История развития человеческого общества и его культуры красноречиво записана на каменных страницах монументальной летописи — в архитектуре общественных зданий. Новый, высший общественный строй, созданный Великой Октябрьской социалистической революцией, поставил перед архитектурой задачу великой содержательности и новизны: создания новых общественных зданий — очагов новой, социалистической культуры масс.
Советская архитектура общественных зданий
- Текст:Я. Корнфельд 24 февраля 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Еще в разгар гражданской войны складывалось одно из первых зданий — Дворец Труда — монумент победе труда над капиталом. Новая тема вызывала в воображении небывалые образы зданий, своей внешней патетической архитектурой и внутренней организацией отражающих идеи труда.
В других замыслах идеи трудовой демократии находили воплощение в романтических архитектурных композициях, иногда подсказанных непосредственными ассоциациями с образами индустриального труда: так возникли первые Дворцы Труда в проектах Н. А. Троцкого. Рядом с ними — проект братьев Весниных, который полностью порывал с традициями прошлого.
Авторы искали источников новой формы для выражения нового содержания в обновлении конструкции — в архитектуре железобетона и стекла, недооценивая, игнорируя образную силу архитектуры.
Искусство освобождалось от мистики, его произведения посвящались отныне человеку и черпали свое величие в силе и могуществе человеческого коллектива, строящего новую жизнь. Поэтому большие традиции монументальной культовой архитектуры не могли уже преемственно развиваться и служить прототипом новых общественных зданий.
Искусство становилось всенародным достоянием, и в сферу его воздействия, наряду с уникальными сооружениями, включалась вся масса зданий, предназначенных для повседневных нужд народа: в первое десятилетие после Октября значительные усилия были сосредоточены на углубленном научении новых форм организации зданий для новых форм общественной жизни.
Архитекторы работали над формированием новых социальных типов зданий — клубов, дворцов культуры, дворцов труда, домов советов, домов промышленности, домов Красной Армии. Но и такие веками известные типы зданий, как театр, библиотека, больница, школа, институт, также требовали радикального изменения своей структуры.
Важнейшим элементом, характеризующим общественные здания советской демократии, стал большой зал собраний. Он приобретает центральное значение не только в общественных зданиях клубов, дворцов культуры, дворцов труда, но становится неотъемлемой частью зданий государственного управления — домов советов, домов промышленности, домов правительства и других.
Традиция заканчивать собрания концертом, спектаклем приводит к театрализации зал, к развитию в них обширных эстрад, часто — сцен. Тема театрализованного зала собраний становится излюбленной и центральной в архитектуре советских общественных зданий. Она разрабатывается с увлечением в многочисленных конкурсах и отдельных проектах.
Театр оперы и балета. Алма-Ата. 1941 г. Архитектор Н. Простаков
Большие залы, осуществленные во Дворце Культуры Кировского района в Ленинграде, а также во Дворце Культуры завода им. Горбунова — в Москве, во Дворце Рабочего в Харькове, представляют квалифицированные театральные залы, весьма своеобразной и современной структуры, снабженные хорошо оборудованной сценой.
Здания дворцов культуры, клубов, домов Красной Армии быстро эволюционируют в своей программе и архитектурной структуре вслед за общим ростом культурных интересов трудящихся. Они становятся сложными комплексами разнообразных культурных учреждений, и архитекторам приходится решать трудную задачу объединения в одном здании театра, кино, концертного зала, библиотеки, аудиторий для научных и технических лекций, зал физкультуры, танцев, игр.
Работа над театральными залами клубов, дворцов культуры и дворцов труда подготовила архитектора к проектированию больших зданий театров. В реконструктивный период и в годы первой пятилетки был осуществлен ряд всесоюзных и международных конкурсов, явившихся мировым смотром идей архитектуры современного театра.
Программы этих конкурсов отражали преобладавшее в тот период представление о советском театре как о месте героических массовых действий перед многотысячной аудиторией. Демократические черты советского театра формулировались в требовании единства зрительного амфитеатра, в одинаковых условиях комфорта для всех зрителей в вестибюле, фойе и других обслуживающих помещениях, в высокой степени комфорта для труда исполнителей и остальных участников постановки и театральных цехов.
В облике домов правительства и домов советов нет и следа официальной сухости, пугающего надменного величия, рассчитанного на подавление, на умаление человека перед лицом власти. Наоборот, — простая внешность и столь же простая и ясная внутренняя организация этих зданий в масштабах, соразмерных человеку, без излишней пышности и роскоши декораций, устраняет какую бы то ни было преграду между учреждением и посетителем и говорит о доступности, о народности советской власти.
С неменьшей пытливостью и во одушевлен нем изучаются программы и совершенствуется структура других общественных зданий новых и традиционных типов (институты, школы, детские учреждения, санатории, стадионы).
В осмысливании этой тематики, в правильном определении новой социальной сущности и функциональной организации зданий, советская архитектура за короткий период первого десятилетия достигла больших успехов.
Театр имени М. Горького. Ростов на Дону. 1935 г. Архитектор А. Гельфрейх и В. Щуко
Значительные творческие усилия были сосредоточены и на создании образного языка советской архитектуры. Но искания этого начального периода, не объединенные еще ясным сознанием цели, шли разрозненными путями и не достигали необходимой гармонии между содержанием и формой зданий. Новое идейное содержание архитектурного образа одни стремились выразить в формах, близких к традициям прошлого, другие — в символике форм, ассоциирующихся с динамиков Революции. Третьи думали, что художественные образы новой архитектуры возникнут «сами собой», как естественное следствие правильной внутренней организации здания и новых конструкций.
Вот почему в момент решительного испытания — на конкурсе Дворца Советов, обнаружилось, что проектировщики недостаточно подготовлены к выражению высокого идейного содержания этого здания в пластических образах архитектуры.
В международном конкурсе на проект Дворца Советов советские архитекторы оказались на большой высоте. Их предложения по внутренней организации здания, его большого и малого зала, подготовленные опытом целого десятилетия работы над аналогичной темой, во многом превосходили предложения знаменитых зарубежных мастеров.
Градостроительные идеи советских архитекторов оказались, естественно, шире и реалистичнее. Встретившись с заданием столь значительного идейного содержания, даже самые убежденные «функционалисты» вынуждены были задуматься над средствами его образного выражения, и советские предложения в этой области также превзошли работы зарубежных авторов. Однако даже лучшие работы еще были далеки от решения этой ответственной задачи — что и подчеркивалось в известном решении Совета строительства. Лишь после многократных повторных конкурсов коллективные усилия советских архитекторов, направленные мудрыми указаниями партии и правительства, привели к созданию окончательного проекта Гельфрейха, Иофана и Щуко, принятого к осуществлению.
И если в первом десятилетии высшим достижением советской архитектуры является построенный акад. Щусевым Мавзолей Ленина, то во втором десятилетии другой величественный монумент Ленину — Дворец Советов указывает путь развития советской архитектуры.
Проектирование Дворца Советов сыграло решающую роль я изменении курса всей советской архитектуры. Глубокие мысли о путях развития советского реалистического искусства, высказанные в указаниях партии и правительства, стали знаменем нового периода больших и плодотворных исканий советских архитекторов.
Особенно полно и ярко отражены основные творческие принципы и черты складывающегося стиля советской архитектуры в общественных зданиях, получивших в социалистическом государстве с широко развитой общественной и государственной деятельностью такой огромный удельный вес и значение в формировании архитектурного ансамбля городов.
Театр оперы и балета им. Спендиарова. Ереван. 1939 г. Архитектор А. Таманян
В годы сталинских пятилеток стремительно развивались строительство и реконструкция наших городов. Государственное владение землей и свобода ее рационального использования позволили отводить общественным зданиям лучшие участки на центральных площадях и магистралях города. Общественные здания в этих условиях становились главенствующими, оказывали организующее влияние на силуэт, масштаб, на весь строй архитектурного пейзажа городов.
Дома Правительства в Киеве, Ереване, Тбилиси, Минске, Дома Советов в Ленинграде, Москве, театры в Новосибирске, Ростове на Дону, Алма-Ате, Иванове, Центральный Театр Красной Армии в Москве поставлены в центре городских площадей и главенствуют в их ансамблях. Такие же значительные общественные здания сооружены на центральных площадях и магистралях столиц всех республик Союза и в большинстве городов. Эти здания заняли в ансамбле городов центральное место, которое веками принадлежало зданиям культов. Архитектура городов получила выразительную гуманистическую окраску, которая отличает наши социалистические города от всех городов, созданных в иных социальных формациях.
Градостронтельное начало советской архитектуры укрепляет связь и взаимное воздействие между зданием и окружающей его средой. Образ советского общественного здания, главенствующего в ансамбле города, в свою очередь складывается под одновременным воздействием и внутренних и внешних факторов.
Новое внутреннее содержание советского театра, клуба и других общественных зданий постепенно формирует своеобразные схемы их планов и пространственного построения интерьеров и их связи с внешним пространством. Эта связь выражается в композиции объемов здания, в их силуэте, относительном масштабе, в их пластической силе. Всеми этими архитектурными средствами советский зодчий стремится выразить в облике общественного здания его демократичность, его всенародную доступность.
Поэтому для советских общественных зданий, обращенных к простору площадей и магистралей, так характерны «всефасадность», крупные черты большого ордера, высоких аркад; поэтому так энергично в них развиты различные виды порталов, портиков, колоннад, вплетающих пространство площади в тело зданий.
Забота об организованности объема и силуэта, с «всефасадности» наших общественных зданий, обращенных всеми сторонами к окружающему их простору, становится одной из характерных черт нашей монументальной архитектуры.
Величественный периптер окружает звездообразный объем театра Красной Армии в Москве и приглашающе раскрывает свои объятия пространству гигантской площади, включая его под сень своих колоннад. С этим зданием связан возвышенный идейный замысел: здание театра предназначено служить монументом доблести и славы Советской Армии, которая умеет побеждать врагов и охранять мирный труд нашего народа и вместе с ним победно строит социалистическую культуру. Эти черты слились в архитектурном образе театра-монумента.
Театр. Сочи. 1938 г. Архитектор К. Чернопятов при консультации В. Гельфрейха и В. Щуко
Чертами советской демократии отмечены и театр Ростова, обращенный к площади, террасами ниспадающей к необъятным просторам Дона, театры в Новосибирске и Ереване, ставшие во главе ансамблей не только площади, но и целого города, и во многих театральных зданиях, построенных в столицах и городах всех республик Союза.
Мы твердо усвоили сознание того, что даже самое уникальное сооружение не может замыкаться в себе, изолироваться от окружения. Оно принадлежит народу и неотделимо от множества зданий, слагающих город, в котором оно главенствует.
Понятие всенародной принадлежности общественных зданий проистекает из идей социалистического гуманизма, ставящего превыше всего человека и его труд. С особенной силон воплощены эти черты в двух грандиозных сооружениях сталинских пятилеток — в канале Волга—Москва и в московском метрополитене.
Эти величественные сооружения предназначены служить человеку не только совершенством и быстротой удобного передвижения, но и окружать его атмосферой искусства, доставляющей ему эстетическое наслаждение и гордое сознание его человеческого достоинства. Эта возвышенная мысль лежит в основе архитектуры метро и последовательно развивается с каждой новой очередью строительства, воплощаясь во все более совершенные и полнозвучные формы. Монументальный интерьер большого зала варьируется в десятках станций метро с исключительным разнообразием пространственных построений и пластических средств.
Стесненные габаритами тюбингов, станции московского метро не превратились в части подземных транспортных коллекторов. Их пространство организовано в различных сочетаниях; использована каждая возможность для объединения, для расширения перронов, для создания чувства простора, в котором легко дышится и забываешь, что находишься глубоко под землей. Этого ощущения простора архитекторы добивались, кроме того, пластическими средствами, грацией) пропорцией, зрительно облегчая несущие конструкции и могучие своды.
Стремясь достигнуть мажорности звучания интерьеров метро, советские архитекторы чрезвычайно обогатили словарь архитектурных форм, расширили палитру материалов отделки, привлекли к сотрудничеству с архитектурой произведения скульпторов, живописцев, мозаичистов.
Концертный зал им. Чайковского. Москва. 1940 г. Архитектор Д. Чечулин и К. Орлов
Каждая станция получила свою индивидуальную характеристику. Но все разнообразие замыслов, пространственных построений, пластических и декоративных средств, все бесконечное разнообразие и богатство материалов сливается в стройном звучании архитектурной симфонии метро, посвященной человеку.
Глубокая гуманистическая идея направляла творчество архитекторов и другого транспортного сооружения — канала Волга—Москва.
На зеленых берегах, над стенами шлюзов голубой магистрали столицы, в шири Подмосковья сооружены небольшие здания силовых станций, шлюзовых башен, в которых сосредоточена воля и мощь человека, покорившего стихию. Как разнообразны и красивы эти здания для механизмов, какой яркий контраст создается между монументальной инертностью тяжелых ограждений, сдерживающих воды канала и легкими павильонами управления.
Подобно станциям метро, каждый узел канала имеет индивидуальное лицо, но в сумме они образуют один жизнерадостный ансамбль архитектуры с природой.
И когда вместе с водами Волги движется вдоль панорамы канала пароход с людьми и смена архитектурных форм завершается аркадами и стремительной вертикалью башни-маяка над порталом Химкинского вокзала, — человек входит в эти ворота столицы с гордо поднятой головой.
Он знает — для него эта симфония силы превращена в симфонию радости, о нем думал строитель этих замечательных сооружений, облекая необходимое в формы прекрасного.
Так плодотворная идея социалистического гуманизма сблизила два, столь различных задания — ансамбль интерьеров метро, изолированных от внешнего мира, и ансамбль объемов зданий канала на природе, пронизав их единой мыслью о человеке, единым оптимистическим мироощущением.
На следующем этапе — в строительстве Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки слились воедино архитектурные проблемы внешнего образа зданий, их объемов, пластики силуэтов и проблема организации интерьеров, их пространственного построения, пластической и декоративной обработки. Уверенно разрешив обе стороны проблемы, советская архитектура обнаружила творческую зрелость в создании замечательного ансамбля ВСХВ, в котором братство народов республик выражено языком архитектуры.
Санаторий. Барвиха близ Москвы. 1934 г. Архитектор Б. Иофан
Выставка отражает расцвет культуры и искусства народов страны. На всенародном смотре каждая республика сумела рассказать о своем подвиге в строительстве социализма на языке своего национального искусства. Социалистическое содержание архитектурной темы многокрасочно и разнообразно воплощено в образы и формы, близкие и понятные народам, в формы, преемственно продолжающие процесс развития культуры и искусства, созданных нацией в конкретных условиях ее страны.
Архитектура павильонов Республик — результат внимательного изучении национального искусства и искренний опыт творческого освоения его принципов в применении к теме современности.
Авторы не соблазнились легкими лаврами историзма и механического переноса в современность чуждых по содержанию образов. Они создали новые образы, которые выражают идеи нашей эпохи языком форм, близких народному творчеству.
Все это многообразие павильонов, их объемов, форм, национальных черт сохраняет яркую индивидуальность, сливается з многоцветный ансамбль, проникнутый мажорным, оптимистическим духом страны, строящей социализм.
Выставка показала, как ценно и потенциально, богато и плодотворно для всей советской культуры преемственное развитие национальных культур народов Союза, как обогащает наше искусство органическое освоение принципов и богатейшего языка форм, созданных в веках гением народов.
Это положение подтверждается и рядом капитальных сооружений, с большим блеском выполненных советскими мастерами. Достаточно назвать Дом Правительства и театр в Ереване, построенные А. И. Таманяном, здание Института Маркса—Энгельса—Ленина, сооруженное в Тбилиси А. В. Щусевым, проект Дома Советов во Владимире, выполненный Г. П. Гольцем.
Много красивых статуй, рельефов, орнаментов, эмблем, росписи, мозаики, народной резьбы, чудесных тканей включает в себя этот сказочный город, сверкающий всеми красками, всей молодостью социалистического искусства.
Санаторий им. Ворошилова. Сочи. 1934 г.
Сюда, на Родину, возвратились и встречают посетителей перед входом на выставку изваянные В. И. Мухиной посланцы нашей страны, стяжавшие славу советскому искусству на международной выставке в Париже.
Там, в окружении капиталистического мира, молодой рабочий и колхозница в порывистом движении, взбежав по уступам пьедестала, поднимали высоко над миром эмблемы труда— серп и молот, олицетворяя силу и молодость нашего государства, его уверенность в победе труда. И весь мир аплодировал автору павильона Б. М. Иофану и его соратнице В. И. Мухиной, соединившим усилия архитектуры и скульптуры в этом шедевре советского монументального искусства.
Во втором десятилетии советская архитектура, направленная историческими указаниями партии и правительства о реалистическом искусстве, прошла большой путь совершенствования и поднялась на новую, высшую ступень.
Поставленная на службу всему народу, советская архитектура стремится воплощение каждого задания поднять до уровня большого произведения искусства. Среди лучших достижений ее, наряду с приведенными уникальными сооружениями, можно назвать самые разнообразные по назначению и величине общественные здания, вплоть до небольшого колхозного клуба.
С одинаковым правом в этот перечень войдут монументальные правительственные и административные здания, построенные Фоминым и Заболотным в Киеве, Лангманом и Чечулиным в Москве, Троцким — в Ленинграде, Кокориным — в Тбилиси, Таманяном — в Ереване, и небольшое здание горсовета, построенное Жолтовским в Сочи; сюда войдут города-курорты — Сочи с грандиозным санаторием им. Ворошилова, Гагры, Сухуми, Кисловодск, Ессентуки, Ялта, с обширными комплексами санаториев и домов отдыха, достроенными И. Кузнецовым, Весниными, Щусевым, Гинзбургом, И. Фоминым, и небольшой санаторий, построенный Иофаном в Барвихе; сюда, кроме названных грандиозных зданий театров, войдут театры, построенные Чернопятовым в Сочи, Голли, Билибиным и Захаровым — в Сталннабадс, Простаковым — в Алма-Ате, И. Буровым и Федоровым — в Кирове, и крохотный театр, построенный Максимовым и Кухтеновым в Нальчике; сюда войдут — монументальное здание Библиотеки им. Ленина, построенное В. Щуко и Гельфрейхом в Москве, здание Академии им. Фрунзе, построенное в Москве Рудневым, ИМЭЛ в Тбилиси и Институт Генетики Академии Наук в Москве, построенные Щусевым, и с равным правом войдут из числа многих тысяч построенных школ, детсадов — школы, построенные Рубаненко в Ленинграде, Фридманом, Джусом и Барщем — в Москве, Дадашевым и Усейновым — в Баду; детсады, построенные Гннцбергом и Асе в Ленинграде. Чалдымовым — в Москве. В необозримом множестве построенного в этот период трудно перечислить лучшие произведения, получившие всенародное признание. Приведенный перечень — лишь краткая выдержка, иллюстрирующая диапазон нашего строительства и архитектурного творчества.
Санаторий для работников нефтяной промышленности. Кисловодск. 1937 г. Архитектор М. Гинзбург, Е. Попов, С. Вахтангов и И. Шпалек
В годы Великой Отечественной войны этот процесс созидания замедлился, но не был остановлен. Уверенная в неизбежной победе своего правого дела, страна Советов продолжала строить станции третьей очереди московского метро, театры в Ташкенте, города и поселки — в центрах индустрии, не снижая уровня архитектуры и качества строительства.
Победив фашистов и освободив от их ига народы Европы, наша Родина предстала перед миром в ореоле неувядаемой славы. Патриотическая гордость волнует творческое воображение советских архитекторов, работающих над восстановлением и реконструкцией городов. В образах проектируемых зданий и ансамблей они стремятся отразить чувство торжества и сознание величия страны победившего социализма и передать векам память о великих делах Сталинской эпохи.
Коснувшись в беглом обзоре отдельных характерных явлений в тридцатилетием развитии советской архитектуры общественных сооружений, можно все же сделать некоторые общие наблюдения.
Центральная идея советской архитектуры — социалистический гуманизм — служение человеку, его материальным и духовным потребностям.
Участвуя в организации материального мира, окружающего человека, советская архитектура стремится населить этот мир образами, возвеличивающими человека, образами оптимистическими, вселяющими в него радость и уверенность в его силах ч достоинстве.
Советская архитектура не только создает новые архитектурные образы, характеризующие новые социальные типы сооружений, но она также обновляет и видоизменяет давно сложившиеся образы и структуру зданий, которые, сохранив свое традиционное назначение, приобрели в советском государстве новые социальные черты.
В образах общественных зданий, эпических и мужественных, торжественных и величественных, праздничных и радостных, и в равной мере в образах лиричных, интимных, живописных, — советская архитектура стремится к многоголосой, полифонической передаче богатых мыслями и чувствами оптимистических идей нашей эпохи.
Стадион "Динамо". Москва. 1929–1935 гг. Архитектор Л. Чериковер
Язык форм советской архитектуры бесконечно богат, потому что она критически осваивает и преемственно развивает наследие мировой архитектуры и национальной архитектуры народов СССР. Однако в процессе этого освоения она отвергает такой строй форм, который подчеркнутой тяжестью, мрачностью, гигантоманией принижает человека, либо патетической мистикой заставляет его склоняться перед высшими силами, либо мишурной декоративностью, вычурностью, своеволием форм разрушает тектонику сооружения и лишает его образ содержательности. Она воспринимает и развивает в своем художественном словаре лишь те формы, которые могут служить правдивому, реалистическому отображению основных идей нашей эпохи.
Советская архитектура работает над образами и структурой грандиозных уникальных зданий и небольших зданий массового строительства.
Ни одно здание не рассматривается обособленным, изолированным, оно лишь атом, слагающий организм города. Градостроительное начало лежит в основе социалистической системы строительства и направляет развитие нашей архитектуры, активно воздействуя на формирование ее художественных образов.
Советская архитектура, вместе с эмоциональным восприятием прекрасного, развивает аналитическое, рационалистическое познание его законов. Она не спешит канонизировать понятия и формы прекрасного, но, «поверяя алгеброй гармонию», стремится создать свою грамматику, свой синтаксис, систематизирующие закономерности художественного языка форм, вооружающие теорией и анализ и творчество.
В советскую науку об архитектуре прочно вошли и углубленно развиваются понятия о законах ансамблевого построения, об единстве композиции и соподчиненности ее частей ведущему началу, о равновесии в построении масс, об единстве масштаба и его выражении, о пропорциях частей и их влиянии на выражение целого и многие другие капитальные понятия, которые помогают и в познании и в творчестве, направленном к единству новой формы и нового содержания.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: