Успех Нью-Йоркского парка Хай-Лайн повлиял на возникновение целого ряда аналогичных общественных пространств по всему миру. Это один из наиболее ярких и знаковых проектов общественных пространств начала XXI века, вызвавших мировой резонанс. Став одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка, созданный на месте бывшей железнодорожной ветки, парк Хай-Лайн является своего рода моделью городского общественного пространства, по которой продолжают создаваться линейные парки в разных странах.
- Текст:Мария Крылова14 января 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Линейные парки представляют собой протяженную структуру озелененного общественного пространства, являясь одновременно общественным пространством для отдыха, пешеходным маршрутом, и центром притяжения. Особенностью таких пространств в современном мегаполисе является их многофункциональность. Такие парки становятся местами притяжения большого потока людей за счет широкой палитры возможностей, которые они предоставляют: разнообразных активностей, сервисов, услуг, мероприятий, позволяющих людям реализовывать их потребность в насыщенном и интересном досуге и отдыхе. Развитие таких общественных пространств влияет на привлекательность района и всего города в целом.
Вид на Хай-Лайн с высоты дрона. Источник: Archdaily
Сторонником идеи создания линейных парков еще в конце XIX века был один из первых ландшафтных архитекторов США и по совместительству главный архитектор Центрального парка в Нью-Йорке Фредерик Лоу Олмстед (Frederick Law Olmsted). В 1893 году он создал проект парка с протяженной структурой для города Харт (Вирджиния, США), но он не был реализован. Позднее идея создания линейных озелененных пространств начала набирать популярность в 1960-70-е годы в США. Это было связано как с растущей потребностью в общественных пространствах, так и с увеличивающимся числом неиспользуемых транспортных путей. Реконструкция бывших железнодорожных линий получила название “Rail to Trail”.
Вид на Хай-Лайн и окружающий район Нью-Йорка. Источник: iStock
Первым линейным парком на месте железнодорожной ветки, стал Променад Планте (Promenade Plantee) в Париже. Транспортная линия от Парижа до Страсбурга была открыта в 1859 году и прекратила работу в 1969-м. Участок железнодорожной ветки длиной около 4,5 км от оперы Бастилиии (Opera Bastille) до Винсенского леса (Bois de Vincennes) был реконструирован для создания линейного парка. Реконструкция по проекту архитектора Филиппа Матье (Philippe Mathieux) и ландшафтного архитектора Жака Вержели (Jaques Vergely) началась в 1988 году и завершилась в 1994-м.
Вид на Виадук искусств, парк Променад Планте в Париже. Источник: The Guardian
На территории парка можно выделить три основные точки притяжения: мост искусств или виадук (Viaduc des Arts), парк де Рейи (Jardin de Reully) и бульвар имени Вивальди (Allee Vivaldi), ведущий к старому вокзалу Рейи и расположенный на уровне земли. Далее от бульвара начинается более спокойная часть променада, вдоль которой можно встретить остатки железнодорожных путей, арочные проходы под действующими автодорогами, густые заросли растений и небольшие огороды.
Наиболее активная часть променада высотой около 10 метров, мост искусств, был реконструирован по проекту архитектора Патрика Бергера (Patrick Berger). Пространство под мостом было перестроено для организации творческих мастерских, галерей, кафе и художественных магазинов.
С виадука открываются потрясающие виды на Париж, а в многочисленных мастерских кипит творческая деятельность. С променада Планте можно спуститься в парк Рейи на большую лужайку, а следующая за парком часть променада расположена на уровне земли. Парк Променад Планте связывает центральную часть города с более отдаленным районом озелененным пешеходным путем. Он позволяет увидеть город с разных ракурсов и при этом почувствовать себя в природной среде.
Вид на Париж с Променада Планте. Источник: Conde Nast Traveler
Простое и элегантное решение преобразовать заброшенную железнодорожную ветку в зеленую артерию города сейчас кажется естественным. Тем не менее, Променад Планте стал первым реализованным проектом такого типа, органично вписанным в существующую городскую среду и позволяющим открыть новые перспективы города.
Также, как и его предшественник, парк Хай-Лайн расположен на территории бывшей железной дороги, которую первоначально хотели полностью демонтировать. Железнодорожная ветка на высоте около десяти метров была построена в 1934 году для доставки грузов на фабрики нижнего Манхэттена и проработала вплоть до 1960-х годов, когда была снесена ее южная часть. Спустя 20 лет территория железной дороги окончательно обветшала и к концу 1990-х мэром Нью-Йорка было подписано соглашение о сносе Хай-Лайн. Тем не менее, для транспортной компании-владельца этого участка железнодорожной ветки (CSX Transport Corporation) перспектива сноса означала достаточно большие затраты. CSX заказала исследование Региональной Ассоциации Планирования (Regional Plan Association) на возможность восстановления транспортной функции или поиск вариантов альтернативного использования территории. RPA в свою очередь не нашла возможностей для возвращения транспортной функции, но порекомендовала реконструкцию участка под озелененный пешеходный путь. Доклад ассоциации был представлен на общественных слушаниях, где он привлек внимание двух жителей города, — Джошуа Дэвида и Роберта Хаммонда — которые в 1999 году основали некоммерческую общественную организацию «Друзья Хай-Лайн» для отстаивания интересов жителей и преобразования линии в общественное пространство.
Парк Хай-Лайн, Нью-Йорк. Источник: Archdaily
«Друзья Хай-Лайн» начали привлекать единомышленников, экспертов и других сторонников создания парка, инициировали обсуждения возможностей развития проекта, правовых, технических и организационных аспектов. Начиная с 2001 года было проведено исследование возможностей реконструкции Хай-Лайн, а в 2002 году проект получил одобрение городской администрации и нового мэра Майкла Блумберга (Michael Bloomberg). В 2003 году для привлечения внимания и поиска вариантов реконструкции «Друзья Хай-Лайн» организовали конкурс идей, собрав 720 участников из 36 стран. В 2004 году объединение вместе с администрацией города выбрали команду для реконструкции железнодорожной ветки, в которую вошли заслуженные архитекторы Диллер Скофидио и Ренфро (Diller Scofidio + Renfro, DSR), ландшафтное бюро Джеймса Корнера (James Corner Field Operations) и ландшафтный дизайнер Пит Удольф (Piet Oudolf). У всех экспертов по отдельности есть знаковые проекты, а вместе они создали самый известный на сегодняшний день линейный парк, который стал визитной карточкой и зеленым поясом города, оказав влияние на дальнейшее развитие таких пространств. В течение последующих двух лет завершился процесс передачи территории Хай-Лайн в общественное пользование, и в 2006 году начался процесс реконструкции первой очереди парка.
Вид на Хай-Лайн. Источник: Archdaily
В наступившем 2019 году парку исполнится десять лет: открытие первой очереди состоялось 8 июня 2009 года. Последующие две очереди строительства были завершены в 2011 и 2014 годах. Протяженность Хай-Лайн составила 2,3 км, она проходит от 34-й улицы в северной части до Гансфорт стрит (Gansevoort street) на юге. «Друзья Хай-Лайн» являются управляющей организацией парка, которая отвечает за его обслуживание и эксплуатацию. Более того, благодаря успеху парка, по аналогии с «друзьями», была создана объединенная сеть Хай-Лайн (High Line Network), в данный момент насчитывающая 19 парков. В их числе такие линейные парки, как Рэйл парк (Rail Park) в Филадельфии и парк 606 в Чикаго.
Архитектурно-ландшафтная концепция парка Хай-Лайн, представленная консорциумом под лидерством James Corner Field Operations и DSR, сохранила и подчеркнула природное разнообразие растений, которое сложилось на месте заброшенной железной дороги. В проекте органично сочетаются значительный опыт James Corner Field Operations по созданию многофункциональных общественных пространств и уникальное видение DSR по организации и программированию пространства и интеграции его в архитектурную среду. В нем также прочитывается подчерк Пита Удольфа, создающего настоящее художественное произведение различными красками растений. Чтобы усилить ощущение пребывания на природе, для Хай-Лайн было специально разработано мощение, позволяющее растениям как бы пробиваться между его «перьями», размывая границы между тропами и озелененной территорией. Невозможно в полной мере описать работу мировых экспертов, лучше посетить парк, увидеть город с новых ракурсов и почувствовать природную среду, сохраненную благодаря общественной инициативе и поддержке городского руководства.
Мощение с «перьями» в парке Хай-Лайн. Источник: Archdaily
В парке организована насыщенная программа мероприятий: спортивные занятия, воркшопы, концерты и многое другое. Пространство парка и возможности проведения досуга позволяют с пользой провести время совершенно разным группам посетителей. Такой осмысленный подход к проектированию многофункциональных общественных пространств постепенно становится естественным и необходимым. Хай-Лайн стал не просто линейным парком, который связал разные районы пешеходным маршрутом, он стал живой артерией города, его символом, точкой притяжения и примером для остальных парков по всему миру.
Стоит отметить, что в 2013 году авторы Хай-Лайн DSR совместно с Hargreaves Associates и Citymakers выиграли международный конкурс на создание парка Зарядье в Москве, открытого 9 сентября 2017 года. В нем также были применены некоторые принципы организации пространства, найденные в процессе создания Хай-Лайн. В многоплановом, интересном и многофункциональном проекте Зарядья особое внимание также уделено опыту пребывания в парке, возможности почувствовать себя в природной среде в самом центре города. Для парка Зарядье, например, тоже было придумано специальное мощение, позволяющее обеспечить плавный переход между озеленением и пешеходными путями. А организационная модель парка также начиналась с создания «Друзей Зарядья» в 2011 году.
Парк Зарядье в Москве, спроектированный консорциумом в который вошли авторы Хай-Лайн. Источник: Archdaily
Параллельно со строительством парка Хай-Лайн, примерно в тоже время в Бостоне шло строительство серии парков, объединенных в единую структуру под именем парка Розы Фитжеральд (Rose Fitzgerald Kennedy Greenway). Гораздо больший по площади, линейный парк расположен сверху одного из самых крупных и сложных проектов автомагистрали США I-93, которая была убрана под землю. Благодаря этому возникла возможность создать общественное пространство, проходящее через самый центр города. Парк начинается от улицы Нью-Судбери на севере и заканчивается в Чайнатауне в южной части города. Он включает шесть парков: Северный (North End), Наследие Армении (Armenian Heritage), Причал (Wharf District), Канал Форт Поинт (Fort Point Channel), Площадь Дьюи (Dewey Square) и Чайнатаун (Chinatown), каждый из которых имеет свои особенности, тематику и возможности для проведения досуга. Все парки были спроектированы разными архитектурными бюро для того, чтобы отразить разнообразие местных сообществ и в каждом отдельном парке создать свою атмосферу и уникальный характер.
Парк Розы Фитжеральд, Бостон. Источник: Rosekennedygreenway
В парке Розы Фитжеральд открытые озелененные территории для проведения мероприятий чередуются с пространствами для спокойных прогулок. Общая протяженность составляет около 2,4 км. Через северную часть парка проходит туристический маршрут «Бостонская тропа свободы» (Boston Freedom Trail), соединяющий различные достопримечательности города. Участок парка «Наследие Армении» посвящен всем иммигрантам, вложившим свои силы в построение страны. Центральная часть парка (Wharf District) проходит через финансовый квартал. Здесь расположены места для проведения мероприятий, рестораны и павильоны. Эта часть парка стала самой сложной с точки зрения согласования с местными жителями: в процессе разработки проекта потребовалось около 130 общественных слушаний.
Вид на центральную часть парка в районе Wharf District. Источник: Inphantry
В южной части парка располагаются наиболее активные территории: Площадь Дьюи и Чайнатаун. Площадь находится между финансовым кварталом и южным вокзалом, поэтому там собирается множество сотрудников окружающих офисов и туристов. На площади работают различные точки питания, по вечерам проводятся концерты и показы фильмов, а в выходные дни работает рынок. Чайнатаун в свою очередь отражает характер азиатской культуры. Это прослеживается и в подборе растений: цветущие вишневые деревья, рододендроны, пионы, хризантемы, травы, бамбук; и в инсталляциях: шахматная доска, змеиная аллея, водопад и др.
Центральная часть парка в районе Маркет Стрит. Источник: Bizjournals
Примечательно, что в первые годы после открытия парк вызвал ряд критики. Жители города настолько устали от затянувшегося строительства подземной автомагистрали и преобразования территории, что от парка сразу ожидали нового качества городского отдыха. В то же время некоммерческая организация (Greenway Conservancy) получила право управления парком только на следующий год после его открытия, в 2009 году. Поэтому в первое время он производил впечатление достаточно пустого озелененного пространства. Как растениям, так и людям потребовалось время, чтобы принять этот участок города и наполнить его жизнью и разнообразием.
Инсталляция Джанет Эхельман. Источник: Fullercraft
Несмотря на единую типологию следующих парков, созданных по модели Хай-Лайн, индивидуальные особенности каждого проекта формируются за счет интеграции в существующий контекст. При реализации проектов учитываются потребности и взгляды на проект местных жителей. Парк одновременно подчеркивает и создает идентичность существующего градостроительного окружения. Помимо создания физической инфраструктуры нового озелененного маршрута, связывающего разные участки города, в парках формируется индивидуальная программа событий.
Говоря о мероприятиях, активностях и сервисах, стоит отметить, что у каждого парка есть свой набор возможностей проведения досуга. Так называемые активности, то, что человек может заниматься, находясь в парке: кататься на велосипеде, отдыхать, устраивать пикники, играть в бадминтон и т.д. Если посетителю потребуется взять велосипед или ракетки на прокат, то это сервис, который парк может предоставить. В свою очередь мероприятия — это события, которые требуют специальной организации от администрации территории. Управляющая организация как правило стремится обеспечить как можно больше возможностей проведения досуга, чтобы посетители находились в нем как можно больше времени, увеличивая тем самым его экономическую привлекательность.
Вид на западную часть парка 606 в Чикаго. Источник: Bloomingdaletrail
Парк 606 в Чикаго, расположенный на месте железнодорожной ветки Блумингдэйл Трэйл (Bloomingdale Trail) протяженностью 4,3 км был открыт в 2015 году и входит в состав сети парков Хай-Лайн. Для его создания были объединены усилия нескольких различных сообществ в районе расположения парка и организовано частно-государственное партнерство.
Участок Блумингдэйл, построенный в 1913 году, проработал вплоть до 1990-х, когда движение полностью прекратилось. Предпосылками создания парка стали: первоначальный план по включению территории в велосипедный маршрут, ряд общественных слушаний и создание некоммерческой организации «Друзья Блумингдэйл» (Friends of the Bloomingdale Trail) в 2003 году. Затем, в 2004 году возможность создания парка была учтена в плане по развитию общественных пространств района (Logan Square Open Space Plan). План был утвержден мэром Ричардом М. Дэйли, при котором в том же году был открыт знаменитый Миллениум парк. Архитекторами проекта стало всемирно известное бюро МВВА (Michael Van Valkenburgh Associates Inc. — MVVA) в партнерстве с Чикагским бюро Росса Барни (Ross Barney). Строительство началось в 2013 году и через два года был открыт первый участок.
Парк 567 в восточной части Блумингдэйл Трэйл. Источник: High Line Network
Разнообразный, интересный, как и все проекты MVVA, парк при этом в первую очередь ориентирован на велосипедистов, так как изначально рассматривался в качестве альтернативного транспортного маршрута, связывающего разные части города. Основной путь через весь парк выполнен как велодорожка, а все спуски представляют собой разнообразные пандусы.
От основного пути Блумингдэйл Трэйл запланировано развитие других озелененных участков города. Название парка 606 отражает почтовый индекс всего района, так как это важная зеленая артерия, которая обеспечивает потребность в общественном пространстве всей окружающей территории.
Вид на Черчхилл парк в восточной части Блумингдэйл Трэйл. Источник: Archdaily
В 2015 году в Австралии был открыт линейный парк, аналогичный Хай-Лайн и даже названый созвучно с прототипом: Гудс-Лайн (Goods Line). Парк также располагается на месте бывшей железной дороги, проработавшей с 1855 до 1984 года. Он является многофункциональным, позволяет проводить разнообразный досуг, включает площадки для мероприятий. Территория парка связана с одной из главных доминант — зданием института медиа, выполненного по проекту Френка Гери.
Гудс-Лайн спроектирован ландшафтными архитекторами Аспект (Aspect Studios) и CHROFI по заказу государственной компании (NSW). Длина парка составляет всего около 500 метров и проходит от музея электростанции (Powerhouse) в северной части до Центральной станции.
Вид на Институт Медиа по проекту Френка Гери. Источник: Aasarchitecture
Особое внимание в парке было уделено так называемой социальной инфраструктуре: в парке множество удобных мест для сидения, амфитеатр, игровые площадки, столы для игр, бесплатный Wi-Fi, комфортные пешеходные и велосипедные связи и многое другое. Задачей проекта являлось создание пространства для активной социальной жизни. Кроме того, территория Гудс-Лайн является частью пешеходной сети района Ультимо (Ultimo Pedestrian Network) и поэтому было важно обеспечить удобное соединение парка с окружающей территорией.
Уличная мебель в парке Гудс-Лайн. Источник Landezine
В 2017 году в Сеуле был открыт парк «Небесный сад» (Skygarden) по проекту всемирно известного бюро MVRVD. Парк организован на месте бывшей автомобильной развязки 1970 года длиной 938 метров на высоте около 16 метров. В отличие от своих предшественников, главным заказчиком этого проекта выступило правительство города.
Парк расположен в центре густонаселенного мегаполиса и связывает две части города — западную и восточную — пешеходным маршрутом, проходящим над железнодорожными путями и широкой автомагистралью. Это шумное, активное, заполненное толпами людей пространство, поэтому необходимо было решение, которое позволило бы создать озелененную, приятную и комфортную среду для пешеходов. В парке представлено в общей сложности около 24 000 растений: деревьев, кустарников, цветов, организованных в небольшие тематические сады. Деревья высажены в большие круглые тумбы и на некоторых участках создают ощущение полноценного зеленого парка, как бы закрывая собой окружающую магистраль.
Парк «Небесный сад» по проекту MVRVD в Сеуле. Источник: Archdaily
Помимо непосредственной функции пешеходного перехода над транспортной артерией города, линейный парк выполняет роль точки притяжения, смотровой площадки, комфортной городской среды и активного городского центра. Пешеходный маршрут парка соединяется с окружающей территорией многочисленными лестницами, пандусами, магазинами. В перспективах развития территории предусмотрена возможность дальнейшего благоустройства и озеленения окружающего района.
Стоит отметить, что ранее у Сеула был опыт преобразования заброшенной территории города в линейный парк. Первым наиболее известным проектом такого типа стала реконструкция русла Чхонгечхон (Cheonggyecheon) протяженностью более 10 км через центр города. Ручей был спрятан под автомагистралью а затем восстановлен и полностью преобразован в зеленый оазис в центре города. Также как и с «Небесным садом», инициатива восстановления ручья исходила от государственного сектора, но при этом реализация проекта осуществлялась совместно с частными инвесторами.
Линейный парк Чхонгечхон в Сеуле. Источник: Smart Magazine
В 2018 году 14 июня в Филадельфии была открыта первая очередь парка Рэйл (Rail Park). Он входит в сеть парков Хай-Лайн и также расположен на месте заброшенной железнодорожной ветки. Для его реализации в 2010 году было сформировано партнерство общественной инициативы «Друзей Рэйл Парка» (Friends of the Rail Park Center City District) и городских департаментов. В перспективах развития парка запланировано еще три очереди строительства.
Открытая недавно часть парка длиной менее километра была выполнена по проекту ландшафтных архитекторов Брайана Ханса (Studio Bryan Hanes) совместно с инженерами Urban Engineers. Дальнейшее развитие парка обеспечит пешеходную связь разных районов города и возможность более интересного проведения досуга и реализацию активной социальной жизни.
Помимо уже реализованных проектов, появляются новые, иногда неожиданные концепции линейных парков. Так, в Сингапуре предложен амбициозный проект линейного парка протяженностью 24 км, а в Вашингтоне планируется связать парком город и аэропорт.
Рэйл парк в Филадельфии. Источник: Center City District
Проект преобразования железнодорожной ветки в Сингапуре также относится к примеру реконструкции “Rail to trail”. Он может протянуться от станции Тяньжонг Пагар до Вудландс через центр города. В 2015 году был проведен конкурс на мастерплан парка, победителем котороuj стала компания Nikken Sikkei с концепцией парка «Линии Жизни» (Lines of Life).
В проекте парк представляет собой длинный озелененный коридор, наполненный разнообразными точками притяжения, смотровыми площадками, местами для спорта и отдыха. “Lines of Life“ соответствует масштабу других известных проектов Сингапура — таких, как новый терминал аэропорта «Жемчужина Чанги» (Jewel Changi), Сады у Залива (Gardens by the Bay) или отель Марина Бэй (Marina Bay Sands). Возможные сроки или этапы реализации проекта пока не озвучиваются, но очевидно, что такой проект может быть рассчитан на длительную перспективу.
Вид на еще не реконструированную часть парка. Источник: Curbed Philadelphia
Одним из наиболее неожиданных и пока не реализованных примеров линейного парка можно назвать проект пешеходной связи между аэропортом Рональда Рэйгана в Вашингтоне (Ronald Reagan Washington Airport — DCA) и соседним районом Кристал Сити (Crystal City). Проект предлагает создание линейного парка над существующим хайвеем для того, чтобы связать городскую среду с аэропортом через комфортное общественное пространство. Инициатива создания удобной пешеходной связи между аэропортом и городской средой исходит от некоммерческой организации Кристал Сити (Crystal City Business Improvement District — BID), созданной в 2006 году для развития района и существующей на взносы от резидентов.
Проект парка “Lines of Life“ в Сингапуре. Источник: Dezeen
Близость международного аэропорта с пассажиропотоком более 23 млн. пасс. в год и 9000 сотрудников с перспективами роста выглядит привлекательно для развития района. Кроме того, в связи с ростом популярности идеи развития крупных хабов по принципу «аэротрополисов», Кристал Сити ориентирован на создание городской среды такого типа и стремится использовать преимущества близкого расположения к аэропорту. В связи с этим в феврале 2018 года было представлено исследование и оценка эффективности, в котором рассматриваются возможные варианты соединения территорий аэропорта и района бизнес-центра. Если в существующей ситуации путь от аэропорта до Кристал Сити занимает более 15 минут или стоит более $10 (на такси, например), то в предложенном проекте пешеходная связь позволяет сократить время в пути в три раза!
В предпроектном исследовании рассматриваются различные варианты типологии пешеходных маршрутов, одним из которых является Хай-Лайн. По мнению авторов исследования, это наиболее подходящая типология, которая позволяет соединить пешеходную функцию с комфортным общественным пространством, поэтому она легла в основу проекта. Помимо этого, в концепции предусмотрено развитие существующей озелененной территории между аэропортом и Кристал Сити.
Проект связи между аэропортом и районом Кристал Сити. Источник: Curbed
В свою очередь, отличием от принципов организации пространства Хай-Лайн можно назвать, например, присутствие навеса с переменным сечением, протяженного на всю длину перехода, который обеспечит комфортную связь для пешеходов в любое время года, и более прямолинейный пешеходный путь, также ориентированный на обеспечение максимально короткого пути от аэропорта к городу. Потенциальная стоимость проекта оценивается в суммы от $16 до $26 млн., а стоимость эксплуатации от $20 000 до $70 000 в год.
Возможно, это первый пример перехода концепции линейного парка как общественного пространства на территорию аэропорта, которая, как правило, используется только под утилитарную транспортную функцию. На примере этого проекта можно наблюдать как тренды градостроительного развития находят отражение даже в таком, на первый взгляд, монофункциональном транспортном сооружении, как аэропорт.
Вид со стороны района Кристал Сити (проект). Источник: Urban Turf
Как можно видеть, количество линейных парков разного типа по всему миру растет. В первую очередь, это очень востребованный тип общественного пространства, особенно учитывая растущие население и плотность города. Помимо этого, практически во всех городах сохраняются объекты индустриального наследия: транспортные пути, заводские территории, тоннели, дороги, русла, порты и т.д., которые требуют нового переосмысления и использования под изменившиеся нужды современного города. В США, например, создана специальная организация по преобразованию железнодорожных путей в общественные пространства, озелененные территории или пешеходные маршруты Rails-to-Trails Conservancy (RTC). Кроме того, практика согласования проектов общественных пространств становится привычной, частью партисипаторного планирования. Анализ потребностей города, существующего контекста и потенциала территории позволяет создавать комфортные общественные пространства «в нужное время в нужном месте». А взаимодействие инициативных групп местных жителей с городскими структурами управления помогает развивать многофункциональную среду, ориентированную на разные группы пользователей.
Проект связи между аэропортом и районом Кристал Сити. Источник: Curbed
Аналогичный подход к созданию общественных пространств можно проследить не только в развитии линейных парков. Такой же тренд наблюдается в преобразовании набережных, бывших портовых и прибрежных территорий по всему миру. Они также представляют собой протяженную структуру, реконструкция которой позволяет дать новый импульс развитию окружающей городской среды. Важной является не форма, а подход к проектированию и использованию пространства. Успех «модели Хай-Лайн» не столько в качестве самого проекта, хотя оно безусловно играет роль, сколько в принципиальном подходе к созданию востребованной городской среды.
Если модель линейных парков работает в разных странах по всему миру, то можно ли применить ее в Москве? При грамотном подходе к анализу градостроительной ситуации, учету мнения общественных инициатив и проектированию с привлечением лучших специалистов, такой проект обречен на успех. Современные продуманные комфортные общественные пространства по-настоящему востребованы в условиях активно развивающегося мегаполиса и обеспечивают его восприятие как «города для жизни».
На сегодняшний день развивается идея реконструкции набережных Москвы-реки также, как и линейный парк, представляющих собой протяженную структуру. Опыт реконструкции Крымской набережной в составе парка Горького показал, насколько интересной и комфортной можно сделать такую территорию. На ближайший год запланирована реконструкция Шелепихинской набережной с созданием озелененного общественного пространства. Кроме того, существует идея сделать непрерывную пешеходную связь, замкнув Бульварное кольцо. Как можно видеть, эти и другие проекты отвечают общемировому тренду по преобразованию линейных структур в связующие артерии города.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: