Художники часто вдохновляются великим искусством прошлого, копируют или по-своему интерпретируют позы и технику мастеров. Многие стремятся переосмыслить искусство через призму современного мира, связать его с настоящим, личным, поместив тем самым произведение в новый контекст и придав ему новое звучание. TATLIN рассказывает, откуда берет начало традиция академической репродукции и как этот метод эволюционировал сегодня.
- Текст:Наталия Буданова7 августа 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Говоря о творчестве британского художника Дэвида Хокни, невозможно обойти стороной произведения Винсента ван Гога. «Хорошие художники не заимствуют, они крадут. И да, иногда я краду у ван Гога», — признался Хокни. Однако, он все же преувеличивает свою «кражу» — работы художника не являются прямой копией картин нидерландского мастера. Как и ван Гог, Хокни вдохновляется природой, использует яркие цвета и экспериментирует с перспективой. Сходство двух художников было отмечено и на выставке «Хокни — Ван Гог. Наслаждение природой», которая прошла этой весной в Музее ван Гога в Амстердаме. Кураторы этой выставки проводят параллели между творчеством двух художников, а их работы были представлены рядом друг с другом, чтобы подчеркнуть связь между творческими методами.
David Hockney, "Kilham to Langtoft II", 2008
David Hockney, "More felled trees on woldgate", 2005
Прямое копирование произведений прошлого считалось важным аспектом обучения и одной из основ академического образования. Так, всего за 50 лет ученики Императорской Академии Художеств, созданной в 1757 году в Петербурге по образу и подобию аналогичных учреждений Запада, создали около 1500 копий и самостоятельных учебных картин — данные о них сохранились в Российском Государственном Историческом Архиве. Кропотливое воспроизведение картин известных художников способствовало не только приобретению профессиональных навыков, но и формировало менталитет, в котором произведения классиков выступали как эстетический эталон.
Van Gogh, "Harvest in june", 1888
Van Gogh, "Harvest in provence", 1888
В российской академической традиции учебному копированию все еще уделяют большое внимание как средству изучения техники рисунка и живописи, но при этом забывают про другие направления современного искусства — такие, как инсталляция, перформанс, мультимедиа-арт.
Преподаватели Британской высшей школы дизайна считают, что именно переосмысление шедевров, а не прямое копирование может помочь выработать свой творческий метод и познакомить с контекстом современного искусства. «В современном искусстве идея доминирует над формой, а студенты художественных школ в России продолжают изучать то, что было актуально много лет назад. При создании произведений искусства художникам важно не только владеть разными художественными техниками, но и уметь исследовать и анализировать контекст. Студенты Британки знакомятся с разными инструментами творческой деятельности, изучают современное искусство и дизайн коммуникаций, учатся работать на плоскости и в объёме, на бумаге и компьютере. Наша задача — не добиться совершенства в каком-то одном направлении, а дать попробовать разное и пробудить интерес к творчеству в целом. Студенты учатся проводить исследования, анализировать и интерпретировать информацию. На начальном этапе знакомства с миром искусства нам важно не мастерство исполнения работы, а ход мысли студента во время реализации проекта и та идея, которую он в него вложил. Поэтому на защите проектов по одному и тому же брифу могут быть самые разные работы: например, рисунок, перформанс, цифровая графика или инсталляция», — говорят кураторы программ Introduction to Art & Design Юлия Степанова и Pre-Foundation Art & Design Михаил Левин.
В рамках проекта «Take & Remake» студенты Британки делали именно это — исследовали и анализировали произведения прошлого. Во время знакомства с экспозицией Европейской и Американской художественной галереи XIX и XX веков в ГМИИ им. А.С. Пушкина они должны были выбрать одно из произведений французских импрессионистов, постимпрессионистов или мастеров начала XX века и изучить технику, композицию, цвет и историю создания выбранной работы.
На основе анализа конкретного произведения студенты развивали собственное видение и выстраивали концепцию, уходя от прямой копии произведения, наделяя ее новым смыслом. Работая над своим проектом, ребята экспериментировали с различными медиа и техниками современного искусства, искали вдохновение не только в самой работе, но и в окружающем их мире и личных переживаниях.
Ответственность ведения персонального проекта стимулировала студентов и усиливала потребность анализировать, рефлексировать и видеть с нестандартных ракурсов задание. Итогом проекта «Take & Remake» стала выставка студенческих работ, выполненных в разных медиа: инсталляция, скульптура, видео-анимация, живопись, фотография, смешанная техника.
Анастасия Гришина. «Красные рыбки» Анри Матисс
Вдохновившись картиной Матисса и иллюстрациями Огородникова для книги Николая Носова «Тук-тук-тук!» (1988), Анастасия решила создать инсталляцию в смешанной технике, сочетая элементы этих двух произведений.
Александр Шермазанов. «Скалы в Бель-Иль» Клод Моне
Вдохновляясь картиной Моне, Александр сделал серию фотографий, стараясь передать цвет и движение воды, а также тревожную и мистическую атмосферу картины.
Елизавета Гашич. «Здание парламента в Лондоне» Клод Моне
В своей работе Елизавета хотела показать разные художественные стили, но в итоге остановилась на использовании разных геометрических форм в трех базовых цветах, что придает работе дух неопластицизма.
Ксения Аксенова. «Автопортрет с физалисом» Эгон Шиле
Вдохновляясь творчеством Шиле, Ксения решила привнести движение в автопортрет художника, поэтому выполнила свою работу в технике анимации, сохраняя задумчивость и отстраненность оригинала.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: