Среда отдыха

Завоевав в 1960-е годы соответствующее его значению место и укрепив свои позиции в следующее десятилетие, отдых как общественная категория на границе 1980-х годов принял новые формы, проявился как осознанная потребность, однако реализация материально-технического фонда в объеме, соответствующем запросам, в рамках существующих учреждений профсоюзной и государственной сети оказалась невозможной. Несмотря на поступательное движение в сфере создания материальной базы и инфраструктуры отдыха, существует разрыв между потребностями и возможностями их осуществления. Например, строятся крупные комплексы, в то время как более привлекательны малые; ощущается необходимость в ограниченном круге общения, однако потребность к индивидуализации отдыха игнорируется. Унификация процессов отдыха нивелирует гамму индивидуальных потребностей человека. TATLIN приводит статью из книги «Отдых и архитектура. Будущее и настоящее»

Одним из путей развития сферы отдыха на ближайшую перспективу является создание новых искусственных сред. Необходимо, чтобы массовый исход на природу протекал в условиях среды одноразового или годичного использования, которая относительно хорошо восстанавливается. Должна быть создана «глубокоэшелонированная оборона» природы. Первым рубежом явится собственно город, вторым — его порог. В искусственном, легко восстанавливаемом ландшафте, в утилитарной среде удовлетворится первая потребность больших масс отдыхающих в стандартном отдыхе.

Вовлечение в сферу отдыха мощного резерва — реконструкции — позволит развернуть в пригородной зоне работы, подобные организации массового капитального ремонта городского фонда жилых зданий.

Крыши — потенциальный резерв для рекреационного освоения

В связи с сокращением рекреационных ресурсов, в особенности территорий, поглощаемых промышленностью, сельским хозяйством и селитьбой, необходимо создать новые ресурсы отдыха за счет использования малоценных территорий в качестве рекреационного ресурса.

Программным направлением явится сохранение резервов естественной среды, реставрация архитектурных ансамблей и отдельных памятников с целью их частичного использования для отдыха в аспекте созерцания и познания.

Интеграция сферы отдыха социалистических стран приведет к реализации огромных потенциальных ресурсов межгосударственных путешествий — общений. Поскольку на единицу времени приходится высококонцентрированный объем информации и эмоций, человеку будет достаточно меньше времени для отдыха, следовательно, повысится оборачиваемость маршрутов и сохранится время для других досуговых занятий.

Решение проблемы организации массового отдыха может происходить двумя путями:

  • традиционное развитие, количественный рост учреждений, совершенствование системы;
  • устранение негативных последствий развития крупнейшего города и улучшение условий для досуга во внутригородской среде.

Кемпинг в Райнаймызе близ Таллинна. Гармония сооружения и среды

Последнему может активно способствовать система расселения жителей Ленинграда в городах-спутниках. Таким образом, произойдет объединение первичного и вторичного жилища и резко снизится острая потребность к исходу на природу. Пример жизни населения в таких городах, как Пушкин, Зеленогорск, Сосновый Бор в Ленинградской области, Зеленоград в Подмосковье, и многие примеры зарубежной практики подтверждают реальность выбора подобного направления.

Создание новых типов комплексов для отдыха коренным образом повлияет на повышение функциональной и эстетической эффективности зданий и на коэффициент использования сооружения в данную единицу времени, позволит ограничиться меньшим числом объектов, а человеку получить максимум услуг в концентрированное время и в концентрированном пространстве.

Предлагаемая модель архитектуры пространственной среды для отдыха, кроме традиционных, общеизвестных принципов, имеет явно выраженные три основные позиции:

  • человек, фокусирующий многообразие общественно-экономических, социальных, психологических, физиологических требований; эта модель конструируется с целью определения поведения человека, его потребностей в соответствии с возможностями их удовлетворения обществом и задачами, поставленными в данный период времени;
  • среда, являющаяся вторичной по отношению к человеку и наилучшим образом отражающая его поведение при осуществлении функции в условиях данного типа сооружения;
  • архитектура, являющаяся элементом красоты, эстетики, радости, жизнеутверждения, в гармонии с окружающей естественной или искусственной средой.

Дом отдыха «Линас» на 750 мест в Ванагупе. Пример решения плотной застройки и активного силуэта комплекса

В наши дни существуют лишь отдельные элементы каждой из трех моделей, не связанные между собой единой нитью и не представляющие законченной системы.

Классический постулат Витрувия «польза, прочность, красота», выражающий идею непреходящей оценочной категории, претерпевает на протяжении столетий изменения, которые вносит время.

Становление рекреационной архитектуры будущего вызовет к жизни новые закономерности ее развития. Она найдет свое выражение в органически взаимосвязанных элементах триады: труд — отдых — обитание, неразрывность которых была провозглашена Ле Корбюзье в 1942 году в Афинской хартии. В дальнейшем произойдет взаимопроникновение функции отдыха и соответствующей архитектурной среды в функции труда и быта.

В содержание понятия «архитектура» все более глубоко проникают научные положения, определяющие поведенческую модель индивида и выявляющие пороги удовлетворения, которые имеют превалирующее значение, потому что правильно выбранное направление позволяет избежать лишних ошибок в проектировании.

Общему замыслу, возникающему на первой стадии формирования архитектурной среды, должно придаваться все большее значение, поскольку здесь определяется степень удовлетворения потребностей, выявляется экономичность решения, моделируются художественные критерии. На этой стадии создается научно обоснованная программа действия, формулируются теоретические принципы построения среды.

В будущем типология еще более, чем теперь, определит характер пространственной среды и ее художественное выражение на каждом уровне: градостроительство, здание, интерьер, собственная среда. Например, такие планировочные образования, как национальные парки, курорты, зоны кратковременного отдыха, элементы инфраструктуры, получат еще более четкие характеристики, чем в настоящее время. Особый колорит и лишь им присущий эстетический облик приобретут здания общественного обслуживания (центры досуга, лечебно-профилактические учреждения, комплексы туризма и др.). Линейная инфраструктура отдыха должна иметь закономерности архитектурных ансамблей при высоком техническом уровне.

Альбена, НРБ. Поиск новых форм рекреационной архитектуры

Основные принципы рекреационной архитектуры будущего найдут свое воплощение в таких категориях, как:

  • мобильность, которая в корне изменит мироощущение индивида и определит пространственно-временной масштаб отдыха;
  • временность, соответствующая эфемерности мгновенного всплеска пожеланий человека и обусловливающая появление «архитектуры-декорации», параметры которой имеют большой диапазон — от города развлечений до первичного модуля отдыха в жилище;
  • гибкость функциональных решений, позволяющая ответить на требования моды в широком смысле этого слова при относительной стабильности формы пространственного выражения функции.

Экономический уровень развития общества обеспечит возможность строительства комфортабельных и незначительных по вместимости комплексов, многообразие которых удовлетворит требования населения, предъявляемые к различным пространствам для отдыха. Эстетические категории, вопросы психологической совместимости будут оцениваться выше стоимостных показателей при рассмотрении рекреационной архитектуры, являясь мощным средством эстетотерапии и формирования индивидуальных характеристик человека.

Тур-квартира в первом этаже жилого дома центральной части города для семейного туризма с максимальной степенью самообслуживания. Предназначена для кратковременного и длительного приема

Большое внимание будет уделено интерьеру, в особенности в тех случаях, когда рекреационный объект будет размещаться в условиях подземной или подводной среды. Машина будет служить средством обитания, представляя собой своего рода кров. Дизайн проникнет во многие сферы рекреационной архитектуры.

При оценке композиции зданий для отдыха главным критерием будет ее поэтическое начало, степень эмоционального воздействия, подобное чувству, испытываемому человеком при посещении памятников древнерусского северного деревянного или каменного псковско-новгородского зодчества.

Объединение в целостную систему ландшафта и сооружений, создание архитектурно-природного ансамбля представит собой одну из важнейших особенностей загородной рекреационной архитектуры. В то же время в структуре города будет воссоздана природная среда в виде рекреационных трасс-клиньев.

Гостиница-корабль. В центре города — причал для подводных лодок устаревшего типа, отличающихся особой аттрактивностью, предоставляющих временный кров и занимательное питание. Комплекс не нарушает панорамы городского ансамбля

В Ленинграде на каждый микрорайон приходится 40 тыс. м2 площади неиспользуемых кровель. Это — территория, равная двойной перспективной норме (СНиП II-60—75. ч. II, гл. 60), планируемой для физкультурных и игровых площадок всего микрорайона. Широкое использование плоских кровель (плескательный бассейн, декоративный сад, солярий и др.) обеспечит дополнительный ресурс восполнения дорогостоящей территории и потенциально возможного пространства для досуга жителей, позволит обогатить композицию здания. Активным компонентом среды отдыха будет архитектура земли с малыми формами и скульптурой. Садово-парковые ансамбли в пригородных резиденциях под Ленинградом свидетельствуют об эмоциональном воздействии ландшафтного искусства.

Мы не рассматриваем такие категории архитектуры, как композиция, масштаб здания, ритм, силуэт, которым подчинены каноны формирования всех типов сооружений, в том числе рекреационных.

Рекреационная архитектура — сложное явление, элементы которой объединяются между собой и с окружающей средой большим числом прямых и обратных связей. Архитектура как вид искусства вообще, а рекреационная в особенности должна быть сродни философии, поэзии, музыке. Эмоционально-эстетическое, своего рода романтическое начало, как внутренняя необходимая сущность человека отдыхающего, должно быть одним из главных свойств этой ветви архитектуры.

Экспресс-центр восстановления физических и духовных сил. Многофункциональный комплекс на отмели Финского залива

Человек в инстинктивном поиске радостного стресса, компенсирующего отсутствие эстетического содержания в городской среде, направляется за город для общения с природой. Пространственно-временная среда загородного пребывания все чаще становится источником эстетического наслаждения. Красота, высокий архитектурный образ являются высшим проявлением развития цивилизации и поэтому представят собой особо ценностную категорию при коммунизме, когда человек полностью овладеет свободным временем. Эта категория, которой так недостает нам сегодня в архитектуре, окажется еще более необходимой в перспективе. Проблема новая, масштабы огромны, на очереди стоит ее решение во времени.

Антистандартность — стимул, приводящий в движение массы людей в поисках разнообразия, свойственного рекреации. Разнообразию природы, потребностей и индивидуальностей человека требуется противопоставить разнообразно создаваемые пространство и архитектуру.

XI всемирный конгресс Международного союза архитекторов предсказал, что в среде отдыха реализуются самые передовые идеи, здесь следует искать истоки новой архитектуры, эстетический идеал представления о среде будущего.

Модуль-зал для занимательного питания. Использование мансардных этажей в жилых зданиях центра города и искусственного подземного пространства для организации городского пикника малых групп туристов

Роль архитектора в решении поставленных задач представляется не только как роль ученого, художника или технического специалиста, но и как активного участника социальной, экономической и культурной политики общества. Проблема отдыха не может быть решена полностью ни одной из наук в отдельности, это междисциплинарная проблема, в решении которой архитектор занимает одно из ведущих мест.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: