольно вырастает из пересеченного рельефа, а второй, как несущее ребро первого, уравновешивает его. Зрительному смягчению перехода от живописных линий ландшафта к геометрическому объему здания способствуют пандусы и террасы природного рельефа, движение по которым мало отличается от движения по горизонтали, чем психологически обеспечивается непрерывный переход с одного уровня на другой. Дугообразный фасад витражей и нависающий козырек с прибрежной морской волной говорят о приморье Дальнего Востока — начала нашей Родины.

Формирование архитектуры цикла еще не закончено, оно будет продолжаться из поколения в поколение, обогащая духовные потребности советского народа.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: