Свет и цвет

Книга «Акварель» авторства В.А. Лепикаша, преподавателя рисования в Царскосельской гимназии, по праву считается одним из лучших классических учебных пособий по освоению техники акварельной живописи начала XX века. Пособие составлено из поэтапных заданий от простого к сложному. Мы приводим иллюстрированную вводную главу «Свет и цвет», знакомящую читателя с первоисточниками цвета и их влиянием на окраску разных предметов, а также основными и дополнительными цветами. 

Всю богатую игру окраски природы мы наблюдаем, преимущественно утром или днем, т. е. тогда, когда природа освещается солнцем. Правда, в лунную или звездную ночь природа приобретает особую серебристую окраску, которую мы часто можем наблюдать. Но в темную ночь почти нет возможности различать не только цветных предметов, но подчас и самих предметов. Следовательно, чем больше предметы освещены в природе, тем определеннее мы разбираемся в их окраске. Цвет предметов непосредственно связан со светом. Источниками света могут быть различные светящиеся тела, например, керосиновая лампа, свеча, луна, звезды, но из всех источников света солнце есть наиболее сильный и важный источник, дающий самую богатую и эффектную окраску предметов. Поэтому, при знакомстве с происхождением цветов под влиянием света, мы будем иметь в виду преимущественно солнечный свет. Солнечный свет в полдень при безоблачном небе принимается за нормальный белый свет, с которым и уже сравнивают все остальные света. Несмотря, однако, на то, что солнечный свет — белый, он может, освещая каплю росы на зеленых листьях или на траве, играть различными цветами, в том, конечно, случае, если вы займете определенное положение относительно солнца и капли росы. Всякому также известно появление на небе при определенных условиях  цветной радуги. Происхождение цветовых явлений в капле  росы и радуге существенно разнится от происхождения окраски других тел природы, но как в том, так и в другом случаях цвет происходить под влиянием солнечного света. 

Если в темную комнату через маленькое отверстие пропустить луч солнца и направить его на трехгранную стеклянную призму, то на белом экране получится изображение всех цветов радуги в таком порядке: красный цвет, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Эта цветная полоса разложенного солнечного белого света называется солнечным спектром. Если на экране, где получилось изображение солнечного спектра, прорезать узкую щель, через которую прошел бы один какой-либо цветной пучок лучей, например, красный, и затем этот пучок пропустить через вторую призму, то нового разложения не произойдет, и на втором экране мы получим изображение щели, находящейся на первом экране, и с тем цветом, который проходит через щель первого экрана. На этом же физическом законе преломления лучей солнца в каплях дождя основано явление радуги. Из приведенного примера видно, что белый солнечный свет состоит из суммы нескольких простых цветов. Для того, чтобы еще нагляднее убедиться в этом, что сумма спектральных цветов даст белый цвет, существует особый физический прибор, заключающейся в следующем. Картонный кружок разделяют радиусами на секторы, по числу цветов радуги, и каждый сектор окрашивают соответствующим цветом спектра. Кружок помещается на ось таким образом, чтобы его можно было привести при помощи особого механизма в быстрое вращение. Глядя на такой быстро движущийся кружок, вы не будете различать отдельных цветов, а весь кружок вам будет казаться окрашенным сплошным серым цветом, который является ослабленным белым. Понятно, с помощью такого прибора нельзя получить впечатления совершенно белого цвета потому, что материальная краска по своей чистоте и силе уступает спектральным цветам, но при наличности хороших физических приборов можно очень близко подойти к белому цвету. Все вышеуказанные цвета солнечного спектра находятся и в искусственных источниках света — в лампе, газе, свечи, — хотя с некоторыми отклонениями — в них меньше синих и фиолетовых цветов. Эта разница спектров различных  источников света настолько незначительна, что для нашей цели знакомства с основными цветами может быть, без ущерба делу,  не рассматриваема.

                             Цветовой круг. Иллюстрация из книги «Акварель»

Посмотрим теперь, каким образом солнечный свет влияет на окраску тел природы, с которыми преимущественно и имеет дело живопись.

В природе тела в большинстве случаев, за исключением тел прозрачных и бесцветных, являются цветными или окрашенными. Так, например, цветные стекла, различные цвета материй, листва деревьев, трава, камни принимают ту или иную окраску, в зависимости от освещения. Все это разнообразие окраски предметов, мы наблюдаем только при условии, если эти предметы освещены дневным солнечным светом. При вечернем же освещении или при освещении лампы некоторые тела выглядят совершенно иначе, чем днем. Объяснение такого влияния света на разнообразие цветовых явлений в природе находим в следующем. Окружающие нас предметы на своей поверхности имеют чрезвычайно тонкий слой, более или менее прозрачный. При освещении их солнцем часть спектральных лучей,  пройдя этот тонкий прозрачный слой поверхности тела, отражается и возвращается обратно через тот же тончайший прозрачный слой. При этом процессе часть цветных лучей задерживается или поглощается телом, между тем как другие не задерживаются и достигают нашего глаза. Так, например, красное сукно отражает красные лучи, поглощая все остальные лучи спектра, поэтому оно и кажется красным; зеленое сукно отражает зеленые лучи, задерживая все остальные, поэтому оно и кажется зеленым и т. д. Если красное сукно осветить через синее стекло, то оно будет казаться почти черным, потому что оно поглощает синие лучи, а красные на него не попадают, в данном случае. Напротив, если красный предмет освещать красным же светом, то он будет казаться еще ярче. Белые предметы отражают все лучи спектра в одинаковой степени. Поэтому белые предметы в одинаковой мере принимают окраску того света, которым они освещены. Если осветить белую бумагу красными лучами, она будет казаться красной, если синими, она покажется синей и т. д. Совершенно черные предметы, в противоположность белым, поглощают все лучи спектра. Цвет краски, как мы сказали, обусловливается теми лучами спектра, которые она сильнее всего отражает. А так как в спектре нет черного цвета, ибо в физике черный свет обозначает отсутствие всякого света, то цвет черной краски и зависит от того, что она не отражает никаких лучей.

В действительности, однако, она отражает в слабой степени некоторые лучи. Если бы черная краска совсем не отражала лучей света, то мы не имели бы возможности наблюдать складки на черных материях. К тому же черные краски имеют различные оттенки, что особенно заметно, если черную краску смешать с белой. Смесь черной краски с желтой дает зеленоватую, а смесь с красной — фиолетовую. Таким образом, строго говоря, черной краски в природе нет совсем.

Серый цвет, который является ослабленным белым, занимает промежуточное место между белым и черным цветом, т.е. он отражает всякого цвета понемногу. Есть предметы с белой и серой окраской наиболее способны принимать цвет того освещения, которому они подвержены. Вот почему всякому, вероятно, приходилось наблюдать, как изменяют свой цвет серые стволы деревьев, проселочная дорога, серые камни па берегу моря, которые при заходе солнца становятся красными или оранжевыми.

Гладкие поверхности, как, например, полированная красная медь, полированный мрамор, подвержены несколько иным изменениям свойственного им цвета, нежели матовые поверхности. Они могут прекрасно отражать все цвета,  независимо от собственной окраски.

Делая вывод из всех этих наблюдений и опытов, пишущий с натуры красками должен помнить, что все предметы природы не имеют определенного и постоянного цвета, а подвержены всевозможным изменениям в зависимости от освещения.

Таблица наиболее употребляемых цветов. Иллюстрация из книги «Акварель»

В окраске тел природы имеются все цвета спектра, но не в таком чистом  виде. Тела природы окрашены в смешанные и притом в значительно ослабленные тона, как бы несколько затемненные, что объясняется разнообразием свойств поверхности тела, отражающей спектральные лучи. Несмотря на такое разнообразие окраски тел природы, все их цвета происходят от спектральных. Поэтому спектральные цвета мы называем основными, а все остальные, которые могут быть составлены из основных — составными. Наименьшее число основных цветов спектра оспаривается. Исходя из результата, полученного при смешении материальных красок, полагали, что из красного, желтого и синего цвета можно составить все остальные спектральные цвета. Некоторые знаменитые художники, например, Леонардо да Винчи, считали основными цветами следующие четыре: красный, желтый, зеленый и синий. Правда, смесь желтой и синей материальных красок дают зеленую, но она не похожа, однако,  на спектральный зеленый цвет. Чистый же зеленый спектральный цвет нельзя составить из каких бы то ни было частей спектра, а потому его необходимо считать основным цветом. Из смешения желтого и красного спектральных цветов можно получить оранжевый, из красного и синего — фиолетовый и т. д., но эти смешения не дают чистого спектрального оранжевого или фиолетового цвета. В настоящее время, на основании цветовых ощущений нашего глаза и оптических данных, установлены три основные спектральные цвета: красный, зеленый и фиолетовый, так как смесь красного и зеленого дает желтый цвет, а смесь зеленого и фиолетового — синий, но для составления чистых спектральных или радужных цветов со всеми их оттенками необходимо брать все семь главнейших цветов радуги, т. е. красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Все цвета спектра разделяют на теплые и холодные. К теплым относятся: красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый, а к холодным — голубо-зеленый, синий и фиолетовый. Зеленый цвет составляет как бы переходную ступень между теплыми и холодными цветами, хотя скорее можно отнести его к последним.

Мы уже говорили, что смесь всех цветов спектра образует белый цвет. Но белый цвет можно получить и от иных сочетаний спектральных цветов: есть пары цветов, которые в смешанном виде дают белый цвет. Так, например, синий и желтый спектральные цвета образуют в смешении белый цвет. Такие два цвета, которые при оптическом смешении образуют белый цвет, называются дополнительными, так как они взаимно дополняют друг друга до белого. При этом каждый теплый цвет имеет дополнительным соответствующий холодный: красный имеет себе дополнительный в голубо-зеленом, фиолетовый — в желто-зеленом, желтый — в синем, оранжевый — в голубом; один только чистый зеленый не имеет, строго говоря, дополнительного, но до некоторой степени роль эту играет для него пурпуровый цвет.

Таблица дополнительных цветов. Иллюстрация из книги «Акварель»

Основываясь на спектральных цветах, которые, как мы видели, имеют непосредственное влияние на окраску природы, в красках материальных, употребляемых в живописи, также стремятся найти при помощи различных соединений такие цвета и оттенки, которые находятся в спектре. Но, к сожалению,  в красках, употребляемых художниками, нет таких цветов, которые были бы тождественны с цветами спектра, так как цвет материальной краски сложена и состоит из нескольких составных частей спектра, причем каждая такая часть различна по своей яркости. Тем не менее, художник-живописец, идя навстречу эстетическим запросам своего духа, достигает материальными красками приблизительно такого же впечатления, какое производят солнечные лучи в природе, хотя сила и яркость красок в природе всегда превосходит живопись.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: