Световая архитектура городов

Световая архитектура города нашла свое выражение в целом ряде конкретных решений. Их анализ позволяет определить основные направления использования света в этой области современного градостроительства: выявление светом планировочной структуры города и решение средствами света пространственной структуры главных архитектурных ансамблей. Среди европейских городов Вена и Париж являются одними из самых характерных примеров. TATLIN приводит статью из книги «Световая архитектура».

Вена

Вена — один из городов Европы, куда ежегодно устремляются тысячи туристов. Большой удельный вес в бюджете страны средств, привлекаемых через туризм, объясняет внимание городских властей к световой архитектуре города.

Основой световой архитектуры является освещение Рингштрассе — кольца, опоясывающего центральную часть города, и главной радиальной улицы Вены — Кёртнерштрассе. Рингштрассе — широкое бульварное кольцо, на котором расположены интереснейшие памятники архитектуры: собор св. Карла, императорский дворец Гофбург, два музея, ратуша, парламент, государственная опера, университет, Академия художеств, Дворец правосудия и др. В противоположность широкому и зеленому Рингу, который напоминает блестящий парад архитектурных стилей (здесь барокко, классицизм и готика не только уживаются, но и дополняют друг друга), Кёртнерштрассе — узкая, многолюдная улица, архитектура которой не представляет интереса. Она соединяет Ринг с готическим собором св. Стефана — архитектурной доминантой и геометрическим центром Вены.

Контраст Ринга и Кёртнерштрассе подчеркнут вечером различием в приемах освещения. На Ринге — мягкий, цветной, сдержанный, заливающий и локальный свет памятников архитектуры, на Кёртнерштрассе — рекламы, заполняющие фасады зданий снизу доверху. Все рекламы белого света. Нет цветных и нет динамичных, кроме одной в начале улицы.

Световой ансамбль центральной части Вены (схема): А — Собор св. Стефана, Б — Кёртнерштрассе, В — Ринг

Доминантой светового ансамбля Вены является собор св. Стефана — великолепный пример готической архитектуры. Собор освещен заливающим светом. Устремление к небу подчеркнуто постепенным повышением яркости по направлению к шпилю. Выразительный силуэт и кружевная пластика собора благодаря хорошо продуманному расположению прожекторов и зеркальных ламп на окружающих собор зданиях.

Интересны приемы архитектурного освещения зданий, расположенных на Ринге. Своеобразная барочная церковь на площади св. Карла с двумя свободно стоящими колоннами, расположенными по бокам от портика, и куполом центрального нефа освещена светом обычных прожекторов и зеркальных ламп и кинжальным светом прожекторов с йодными лампами. При этом использованы щелевидные экраны, позволяющие с больших расстояний освещать детали этого сооружения. Такого типа прожекторы располагаются на опорах, скрытых среди зелени парка.

Один из подземных переходов Вены

Очень эффектен красноватого оттенка свет, проходящий через окна в верхней части здания. Для этого используются натриевые лампы, скрытые в интерьере.

Сочетание холодного света купола, нейтрального света стен и портика с теплым светом, проходящим через окна, делает архитектуру собора очень выразительной в вечернее время.

Готика городской Ратуши, расположенной на Ринге, подчеркивается подсвечиванием верхних ярусов венчающей части здания; при этом для кажущегося увеличения высоты башни используется прием повышения яркости наиболее высоких частей здания.

Важными элементами световой архитектуры Ринга стали подземные переходы. Венские архитекторы были пионерами в создании переходов, сочетающих чисто коммуникационные функции со многими другими. Пользуясь тем, что подземные переходы — это место скопления людей, архитекторы размещают здесь витрины, магазины, бары, рестораны. Это определило новое пространственное решение переходов и самое главное — световую организацию их интерьеров.

Именно световое решение венских переходов отличает их от переходов многих других городов мира.

Париж

Световая панорама Парижа — это прежде всего световая организация архитектурных ансамблей, где светом выявляются не столько фасады, сколько архитектурные пространства. Прием заливающего света использован сдержанно и с хорошим художественным вкусом. Не следует думать, что вечерний Париж — это безбрежное море огней. В действительности светом выделяются только главные архитектурные ансамбли города. Роль рекламы в Париже невелика по сравнению с другими столицами Запада.

Световые ворота Парижа — аэропорт Орли. Кажется, что аэропорт находится рядом с городом, хотя их разделяют десятки километров. Эта связь осуществляется светом: красиво прорисованные опоры с лампами ДРЛ превращают шоссе в парадную аллею — въезд в город. Не существует темного провала между аэропортом и городом, равно как не существует разрыва между первым и последующими впечатлениями о городе.

Площадь Согласия

Величественна и масштабна световая архитектура городских ансамблей. Главная перспектива Парижа — Елисейские поля — заканчивается Триумфальной аркой. Освещенная заливающим светом, она сохраняет вечером свою доминирующую роль. Это самая яркая точка центра Парижа. Яркости нарастают по мере приближения к ней. Главная точка наблюдения — в начале проспекта у площади Согласия.

Здесь полутемный парк подобно театральным кулисам создает своеобразный передний план или темное обрамление, которое помогает лучше воспринимать глубину главной перспективы.

Световой ансамбль центра и главные точки наблюдения (схема): А — Площадь Звезды, Б — Площадь Согласия, В — Дворец Тюильри и Лувр, Г — Церковь св. Магдалины

Площадь Согласия, с которой начинается проспект Елисейских полей, имеет вторую ось, замыкающуюся двумя освещенными портиками: портиком церкви св. Магдалины на Больших Бульварах и портиком здания Палаты Депутатов по другую сторону Сены. Подсвет портиков, находящихся вне площади, расширяет ее пространство и связывает ее с окружением. Спад яркости по периметру площади сменяется повышенной яркостью в центре, где расположены сияющий белизной подсвеченный египетский обелиск и два фонтана, превращенные светом в светящие торшеры.

Очень наряден ритм старых фонарей, обрамляющих площадь; кстати, при реконструкции осветительной установки на этой площади фонари оставили без изменения, но газовые горелки заменили современными лампами с рефлекторами.

Площадь Согласия — одна из красивейших площадей мира — имеет площадку для ее обозрения, Речь идет о двух террасах, которыми начинается парк Тюильри. Вечером эти террасы почти не освещаются. Полутемные, с расставленными на них скамейками, они превращаются в зрительные залы, из которых прекрасно видны залитая светом «сцена» — площадь Согласия с обелиском, фонтанами — и перспектива Елисейских полей, ведущая к Триумфальной арке, четко вписанной светом в ночное небо Парижа.

Триумфальная арка на площади Звезды

Тюильрийский сад, примыкающий к площади Согласия, — новый спад яркости, за которым следует заключительная часть световой композиции парижского центра. Она создана заливающим светом дворца Тюильри, Лувра и арки Карусель. Таким образом, вечером высокое художественное качество светового ансамбля центра Парижа во многом определяется задуманным ритмом яркостей. Пониженные яркости, как правило, соответствуют главным точкам наблюдения (начало Елисейских полей, террасы у площади Согласия, парк Тюильри), а повышенные яркости — архитектурным сооружениям (Триумфальная арка, обелиск и фонтаны на площади Согласия, церковь св. Магдалины, портик Палаты Депутатов, арка Карусель, Лувр, дворец Тюильри). Чередование светлых и темных пространств выявляет архитектурную организацию центра Парижа, эстетически воздействуя на каждого, кто видит Париж вечером. Очень тонко почувствовал это Э. Хемингуэй: «...мы шли в темноте через Тюильри и остановились посмотреть сквозь арку Карусель на сады, за чопорной темнотой которых светилась площадь Согласия и к Триумфальной арке поднималась длинная цепочка огней».

Второй световой ансамбль центра Парижа — площадь Трокадеро — Эйфелева башня — Марсово поле — Военная академия. Он создан приемом освещения заливающим светом зданий на площади Трокадеро и Военной академии и Эйфелевой башни, расположенной в центре этого ансамбля.

Таким образом, используется тот же принцип выявления пространства — создание яркостей в торцах и яркостного ритма между ними. Большое внимание уделено освещению архитектурного символа Парижа — Эйфелевой башни.

Проспект Елисейских полей

Свет прожекторов делает башню легче, ажурнее; ее конструкции теряют архаичность, а лучи прожекторов вписывают башню в треугольник света, создающий эффектное световое обрамление.

Третий световой ансамбль центра — эспланада Дворца инвалидов — построен на ритмичном нарастании яркости. Первый световой акцент — мост через Сену. Далее — полутемное пространство эспланады инвалидов и второй акцент — освещенный заливающим светом фасад Дворца инвалидов. За ним виден освещенный купол собора. Это третий акцент, включающий вечером купол в ансамбль эспланады. Так, световым ритмом утверждаются пространство эспланады и Дворец инвалидов как центр архитектурного ансамбля.

Собор Парижской богоматери — одно из немногих сооружений Парижа, рассматриваемое самостоятельно, вне какого-либо ансамбля. Для его освещения применяется комбинированный прием заливающего света в сочетании с локальным подсвечиванием и светом, проходящим через витражи. Заливающий свет в мягких контрастах выявляет общую пластику собора и осуществляется двумя группами прожекторов. Одна из них установлена на крыше прилегающего к площади дома слева от главного фасада собора; другая расположена на противоположном Берегу рукава Сены и освещает боковой фасад собора. Локальный подсвет очень созвучен собору, так как выявляет членения, аркбутаны и детали архитектурной пластики. Полихромный свет, проходящий изнутри через витражи, — неожиданный и эффектный прием, обогащающий световую архитектуру собора.

Говоря о вечернем Париже, нельзя не упомянуть о витринах — неотъемлемой части вечерних улиц. Парижские витрины — элемент световой архитектуры города; как правило, размеры, форма и освещение витрин соответствуют выставленным в них экспонатам.

Витрины крупных магазинов имеют многопрограммное освещение: часто меняющаяся экспозиция товаров требует управляемой системы освещения. Как правило, для освещения витрины в Париже предпочитают малогабаритные зеркальные лампы накаливания широкого светораспределения в комбинации с глубокоизлучателями. Разнообразны приемы, контрастность и цветность освещения витрин. Они скорее напоминают театральную сцену, чем пространство, просто освещенное равномерным светом.

Большое разнообразие приемов освещения помогает выбирать наиболее экономичные, Можно видеть витрины, освещенные всего двумя-тремя лампами, создающими светоцветовое пятно, в котором светом и цветом «лепится» форма часто единственного экспоната, в то время как остальная часть витрины остается темной. Общее освещение требует заполнения витрины товарами; локальный свет дает возможность выставить в витрине один или несколько экспонатов, подчеркнув тем самым их значимость.

Продолжение статьи читайте в книге «Световая архитектура» в открытой онлайн-библиотеке TATLIN.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: