Станции метро третьей очереди

Метрополитен в Советском Союзе, запущенный за шесть лет до написания этой статьи, расширялся и прирастал новыми топонимами. В две волны строительства под толщу Москвы спускались 14% пассажиров, использующих общественный транспорт, уже обгоняя по тем же показателям автобусы и троллейбусы, 8% пассажиров. Так что третья волна расширения стала вопросом времени. Ниже – планы новых станций, плод труда именитых архитекторов и инженерной мысли. 

Заканчивается проектирование станций метрополитена третьей очереди. К этой работе, наряду с авторами, участвовавшими в создании сооружений метро первой и второй очереди, были привлечены и новые авторы — академики братья В. А. и А. А. Веснины, проф. В. Г. Гельфрейх и акад. арх. Б. М. Иофан.

Проект станции «Электрозаводская» составлен проф. В. Г. Гельфрейхом и арх. И. Е. Рожиным на основании первоначального проекта, выполненного еще под руководством акад. арх. В. А. Щуко. Проект подвергся значительным изменениям и весьма улучшился. От старого проекта остались только декорировка свода круглыми кессонами и рисунок пола. Пилоны раньше предполагалось облицевать уфалейским мрамором и в нишах над скамьями поместить бюсты, — теперь они получили более интересную монументальную трактовку; облицовка из бело-кремового прохоро-баландинского мрамора, пилоны объединяются монолитным мраморным карнизом с бронзовой плитой. 

Станция метро "Электрозаводская". Архитекторы В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин при участии П. Г. Каплянского 

В верхней части пилонов между стилизованными триглифами размещаются рельефные метопы: тема скульптуры — радостный труд советских людей. Автор рельефов — Г. И. Мотовилов — один из немногих скульпторов, избравший монументальную скульптуру своей основной специальностью. Сотрудничество таких мастеров, как В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин и Г. И. Мотовилов, дает основание полагать, что метро получит, наконец, станцию, в которой синтезу искусств будет уделено должное вникание. Архитектура этой станции также обещает быть весьма интересной.

Автор станции «Спартаковская» (акад. Б. М. Иофан) заслуженно стоит в первых рядах архитекторов. Он упорно и смело ищет новых форм. На наш взгляд, этого мастера можно упрекнуть только в некотором однообразии композиционных приемов. 

Станция метро "Спартаковская". Архитектор Б. М. Иофан, соавтор Ю. П. Зенкевич

Приверженность к этим приемам привела в архитектуре станции «Спартаковская» к нарушению основных законов архитектоники. Стены и объемы здесь наслаиваются друг на друга, пилоны выскакивают из антаблемента на половину своей толщины и т. д. Такие приемы вполне уместны при создании временных сооружений типа выставочных павильонов, но вряд ли оправданы в других случаях.

Сильно выступающие от пути свода декоративные пилоны без всякой нужды скрадывают с таким трудом полученный под землей объем станции, и в результате станция «Спартаковская» будет самой узкой из всех размещенных на трассе метрополитена.

Пилоны украшены скульптурами, стоящими на сильно выступающих консолях. Консоли находятся на уровне пояса человека и, следовательно, будут еще больше стеснять движение публики. Подсветка потолка из-за пилонов и из-за козырька должна уничтожать впечатление перекрытого сводом помещения.

Если отбросить все эти соображения, то нельзя не увидеть большого мастерства Б. М. Иофана и последовательности в разрешении ряда формальных задач. Все же нам кажется, что ему не следовало пренебрегать специфическими задачами организации (подземного, чисто утилитарного сооружения и превращать архитектуру в неорганическую интерьерную декорацию. 

Станция метро "Спартаковская". Фрагмент. Пилон

Станция «Павелецкий вокзал» проектируется В. А. и А. А. Весниными и арх. Лященко. По конструкции она однотипна с интереснейшим сооружением метро второй очереди — станцией «Площадь Маяковского». Конструкция эта чрезвычайно легка и смела.

С трудом верится, что под землей можно соорудить такой огромный светлый зал. Архитектура новой станции, на наш взгляд, недостаточно ярко подчеркивает конструктивную красоту этого блестящего создания инженерной мысли. Архитектура станции решена в виде, может быть, даже несколько излишне скромной декорации модернистского характера, вызывающей представление о торговом сооружении.

Колонны облицованы мрамором. Цепь арок, перекинутых с колонны на колонну, также облицована мрамором. Можно предположить, что облицовка арок плитами в натуре будет казаться неорганичной. Между арками над колоннами помещены вставки из вырезной (флорентийской) мраморной мозаики. Этот вид обработки мрамора успешно освоен заводом метро. Досадно только, что мраморные вставки помещены на такой высоте, что зрители не сумеют оценить тонкости работы и красоты материала.

Свод обработан строго и просто легкими штукатурными тягами.

Помещенные на потолке мозаичные картины обогатят декорацию свода и помогут развить тему станции, расположенной у начала железнодорожного пути Москва—Донбасс. Нам кажется, однако, что отсутствие сильной профилировки свода требует, чтобы картины эти были разработаны не в виде композиций, раскрывающих пространство, а также, как и мозаика, в характере плоскостных панно. 

Проект станции метро "Павелецкая". Архитекторы В. А. и А. А. Веснины, соавторы С. В. Лященко и С. Ф. Зебек, при участии Е. С. Демченко 

Станция «Семеновская» (арх. С. М. Кравец) строится по совершенно новой конструктивной схеме. Это обычная трехзальная станция глубокого заложения, в которой проходы настолько сближены между собой, что продольные стены обращаются в ряд колонн, отделяющих средний зал от посадочных.

Сейчас трудно представить себе эффект, который будет производить этот прием в натуре. Но, судя по чертежам, можно высказать опасение, что колонны будут стоять слишком часто и казаться несколько приземистыми. Общая архитектурная композиция строга и проста. Колонны и архитрав решены как цепь просто поставленных рядом прямоугольных порталов. На наш взгляд, уместнее было бы еще более простое решение в виде колонн с перекрывающим их антаблементом.

Профилировка столбов и перемычек несколько груба и примитивна. Боковые стороны столбов обработаны лепными фризами. Свод решен просто и декоративно легкими штукатурными тягами с лепными клеймами над каждым проходом. Тему этой станции помогут развить мозаичные вставки на путевой стене. Форма и размещение вставок-картин еще не найдены. 

Проект станции метро "Семеновская". Архитектор С. М. Кравец

Станция «Новокузнецкая» арх. И. Г. Таранова и Н. А. Быковой обещает быть одной из самых простых и логичных. Авторы поняли, что любая обработка пилонов есть по существу дела излишняя декорация и без того выразительной конструктивной формы. Они оставили в неприкосновенности эту естественную форму конструкции. Проходы обработаны широкими мраморными наличниками. Заглубленные промежутки между ними использованы для размещения скамей. Свод обработан подчеркнуто декоративным лепным рисунком классического типа. Карниз заменен лепной штукатурной тягой. Над тягой вдоль всей станции идет скульптурный фриз.

Освещается эта станция легкими торшерами, стоящими по оси зала. Пол мраморный. Вся композиция воспринимается как закономерная, естественная и жизнерадостная. Остается пожелать авторам, чтобы они в дальнейшей своей работе не отклонились от принципа благородной и сдержанной простоты и добились необходимой в данном случае изысканной прорисовки архитектурных деталей. 

Проект станции метро "Новокузнецкая". Архитекторы Н. А. Быкова, И. Г. Таранов

Архитектура станции «Завод им. Сталина» имеет свою очень длинную и поучительную историю. После ряда конкурсов из огромного количества представленных проектов был выбран проект арх. А. Н. Душкина. С этим выбором нельзя не согласиться.

Проект арх. Душкина обладает всеми качествами хорошего архитектурного произведения. Станция мелкого заложения представляет собой трехнефный зал. Колонны заканчиваются веерными сводами. Осветительной арматурой служат люстры из хрустального стекла и нержавеющей стали. Путевые стены облицованы мрамором. По своему общему облику станция напоминает другое произведение арх. Душкина — станцию «Дворец Советов». Нужно надеяться, что опыт, приобретенный автором на проектировании станций метро, и новые, предоставленные в его распоряжение, материальные и технические возможности помогут ему довести до совершенства излюбленный им тип решения подземного зала. 

Проект станции метро "Завод им. Сталина". Архитектор А. Н. Душкин

Станция «Стадион им. Сталина» арх. Б. С. Виленского — единственная, которая имеет три пути и две платформы. Станция мелкого заложения и образует широкий прямоугольный зал с плоским перекрытием. Очень широко расставленные столбы и путевые стены облицованы мрамором. Несколько неуместна здесь обработка верха путевых стен каннелюрами.

На наш взгляд, весь интерес станции заключается в соединении подземной станции с надземными вестибюлями посредством открытых эскалаторов. Грандиозные объемы вестибюлей будут производить снизу очень торжественное впечатление. При дальнейшей разработке деталей следует лишь посоветовать автору отказаться от пристрастия к модернистским формам, которые явно не гармонируют о очень интересной объемной композицией. 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: