Санаторий «Зори России»

Построить крупный оздоровительный комплекс на Южном берегу Крыма в условиях крутого оползневого рельефа — задача не из легких, особенно если у авторов есть твердое желание максимально сохранить существующий ландшафт. Санаторный пансионат «Зори России» проектировался быстро (1968— 1970), а строился на редкость медленно — 1-я очередь комплекса, рассчитанная на 500 мест, введена в эксплуатацию в 1986 г. За такой продолжительный срок может измениться не только подход к решению отдельных вопросов — типологических или функциональных — но и, как показал современный мировой опыт, направленность всей архитектуры. Поэтому не будем рассматривать данный объект в свете стилистических новаций, а попытаемся лишь сравнить заявленное в проекте с тем, что «говорит» нам реальная постройка. 

Общий замысел проектировщиков достаточно прост. На большой, возвышающейся над морем террасе расположены друг против друга два общественных корпуса. Между ними образована аванплощадь, встречающая приезжающих на отдых. Жилой или спальный корпус размещен перпендикулярно кромке террасы и, следуя уклону местности, ступенями спускается от нее к морю. Взаимодействие этих трех объемов служит основой композиции комплекса. Остальные более мелкие здания визуально не связаны с главными сооружениями.

Удачное расположение основных построек явилось лишь первым шагом к достижению их тесного контакта с окружением. Вторым и наиболее важным шагом стало придание каждому из них индивидуальной формы, отвечающей функциональному назначению объекта и специфике его постановки. Крупные объемы расчленялись на мелкие, более гибкие и податливые к условиям рельефа. Это стимулировало и поиск соответствующих конструкций, оптимальных в условиях повышенной сейсмичности и оползневой опасности. Предложенная система монолитных консольных конструкций с сердечниками оказалась не только наиболее рациональной в инженерном отношении, но и развязала руки архитекторам, позволив им свободнее решать многие функциональные и композиционные вопросы. 

Генеральный план санаторного комплекса

В результате каждый из объемов приобрел свою ярко выраженную индивидуальную форму, а вся композиция получила направленный, динамический характер. Почти все наиболее представительные помещения общественных корпусов и буквально все номера жилого корпуса оказались ориентированными в сторону моря. Ступенчатая форма зданий содействовала их «срастанию» с естественным основанием, с рельефом, а расчленение крупных масс помогло сформировать разнообразные пространства, обладающие необходимой замкнутостью и интимностью. Силуэт всего комплекса не только обогатился пластически, но и обрел многие, адекватные характеру местности индивидуальные черты, теснее связав здания с ландшафтом.

Авторы стремились не только максимально сохранить ландшафт, но и включить его фрагменты (овраги, рощи, деревья, скалы) в композицию как активное художественное и образное ее дополнение. Наиболее эффектный пример — использование небольшого ручейка, пробегающего по участку летнего кинотеатра, эстрада и зрительские места которого неожиданно соединены между собой мостиками, перекинутыми через этот ручей. 

Для облицовки фасадов всех зданий использован местный известняк, превративший их в большие белые скульптуры, обогащенные светотенью и рефлексами. Особенно удачно смоделирована пластика жилого корпуса с очень выразительной ритмикой простых в своей основе пропорциональных членений. Неудачен, на мой взгляд, лишь рисунок витражей переходов между отдельными секциями, выпадающий из общего характера пластики.

Интерьеры — выразительнее там, где структура пространств и конструкций выявлена наиболее полно и не «затуманена» декором, как профессиональным, так и неожиданно возникшем в процессе эксплуатации, и не имеющим отношения к авторскому замыслу. 

Создавая этот комплекс, авторы приложили много сил и умения, чтобы, не отгораживаясь от реальных проблем, найти более современную модель среды отдыха — психологически более комфортную и человечную. Их усилия не прошли даром. Архитектура нравится потребителю — нравится своей необычностью, непохожестью на что-то уже виденное.

И все-таки часть вопросов, связанных с трудностями формирования психологической среды крупного оздоровительного учреждения, остались открытыми. Первый, и я думаю главный из них, вопрос отличия среды отдыха от городской, связанной в нашем сознании с напряжением, стрессами, шумом и т. п. На отдыхе мы стремимся избавиться от этого. А многоэтажный дом, большое скопление людей, лишенные естественного света помещения напоминают нам город, от которого мы хотим отдохнуть. Многоэтажные объемы протяженного спального корпуса, например, с дальних точек зрения не воспринимаются громоздкими, но ближний план их восприятия менее комфортен — абсолютные размеры здания крупны, и находиться рядом с ними не очень приятно. Такие же «городские» ассоциации порождают лифты или темные поэтажные холлы жилого корпуса. 

Конструктивная схема спального комплекса

Я специально остановился на этих вопросах, потому что убежден, что среда отдыха должна иметь свой особый психологический климат, достигнутый особыми (отличными во многом от городских) архитектурными средствами. В таком редкостном по красоте месте, как Южный берег Крыма, эти средства должны быть уникальными. Взаимоотношения между человеком, архитектурой и природой должны приобрести здесь наиболее гармоничные формы. На пути отыскания этих форм создатели санаторного комплекса «Зори России» сделали уже очень много.

Фото-альбом: Что-то совсем другое

Авторы проекта: архитекторы В. Жилин, М. Перченков, О. Иванов, Г. Костомаров; инженеры-конструкторы Ю. Чернов, В. Левинсон

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: