Тбилиси. Дом на улице Марти

Когда архитектору отводится для строительства большой, свободный незастроенный участок, как это бывает в наших новых городах, он не стеснен в претворении своих замыслов. Его творческая фантазия, вдохновляемая величием наших идей и запросами жизни, смело устремляется в поиски наиболее выразительного и экономного приема композиции. Труднее приходится при реконструкции старой городской застройки. Мы приводим фрагмент из книги «Новые жилые дома», в котором описано художественное решение этой проблемы грузинским архитектором.  

Архитектор А.Я. Миминошвили, приступив к составлению проекта жилого дома на улице Марти в Тбилиси, должен был расположить свое сооружение на земельном участке шириной всего в 22 метра. Скромные размеры территории не смутили талантливого автора, и он сумел создать здесь первоклассное произведение архитектуры.

Каждый прожитый нами день приносит нам все новые и новые подтверждения глубочайшей правоты ленинско-сталинской национальной политики. На ее благодатной основе развиваются в национальных республиках советское искусство и архитектура.

Тбилиси, Баку, Ереван и другие города закавказских республик за последние два десятилетия приобрели новый художественный облик. Замечательные архитектурные ансамбли на площадях и проспектах, созданные в этих городах, восхищают советских людей своим жизнерадостным видом. За эти годы в республиках выросли кадры талантливых архитекторов, пользующихся заслуженной известностью.

Генеральный план участка на улице Марти. Иллюстрация из книги «Новые жилые дома»

Жилой дом на улице Марти в Тбилиси является одним из наиболее ярких произведений архитектурного искусства наших национальных республик. При виде этого здания возникает чувство искренней радости за нашу страну, за ее растущую культуру.

В этом сравнительно небольшом по объему сооружении отражены все основные прогрессивные признаки советского архитектурного произведения.

В облике дома с предельной ясностью выражен его архитектурный жанр. Любой человек с первого взгляда без колебаний скажет, что перед ним — советский жилой дом.

Весь художественный организм этого сооружения, все его формы насыщены дыханием советской эпохи. Автор глубоко прочувствовал требования нашего времени к архитектуре жилого дома.

Не впадая ни в какие крайности и излишества, он создал подлинно современный облик здания на основе глубокой творческой переработки художественного наследия. Вместе с тем архитектор очень умно и тонко выразил в композиции сооружения и в его архитектурных деталях своеобразие национальной архитектуры.

Здесь нет и в помине того налета архаики и нарочитости в понимании и трактовке национальной художественной формы, которыми еще грешат некоторые архитекторы наших братских республик.

Национальные черты архитектурной формы присутствуют здесь не в качестве декора, наоборот, они органически вплавлены в идейно целеустремленный художественный образ произведения.

Общий вид дома на улице Марти. Иллюстрация из книги «Новые жилые дома»

Композиционная система фасада здания очень ясна и выразительна. В ней нет подчеркнутого осевого построения и в то же время весь строй членений уравновешен и гармоничен. Симметрия фасада чувствуется, но она выражена в полутонах — и в расположении входа и балконов, в ризалитах по обоим концам здания и в пятикратном повторении арок в верхнем этаже.

Членение фасада по высоте на три части, весьма распространенное в наших многоэтажных домах, трактовано очень умело и художественно.

Первый этаж, облицованный рваным естественным камнем, олицетворяющий собой прочный стилобат, кажется более высоким и значительным, чем другие этажи, благодаря подвальному помещению, имеющемуся под зданием.

Парадный вход размещен в глубокой арочной нише, а полуциркульная арка обрамлена красивым декоративным архивольтом. Широкая сильная полоса архитрава, пройдя по всей длине фасада, объединяет простенки первого этажа и передает на них нагрузку от верхних этажей здания. Архитрав подчеркивает статичность и вместе с тем напряженность стилобата. Благодаря этому приему весь фасад приобрел тектоническую силу, ясность и определенность.

Фрагмент фасада дома на улице Марти. Иллюстрация из книги «Новые жилые дома»

Следующий ярус главного фасада образован тремя этажами, выражающими собой основной фон фасада. Небольшие балконы, придающие фасаду пластичность и живость, имеют изящный вид. Проемы обрамлены превосходной резьбой по камню. Красивый грузинский орнамент этой резьбы, исполненный с большим искусством, художественно сочетается с гладью светлых стен. Все профили тяг, наличников и балконов прорисованы очень тонко в одном архитектурном масштабе.

Верхняя часть здания — его пятый этаж — трактован в форме большой лоджии. Легкая изящная аркада, очень красивая по рисунку, опирается на стройный ряд колонн, гармонирующих со всеми деталями ограждения лоджии.

Венчающий карниз здания, имеющий большой вынос, представляет собой тонкую плиту, поддерживаемую консолями характерного очертания.

Дом на улице Марти, расположенный на высоком месте, хорошо виден издалека. При ярком дневном освещении, которое так присуще солнечной Грузии, он кажется особенно белым и нарядным. Игра теней на главном фасаде здания, обращенном к югу, подчеркивает благородство его пропорций и пластичность архитектуры. Все эти качества художественного облика здания, еще более обогатившего живописный архитектурный пейзаж Тбилиси, свидетельствуют о глубоком понимании автором законов градостроительного искусства.

Единственный серьезный упрек, который можно высказать автору, состоит в том, что боковые фасады здания почему-то были оставлены строителями дома без архитектурной отделки и надлежащей прорисовки. Эти фасады здания при наличии односкатной кровли представляют собой глухие кирпичные стены, имеющие вверху грубый силуэт. При виде грубых торцовых стен здания вспоминаются дореволюционные доходные дома. Учитывая, что дом расположен на высоком месте и хорошо виден из многих районов города, пренебрежение архитектора к отделке боковых фасадов является крупным творческим промахом.

Для полного уяснения вопроса об архитектуре дома на улице Марти следует рассмотреть планировку его квартир. Единственная жилая секция, являющаяся вместе с тем и планом здания, состоит из двух квартир, имеющих по три-четыре комнаты.

Планировка дома на улице Марти. Иллюстрация из книги «Новые жилые дома»

Благодаря небольшому числу квартир, выходящих на одну лестницу, автору удалось обеспечить здание сквозным проветриванием, что в условиях жаркого климата имеет существенное значение. Во всей планировке помещений квартиры правильно учтены условия климата и бытовые особенности. Помещения дневного пребывания семьи — столовая, остекленная веранда и кухня — расположены с северной стороны здания, спальни же, наоборот, вынесены на южную сторону. В условиях Тбилиси, с его жаркими летними днями и прохладными ночами, такая планировка квартиры, представляется наиболее разумной.

Значительная ширина секции (около 15 м) позволила архитектору придать комнатам удлиненные пропорции, что препятствует солнечному перегреву жилища.

Обособленное размещение ванной и санитарного узла, разумеется, не может быть признано положительной чертой планировки, ибо оно вызывает излишние расходы на строительство коммуникаций.

К недостаткам интерьера квартиры следует также отнести неудачную планировку передней, имеющей соотношение сторон 4,5:1,7. Планировка вспомогательных помещений (санитарного узла и кладовой), примыкающих к передней, также не отличается хорошим архитектурным замыслом.

Основная жилая комната квартиры, связанная непосредственно с передней, сделана очень просторной и имеет приятное очертание. В целом дом построен с учетом климатических условий края: в нем хорошо и удобно жить. Жилой дом на улице Марти в Тбилиси является крупной творческой удачей талантливого автора и ценным вкладом в фонд советской архитектуры.

Деталь лоджии дома на улице Марти. Иллюстрация из книги «Новые жилые дома»

Этот большой успех был достигнут благодаря тому, что зодчий создавал свое произведение в здоровой идейно-творческой атмосфере, в обстановке всеобщего подъема советского градостроительства. В течение многих лет партия Ленина — Сталина уделяет большое внимание воспитанию архитекторов в духе служения великому советскому народу. Она неустанно призывает архитекторов к повышению идейно-теоретического уровня, к овладению мастерством для того, чтобы успешно создавать новую социалистическую культуру.

В дружной семье советских архитекторов в условиях взаимной творческой помощи выросли и в Москве и в столицах союзных республик молодые талантливые силы. Когда в 1938 году виднейший советский зодчий А. В. Щусев, опираясь на прогрессивное наследие грузинского искусства, построил в г. Тбилиси здание филиала института Маркса-Энгельса-Ленина, он реально помог архитекторам советской Грузии подняться в своем творчестве на более высокий художественный уровень. Как бы в ответ на это, год спустя посетители Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве увидели среди сооружений выставки павильон Грузии, в котором архитектор А. Курдиани ярко и зрело показал красоту нового грузинского зодчества.

Павильон Грузинской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. 1948 год. Фото: Википедия 

Преображенный облик городов наших национальных республик говорит о том, что теперь нет того разрыва, который когда-то существовал между архитектурой столицы и архитектурой других крупных городов. Прежние понятия о провинциальном городе, о провинциальной архитектуре чужды советскому градостроительству. Вместе с зодчими Москвы, Ленинграда и других крупных центров градостроители наших братских республик успешно борются за создание советской классической архитектуры.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: