Павильон СССР на международной выставке в Нью-Йорке

Эскизный проект павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке 1939 года разрабатывался рядом видных советских архитекторов, приглашенных к участию в закрытом конкурсе (В. А. Веснин, Б, М. Иофан, К. С. Алабян, Е. А. Левинсон и И. И. Фомин). Кроме того, вне конкурса было представлено еще несколько проектов. В результате конкурса был принят проект, разработанный архитектором Б. М. Иофаном, при участии архитекторов Д. М. Иофана, М. В, Адрианова. Ю. П. Зенкевича, Я. Б, Белопольского и П. П. Кушныря.

Окончательная разработка проекта в соответствии с постановлением правительства велась под руководством архитекторов Иофана и Алабяна основной бригадой архитекторов в составе: Зенкевиче, Белопольского, Кушныря, Гришина, Мельчакова, Балтера и Шеховцова, инженеров Кузнецова н Шубина, В дальнейшем и разработке интерьеров был привлечен ряд архитекторов и художников.

Темой выставим, как известно, должно служить «строительство мирз завтрашнего дня». Павильон СССР должен показать, что судьба всего трудового человечества связана с борьбой за социализм. Он должен в своих экспонатах и архитектуре развернуть величественную картину побед и успехов социалистического строительства на одной шестой части земного шара.

Павильон СССР в Париже, осуществленный также Б, М. Иофаном, чрезвычайно удачно, в формах, полных мощи и молодой неудержимой силы, выражал образ Страны Советов. Монолитное здание, увенчанное скульптурной группой рабочего и колхозницы и эмблемой мирного труда — серпом и молотом, поразило всех посетителей выставки. «Что навеки запечатлелось в памяти парижан, — писая французский журналист Филипп Ламур, — это гигантская статуи павильона Советов, в которой молодость прорывается великолепной радостной легкостью, как большая надежда, шагающая к небу».

Павильону выставки в Нью-Йорке Б. М. Иофан должен был придать не менее выразительные формы. Архитектор эту задачу блестяще решил. 

Павильон СССР намеждународной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Эскизный проект. Архитектор Б. Иофан

Участок советской части международной выставки в Нью-Йорке находится на берегу водной магистрали подле «Дворца наций», в котором каждая нация представлена одним залом. Зал СССР расположен, таким образом, в непосредственной близости от советского павильона. Участок, отведенный под его строительство, площадь» в 10 600 м-. имеет крайне сложную конфигурацию. Это неправильный пятиугольник с двумя вогнутыми сторонами. Архитектор тесно увязал развитие своей архитектурной идеи с формой участка. В то время как форма парижского участка—длинного и узкого — привела к идее вытянутого здания с массами, динамически нарастающими к венчающей ого скульптуре, форма нью-йоркского участка подсказывает идею круглого плана, Н этому решению пришел и ряд других участников закрытого конкурса, однако никто из них ив преодолел трудностей, связанных с планировкой замкнутого цилиндрического объеме, который одновременно должен быть широко раскрыт перед сотнями тысяч посетителей.

Архитектор разрешает эту проблему, разрывая кольцо плана {диаметром 78 м) на ширину в 25 м. Перед полукруглым открытым двориком он создает прямоугольную площадку, обрамленную стенами стройных мраморных порталов, образующих «пропилеи» здания.

Основной архитектурной темой, на протяжении ряда лет волнующей и занимающей Иофану, является сочетание архитектурного объема с гигантской венчающей его скульптурой. Проект нью-йоркского павильона дает новый вариант этого мотива. Логически скульптура в круглом здании должна занять центральное положение. Архитектор на этом именно приеме останавливается. В центре внутреннего пространства, охваченного кольцевой частью павильона и пропилеями, он ставит тонкую вертикаль мраморного обелиска высотой в 53 м, завершенную 17-метровой статуей рабочего, который держит горящую кремлевскую заезду. 70-метровая вертикаль прекрасно контрастирует с невысокой массой основного здания {кольцевая часть имеет высоту 17,5 м, пропилеи — 25 м). Статическая форма круглого здания, благодаря введению доминирующей над нею вертикали, оживляется сильным движением. Пластическое движение статуи подчеркивается нарастающим ритмом развития масс обелиска и пропилей.

Движение пропилен оживляется большими скульптурными группами, стоящими на стилобате перед их торцами. Слева под барельефом Ленина устанавливается группа «Октябрь» (вооруженные рабочие и солдаты- крестьяне, завоевавшие впасть), справа — группа рабочих и колхозников - хозяев советской земли, строителей социализма.

На обелиске начертаны гордые слова первой статьи великой Сталинской Конституции: «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян». 

Павильон СССР намеждународной выставке в Нью-Йорке. Макет

Внешний фасад главного цилиндрического объема расчленен тройными пилястрами, Поля между пилястрами украшены одиннадцатью барельефами, изображающими народы и государственные гербы союзных республик.

Спокойное и уравновешенное, но в то же время устремляющееся ввысь здание, увенчанное фигурой рабочего— образом советского рабочего класса, указывающего миру путь к счастливому будущему, скульптурные группы трудящихся, завоевавших власть и построивших социализм под руководством Ленина и Сталина, барельефы равноправных союзных республик — все сливается в общий пластический образ могучего, уверенного в себе, свободного советского государства. Политическая идея лежит в основе архитектурного образа, насыщает его, придает ему целеустремленность.

Исключительное своеобразие и прелесть придает павильону античный по своему характеру амфитеатр, занимающий внутренний двор. Этот амфитеатр кажется, как бы чашей, из которой вырастает обелиск. Он рассчитан на 700 мест и широко открыт для посетителей, подчеркивая тем самым глубоко демократический характер Советского павильона. Здесь будут показываться фильмы о Советском Союзе и происходить выступления под открытым небом.

Осмотрев павильон, посетители смогут отдохнуть в тени колоннады, окружающей амфитеатр. Вечером, когда павильон будет закрыт, свет в нем не выключается. Через широкие застекленные двери, ведущие из галереи в павильон, посетители смогут обозревать ряд залов. Так, даже в вечерние часы развлечения, павильон будет а какой-то мере доступен массам. Благодаря амфитеатру советский павильон будет всегда привлекать к себе посетителей, станет постоянным центром оживленной вечерней жизни на площадке выставки. 

Значительные части фасадов павильона будут облицованы мрамором. Обелиск покрывается порфиром, обрамленным белым газганом, амфитеатр, пропилеи и пилястры — белым и светло-серым газганским мрамором, который будет контрастировать с турчинсним лабрадором цоколя. Широко введен в архитектуру и металл: из стали будет выполнена статуя, барельефы и металлизированные скульптурные группы; тонкие металлические «кожи» прорезают мраморную поверхность обелиска. 

Павильон СССР на международной выставке в Нью-Йорке. Эскизный проект

Существенные изменения первоначального плана внесены в интерьеры. Предусмотренная площадь в 3 000 м2 оказалась далеко не достаточной для экспозиции, которая должна отражать все области жизни и творчества трудящихся СССР. Экспозиционная площадь увеличена до 4,5 тыс. м2 посредством добавления второго этажа в кольцевой части павильона, что стало возможным без значительного увеличения высоты здания, благодаря снижению пола первого этажа до уровня земли. В настоящем номере журнала мы приводим первоначальный план, — окончательный будет опубликован в одном из ближайших номеров. И □ новом варианте планировки вводным будет большой зал 12X30 м, заканчивающийся широкой полукруглой нишей. Далее посетитель спускается по лестнице в кольцевую часть павильона, обходит ее, поднимается спять на уровень стилобата в зал, расположенный симметрично н вводному, доставляется эскалатором во второй этаж и, обойдя верхнее кольцо, выходит на открытую галерею, окружающую амфитеатр,

Большим шагом вперед по сравнению с парижским павильоном является а нью-йоркском павильоне глубокая увязка экспозиции с архитектурой. Оформители парижского павильона работали в отрыве от архитектора и экспозиция была вставлена в помещении, запроектированном архитектором без учета экспозиции. Поэтому многие замечательные экспонаты не были показаны в среде, которая обеспечила бы их наиболее полноценное восприятие.

Проектная работа по нью-йоркскому павильону велась под руководством арх. Б. М. Иофана и К. С. Алабяна в неразрывной связи с бригадой художников, возглавленной главным художником павильона Н. М. Суетиным.

Основные стенды — макеты, панорамы, витрины, живописные панно, фотомонтаж, киноэкраны здесь вкомпакованы в архитектуру и являются ее частью.

Значительная часть пространства павильона выделена для хозяйства экспозиции — механизмов, кинооператоров н т, д. Это хозяйство вынесено за пределы залов, скрыто архитектурой, обрамляющей и обогащающей экспонаты.

Введение второго этажа и требования экспозиции заставили отказаться от естественного спета, предусмотренного а эскизном проекте, и остановиться на искусственном освещении, которое применяется в павильонах всех стран на нью-йоркской выставке почти без исключений.

Система кондиционирования воздуха, установленная в советском павильоне, является самой мощной на выставке.

В залах посетители увидят творчество людей, свободное развитие которых обеспечено Сталинской Конституцией.

Они увидят, как эти люди создают материальные ценности на социалистических заводах, шахтах, на колхозных полях; как они строят свои жилища, свои дворцы, города: как они покоряют пространства Арктики и запечатлевают героическую жизнь своей эпохи 8 искусстве, близком и понятном всем. Кроме экспозиционных залов, павильон будет включать кино на 350 мест и ресторан на 200 мест, которые будут находиться в верхних этажах пропилей. С террасы ресторана — кровли павильона, перед посетителями откроется вид на эспланаду выставки и освещенное вечером овальное озеро,

От парижского павильона до нью-йоркского автором проекта пройдён большой творческий путь. Введя гигантскую скульптуру в архитектуру парижского павильона, Б. М. Иофан подчинил здание скульптуре. В проекте нью-йоркского павильона архитектор отделил скульптуру от здания, вернул архитектуре ее совершенно самостоятельное значение в общей композиции. Как тот, так и другой прием прекрасно отвечали условиям участка и характеру здания. Но в проекте павильона для нью-йоркской выставки Б, М. Иофан поставил пород собой белее сложную архитектурную задачу.

Сейчас, когда стройна закончена, мы имеем все основания сыть уверенными в том, что по богатству пластических форм и глубине архитектурной трактовки нью-йоркским павильон явится выдающимся произведением советской архитектуры и будет достойно представлять на большом международном смотре великую страну социализма.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: