Секреты подземного мира

Студия AI-architects — молодое московское бюро из 12 человек, созданное двумя архитекторами — Иваном Колманок и Александром Томашенко. Проекты бюро постоянно участвуют в различных международных и всероссийских конкурсах, недавно ребята выиграли международный конкурс на разработку облика станции «Шереметьевская» третьего пересадочного контура в Москве. Это третья и самая результативная попытка участия архитекторов в соревновательных инициативах, посвященных метрополитену. 

— Каковы особенности проекта-победителя недавнего конкурса? Что отличает архитектурно-художественное решение интерьеров пассажирских зон и входного павильона станции «Шереметьевская»?

Александр Томашенко (А.Т.) — В основе дизайн-концепции станции лежит ассоциация с формальными признаками убранства дворянского быта — фарфором и изразцами. Напомним, что персона графа Николая Петровича Шереметьева, хозяина останкинской усадьбы и мецената, определила название главного транспортного пути северной окраины исторической Москвы. Сегодня на Шереметьевской улице располагается театр Сатирикон, здание «Планеты КВН», сама улица ведет к усадьбе графа. Ассоциации с фарфором было невозможно передать с помощью одних лишь ортогональных плоскостей, поэтому колоннам станции мы решили придать выпуклую форму, а несущие конструкции павильона и вовсе сделали в виде полусфер. Дополнительного ассоциативного эффекта мы добились, используя в оформлении натуральный гранит по принципу мозаики из колотых фрагментов («брекчия»).

Иван Колманок (И.К.) — Мы хотели, чтобы станция ощущалась современной, но при этом гармонично продолжала лучшие достижения архитектуры Метростроя, в частности, — особенности устройства освещения. Так, антаблементы ордерной системы на платформе скрывают осветительные приборы, визуально стирая границы свода; во входном павильоне мы предусмотрели зенитное освещение периметра потолка; в отделке использовали стекло, полированную сталь, шлифованный натуральный камень.

— Ваше бюро известно проектами благоустройства столичной городской среды, созданием запоминающихся и комфортных пространств для обитания горожан. А какие решения в проекте станции метро учитывают «гуманистическую» составляющую современной архитектуры?

И. К. — Мы всегда исходим из анализа потребностей будущих пользователей объектов, придерживаемся принципов целесообразности и рациональности. При проектировании 80% времени посвящаем аналитике и исследованиям. Поэтому в проекте станции «Шереметьевская» скругленный абрис конструкций — это не только дизайн-код, но и способ безопасного рассечения людских потоков. Торцы зала платформы вместо бессмысленных тупиковых объемов теперь представляют собой зоны для отдыха и встреч; подсвеченный цоколь колонн обеспечивает удобство для уборки; стены, ведущие к эскалаторам, на уровне человеческого роста отделаны камнем, и в них интегрированы лавки.

А. Т. — Продолжу о наземной части станции. Съемные листы металла в отделке облегчают монтаж и обслуживание инженерных коммуникаций; глухие торцевые стены входного павильона оформлены зеркалами для создания неразрывного периметра остекления и замедления скорости пассажиропотока: человек непроизвольно ищет свое отражение и замедляет шаг перед построением на эскалатор. Высота видовых окон в 2,5 метра достаточна для удобного обзора и не дает помещениям излишне перегреваться; площадь перед выходом выровнена с отметкой крыльца павильона, что исключает возведение пандусов и лестниц и, одновременно, не нарушает современные строительные нормативы. Мы также разработали проект благоустройства территории близ станции, организовав небольшую площадь, ориентированную на вход в павильон, а также удобные пешие связи участка с перекрестками близлежащих улиц. Это благоустройство, к слову, изначально не входило в техническое задание конкурса.

— Можете назвать критерии результативного участия в архитектурных конкурсах? Что необходимо учитывать молодым проектировщикам, чтобы их проекты высоко котировались не только среди обычных граждан, но и признавались экспертным сообществом?

А. Т. — Необходимый опыт нарабатывается постепенно. Ранее мы уже создавали конкурсные проекты для станций «Солнцево», «Нижние Мневники» и «Терехово» и к третьему конкурсу пришли с этим багажом. Конечно, надо выкладываться на 110 процентов.

И. К. — Методика тщательного анализа убережет вас от проектов, которые не устраивают ни вас, ни заказчика. Мы опираемся на смысл и контекст. При этом проект должен обязательно что-то улучшать. Следует много времени посвящать анализу, чтобы попасть точно в цель. Зачастую один лишь контекст способен определить архитектуру, и нам остается только ничего не испортить. При этом сама архитектура на выходе может быть не столько яркой и эффектной, сколько приносящей улучшения и качественные изменения в повседневную жизнь.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: