Кинотеатры СССР

Во вступительной статье в небольшой книге-брошюре, изданной в 1948 году и посвященной исключительно советским кинотеатрам, большое внимание уделено статистике и показателям. В целом, такой стиль повествования характерен для многих книг по архитектуре и культуре, изданных в советское время, — в конце 1950-х московское издательство Академии архитектуры СССР огромными тиражами выпускало книги о санаториях, домах отдыха, дворцах культуры и других «третьих местах», куда советский человек отправлялся после работы, на выходные и в отпуск. Ниже опубликованная статья отведена как раз именно кинотеатрам, архитектурный образ которых скорее напоминал роскошные дворцы, чем увеселительно-развлекательные заведения, где можно было провести всего несколько часов в неделю. Что не случайно, ведь как указывал сам товарищ Сталин — «Кино в руках советской власти представляло огромную, неоценимую силу».

Величайшие деятели нашего времени Ленин и Сталин характеризуют молодое, растущее искусство советского кино как могучее средство массовой агитации. «Кино в руках советской власти представляет огромную, неоценимую силу», — указывает товарищ Сталин.

Исключительное политико-воспитательное значение киноискусства СССР предопределило объем строительства зданий кинотеатров. Число киноустановок в СССР, увеличиваясь из года в год, достигло к 1910 году 28 200 точек, между тем как в дореволюционной России в 1913 году было только 1400 городских киноустановок.

В первые годы войны почти половина кинотеатров была уничтожена фашистскими варварами. Пятилетний план восстановления и дальнейшего развития киносети предусматривает увеличение числа точек к 1950 году до 46 700; из них до 10 400 городских и до 36 300 сельских киноустановок. По сравнению с 1940 годом это означает расширение киносети на 166 процентов.

За годы советской власти выстроены кинотеатры большой вместимости. таковы: кинотеатр «Ударник» в Москве на 1600 мест (Б.М. Иофан). Кинотеатр в Иванове на 1 500 мест (В.М. Воинов). Кинотеатр «Гигант» в Ленинграде на 1400 мест (А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский). Кинотеатр в Сталинабаде на 1300 мест (С.А. Бабенко), кинотеатр «Родина» в Москве на 1200 мест (В.П. Калмыков) и др.

Значение киноискусства в СССР наглядно иллюстрируется рядом сравнительных данных по количеству театров и кино.

В 1945 году в СССР было 375 театров и 15 200 действующих киноустановок, не считая киноустановок закрытого типа (клубных, школьных и т.п.). «... В 1945 году кинотеатры государственной сети посетило 573 миллиона зрителей. Все же остальные виды зрелищ, т.е. театры. цирки, концерты в этом же 1945 году посетило 130 миллионов... За 40 лет существования Художественного театра «На дне» увидал 1 миллион человек, а за два дня демонстрации картины «Чапаев» ее просмотрел тоже 1 миллион человек».

Москва. Театр киноактера (бывший «Первый кинотеатр»). Входная часть здания. Вместимость 914 мест

История зданий кинотеатров стремительна и коротка. С момента постройки первого из них прошло не более пятидесяти лет. Для демонстрации первых кинофильмов были наспех приспособлены различные случайные помещения в существовавших зданиях — магазины, ресторанные залы и т.п. Это были первые кинотеатры встроенного типа, примитивные, несовершенные и ограниченные по вместимости. Однако очень скоро потребовалось увеличение вместимости зрительных залов. Появились здания кинотеатров, частью или полностью пристроенные к жилым или общественным зданиям, и, наконец, кинотеатры в самостоятельных зданиях.

Возникновение встроенных и пристроенных типов зданий кинотеатров было обусловлено особенностями городского строительства: плотной многоэтажной застройкой городских кварталов, недостатком земельной площади и необходимостью ее экономного использования.

Кроме того, в дореволюционной России большую роль в образовании встроенных и пристроенных кинотеатров играли условия частного землевладения и узко коммерческого расчета.

Кинотеатрам этих типов свойственны известные планировочные и архитектурные недостатки. Они проистекают из совмещения кинотеатра, имеющего большие помещения общественного назначения, с жилым зданием, характерным частой сеткой опор, небольшими пролетами перекрытий и небольшими помещениями. При этом неизбежны нецелесообразное расположение помещений, их случайные, чаще всего вытянутые, пропорции, эвакуация зрителей через двор жилого дома и т.п. Архитектура зданий этих типов кинотеатров либо растворяется в архитектуре жилого здания, либо образует с ним гибрид, весьма невысокой художественной ценности, мало интересный для архитектуры города.

Кинотеатр в самостоятельном здании имеет бесспорные преимущества по сравнению со встроенными и пристроенными кинотеатрами. Он требует специального земельного участка, но расположение помещений кинотеатра, их форма и размеры, пространственная композиция и архитектурный образ разрешаются наиболее совершенно.

Москва. Театр киноактера (бывший «Первый кинотеатр»). Зрительный зал

Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив частное землевладение, осуществив государственное регулирование строительства в городах, возведя в закон архитектурные и градостроительные требования, сделав сталинскую заботу о человеке одной из основных задач архитектуры, обеспечила полную возможность развития кинотеатров в самостоятельных зданиях и создала благоприятные условия для решения творческих задач в области архитектуры кинотеатров.

Уже в 1928–1930 годах в проектных организациях, архитектурных вузах и научно-исследовательских учреждениях развернулась интересная и большая работа по проектированию различных типов кинотеатров.

Чрезмерная и бессмысленная перегрузка большинства зданий конца ХIХ и начала ХХ века декоративными и архитектурными мотивами, их низкопробный эклектизм, показная мишура, скрывающая убожество мысли и низкий уровень мастерства. естественно вызвали у советских архитекторов отрицательную реакцию. Руководящим началом в их работе было стремление к архитектурной правде и простоте.

Однако ни творческие искания первых лет советской архитектуры оказали некоторое влияние чуждые советскому искусству идеи конструктивизма — формалистического течения, порожденного буржуазным искусством Запада. Это привело в архитектуре к созданию ряда зданий, лишенных идейной направленности, эмоционального содержания, к трактовке архитектурного образа в виде сухих линий, голых плоскостей и стеклянных полос, к игнорированию эстетических потребностей советского человека. Конструктивистский формализм ни в какой степени не отвечал высоким требованиям, предъявленным к социалистической архитектуре, и был резко осужден советской общественностью.

Москва. Двухзальный кинотеатр «Родина». Вместимость 1200 мест 

Постановления партии и правительства по вопросам искусства наметили основные задачи дальнейшего развития советской архитектуры: проблемы идейности в архитектуре, освоения передовых элементов классического наследия, эмоциональной содержательности, народности и мастерства.

Перед советскими архитекторами встала задача углубленного критического изучения и освоения классического наследия русской и мировой архитектуры, изучения и освоения лучших традиций народного зодчества, создания подлинно художественных, национальных по форме, архитектурных образов, насыщенных социалистическим содержанием.

Сейчас, после многих лет упорной настойчивой работы, несомненно, можно отметить значительные достижения в архитектуре советских кинотеатров. Она окрепла и выросла как в отношении своего идейного содержания, так и в своих художественных качествах. Здания кинотеатров, как правило, получили более выразительные объемы и более простые фигуры планов, отвечающие планировочным и эксплоатационным особенностям кинотеатров. Экономические показатели существенно улучшились. Пути загрузки и эвакуации стали яснее и короче. Потоки входящих и выходящих зрителей получили четкую диференциацию. Состав помещений и их размеры стали назначаться более обоснованно. Несвойственные кинотеатрам кольцевые фойе и кулуары, ложи и гардеробы, возникшие вследствие влияния архитектуры театральных зданий, исчезли. Обычными элементами обслуживания посетителей кинотеатра стали эстрада и уголок с журналами и газетами, выставки и буфет.

На основе последних научных исследований в области оптики и акустики улучшены видимость и слышимость — эти два важнейших качества кинопоказа, определяющие доходчивость фильма и его полноценное восприятие.

Замечательным событием в развитии киноискусств явилось стереокино, показывающее изображение на экране объемно в трех измерениях, т.е. так, как привык воспринимать его глаз в действительности.

Ленинград. Трехзальный кинотеатр «Москва». Вместимость 1200 мест

В результате поисков новых более экономичных и совершенных зданий были разработаны типы многозальных кинотеатров. Их качества — меньший объем зданий на одного зрителя, меньшая стоимость, сокращенные в два-три раза интервалы между началами сеансов и другие эксплоатационные удобства. Многозальные кинотеатры быстро получили в практике советского строительства значительное распространение. Первые многозальные кинотеатры были построены в Москве, Ленинграде, Челябинске и Калинине.

В 1945 году был разработан тип кинотеатра с уплотненным использованием зрительного зала, в котором помимо демонстрации фильма осуществляется также постепенное накапливание публики перед сеансом и показ эстрадных выступлений во время антракта между сеансами. Этот эксплоатационный метод дает за счет сокращения излишней площади фойе значительный экономический эффект, а при проведении эстрадных выступлений в зрительном зале значительные удобства для публики и артистов. Все зрители во время эстрадных выступлений обеспечиваются отдельными местами, а артисты эстрады — нормальной эстрадной площадкой с артистическими помещениями, устраиваемыми за счет большого предэкранного пространства, обычно бесполезно пустующею. В настоящее время предложение реализуется. Первые проекты кинотеатров подобного типа разработаны в 1947 году Союзкинопроектом и предназначены для текущего строительства в районных центрах, где при ограниченном числе киносеансов применение таких типов кинотеатров является особенно желательным.

В 1947 году в Академии Архитектуры СССР закончены работы по проектированию кооперированного кинотеатра. Тип кооперированного кинотеатра основан на взаимодействии и сосуществовании в одном укрупненном архитектурно-строительном комплексе кинотеатра и учреждений, родственных ему как по архитектурно-строительным признакам, так и по своему общественному назначению, причем за кинотеатрами оставляется в комплексе главенствующее положение.

Дополняющими кинотеатр элементами могут явиться культурно-просветительные учреждения (выставочные залы, библиотеки-читальни, залы хроникального фильма и т.д.), предприятия питания (кафе, кондитерские и т.п.), магазины и киоски различного назначения.

Ленинград. Трехзальный кинотеатр «Москва». Лестница фойе

Здание кооперированного кинотеатра увеличивается в объеме и высоте и получает право на существование в виде самостоятельного сооружения, архитектурные и градостроительные качества которого делают его ценным элементом архитектурных ансамблей города. Для размещения кинотеатра и дополняющих его учреждений в здании кооперированного кинотеатра создаются благоприятные условия, которых не могло быть в тесных габаритах жилых домов. Пропорции помещений кинотеатра и их планировка приобретают нормальные формы и размеры. Вместимость зрительных залов, ограниченная в жилых зданиях 150–300 местами. может быть любой величины и полностью удовлетворять экономическим, техническим и архитектурным требованиям.

Таковы общие черты этого нового типа здания, основанного на возможностях, заложенных в системе государственного планового регулирования строительства, и имеющего данные для применения в советской архитектурной практике.

Во всех случаях проектирования зданий советских кинотеатров в полной мере сохраняется принцип пуска зрителей в зрительный зал по сеансам, чем советское кино принципиально отличается от зарубежного, где широко распространен беспрерывный пуск зрителей.

Беспрерывный пуск, дающий возможность смотреть фильм не в строго последовательном порядке с начала до конца, а с любого случайного момента, не может не отражаться самым отрицательным образом на цельности восприятия фильма как художественного произведения; мешают также шум от беспрерывно входящих зрителей, их мелькание перед экраном и т.п.

Беспрерывный пуск — явление не случайное. Оно отражает глубокую безыдейность зарубежного киноискусства, его «развлекательность», его коммерческий характер частного торгового предприятия.

Советское киноискусство преследует другие высокие цели, обязывающие обеспечить полноценное, последовательное восприятие каждого фильма любого жанра. Это возможно только при «прерывном» пуске, при заполнении зала по сеансам, что и является эксплоатационной системой советских кинотеатров, определяющей своеобразный состав, размеры и планировку помещений кинотеатров.

Работа над типами советских кинотеатров неразрывно связывается с общими проблемами градостроительства.

Действительно, невозможно в новых социальных условиях решать тип общественного здания без учета интересов города в целом, и, наоборот, вести градостроительство без планового, а следовательно, наиболее правильного н эффективного размещения в нем общественных зданий. Вид города без характерной и выразительной архитектуры общественных зданий уныл и скучен. В свою очередь архитектура общественного здания наиболее полно, ярко проявляется и действует при свободном, парадном расположении здания в системе городской застройки. Общественные здания, украшая и оживляя город, являются в то же время художественными образами и материальными выразителями его общественной жизни.

Ленинград. Кинотеатр «Гигант». Вместимость 1400 мест. Фойе

Эти положения и стремление приблизить здание кинотеатра к советскому зрителю определяют не только выбор типа здания кинотеатра, но и его расположение в городской застройке — на магистрали, площади, в парке, так расположены новые кинотеатры в Москве, Ленинграде, Челябинске, Чимкенте. Ворошиловграде и других городах. Аналогично размещаются здания кинотеатров в поселках и районных центрах. При этом здания кинотеатров становятся одними из главных элементов городских и сельских архитектурных ансамблей.

Вокруг зданий кинотеатров создаются широкие озелененные пространства и благоустроенные площадки для размещения входящих и выходящих зрителей и для стоянки автомашин. Здесь же располагаются монументы, памятники, фонтаны, киоски, рекламные стенды и световые точки.

Здания советских кинотеатров вместе со своим окружением разрывают узко ограниченные рамки, свойственные большинству кинотеатров за рубежом, где они загоняются в подвалы, в тесные закоулки дворовых участков, в случайные промежутки между жилыми домами. По своему облику и расположению советские кинотеатры естественно становятся общественными архитектурными и культурными центрами, своего рода форумами советского киноискусства.

Образ здания советского кинотеатра неразрывно связывается с представлением о социальной и культурной роли советского киноискусства. Поэтому он, несомненно, должен находиться в полном соответствии с характером, значением, задачами и спецификой самого киноискусства. Этим определяются высокие требования к идейности, художественному качеству архитектуры зданий кинотеатров, к удобствам зрителей, к выбору архитектурных средств и расстановке сил изобразительных искусств, сопутствующих архитектуре.

На парапетах зданий кинотеатров водружаются скульптурные образы героических работников полей и заводов (кинотеатр в Черкесске), изобретателей и ученых (кинотеатр в Ворошиловграде). На стенах размещаются памятные доски, посвященные героической обороне СССР в Великую Отечественную войну, значению киноискусства, достижениям советской науки и т.п. На венчающих частях зданий кинотеатров, на фронтонах и парапетах сверкают наименования кинотеатров, вызывающие в памяти большие события, знаменательные даты или имена славных советских городов, великих людей, поэтов, писателей. Таковы кинотеатры им. Низами в Баку, им. Руставелли в Тбилиси, им. Шевченко в Сталино, им. Горького в Черкесске, «Родина» и Москве, «Москва» в Ленинграде, «Октябрь» в Ворошиловграде и многие другие.

Тбилиси. Кинотеатр им. Руставелли. Вместимость 100 мест

В архитектурных формах и скульптуре, в орнаментах и росписях отражаются традиции национальных культур народов СССР. Так, например, в столице Узбекской ССР Ташкенте ясные и современные объемы нового здания кинотеатра (А.А. Сидоров) сочетаются с мотивами искусства народов Средней Азии — узорчатым плетением орнамента, своеобразной формой колонн и исключительно цветистой декоративной обработкой плоскостей.

В архитектуре ленинградского кинотеатра «Гигант» (А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский) нашли отражение черты русского классицизма, свойственные архитектуре Ленинграда и его окрестностей. Монументальная строгость, своеобразный характер крупных членений фасадов, выразительная пространственная композиция интерьера, рассчитанного на заботливое обслуживание массового советского зрителя, определили художественный образ здания этого кинотеатра.

Облик кинотеатра в Бежице оригинален смелой композицией объемов и лаконичностью изобразительных средств, умаляемых схематизмом его архитектуры.

В кинотеатре Челябинска (А.Я. Корнфельд) мощный стилобат сочетается с высоким, уверенным и ясным объемом основной части здания. Формы строги и сдержанны, как окружающая природа.

В другом кинотеатре в Челябинске (В.А. Бирюков, А.С. Ладинский, М.Г. Семенов), построенном в 1946 году, реализованы творческие тенденции и искания последних лет. Портик, имеющий в кинотеатре немаловажное функциональное значение, подчеркивает общественный, подлинно массовый характер здания и является интересным главенствующим пластическим архитектурным элементом сооружения.

Одним из последних по времени сооружения является кинотеатр, законченный в1947 году в Каменске-Уральском (В.В. Емельянов). Построенное в послевоенные годы здание импонирует своими размерами и архитектурой, в которой чувствуются сила, разнообразие и творческая молодость. Интересен своей овальной формой план зрительного зала. Эффектна портальная арка с венчающим ее гербом СССР. Удачно софитное освещение, усиливающее архитектурное звучание арки. Хороши картины интерьера с элементами живописи и скульптуры, в которых незаурядный уровень мастерства сочетается с идейной содержательностью. Таковы барельефы Ленина и Сталина на главной лестнице. Характерная фигура Максима Горького, поставленная на фоне просторного волжского пейзажа; таковы крупные декоративные росписи в фойе, изображающие славные города СССР — Москву и Ленинград. Наконец, двойное назначение и использование зрительного зала — для показа кинофильмов и для проведения в нем эстрадно-концертных выступлений — явление новое и интересное.

Ташкент. Кинотеатр «Родина». Вместимость 700 мест

Особенности национального искусства без чуждого советским людям ограниченного шовинистического национализма, творческие индивидуальности и архитектурные традиции различных городов — все отразилось на архитектуре зданий кинотеатров, получивших импонирующее многообразие вместе с объединяющими их всех чертами социалистической идейности. Разнообразен язык, но чувства и направленность к коммунистическому воспитанию масс едины.

Электрический свет в архитектуре зданий кинотеатров приобретает с каждым годом все большее значение.

Выполняя утилитарные функции, свет в то же время является впечатляющим художественным фактором и одним из характернейших элементов архитектуры зданий кинотеатров. Свет оттеняет их наиболее привлекательные части, придает им острые и необычные черты, говорит об их репертуаре, приглашает, зовет, агитирует.

Свет в советской архитектуре не формалистический трюк с выхолощенным содержанием, не игра огней для самой игры, что отличает предпринимательское использование света за рубежом, а один из подсобных элементов большого серьезного искусства, выполняющего большую и ответственную роль.

Архитектура интерьера советских кинотеатров, их композиционные построения стали разнообразное по замыслу и тоньше по выполнению и рисунку.

Расширился диапазон применяемых форм помещений и их перекрытий. Впервые появились овальные, многогранные, круглые формы планов фойе и зрительных залов, перекрываемых не только балочными, но и различными сводчатыми конструкциями со своеобразным и свежим декором.

Ташкент. Кинотеатр «Родина». Фрагмент центральной части фасада

«Лестничные узлы» из чисто функциональных элементов превратились в выразительные архитектурно-художественные части зданий. Рисунок лестничных маршей, геометрический ритм ступеней, контрасты в ширинах маршей, расчет на определенную точку зрения, — все эти нюансы техники и мастерства создают из лестницы один из характернейших элементов архитектуры интерьера кинотеатров.

Накопился архитектурный опыт, позволивший в различной высоте помещений увидеть средство эмоционального воздействия. Высота помещений, диктуемая санитарными требованиями, вместе с тем используется в пространственных композициях, внося в интерьеры кинотеатров разнообразие, живописность, новизну и остроту. Одним из популярных приемов является композиция высокого двухсветного пространства фойе с примыкающими к нему менее высокими помещениями первого и антресольного этажей. При экономном расходовании площади и объема здания этот прием, подкрепленный цветом и отделкой, позволяет создавать архитектурные картины, неисчерпаемые в своем богатом содержании. Это хорошо иллюстрируют интерьеры кинотеатров в Каменске-Уральском, «Гиганта» в Ленинграде и другие.

Помещения кинотеатра, разнообразные по форме плана и объему, располагаются в определенной функциональной и художественной последовательности и составляют анфиладные, симметричные и ассиметричные построения. Посетителю представляются картины сменяющихся с каждым шагом архитектурных кадров, фрагментов, перспектив с чертами широты и торжественности, столь свойственными общественным сооружениям. 

Статья из этой книги:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: