Самарский двор. Маркетинговые стратегии

Сегодня Самара как многие постсоциалистические города находится в процессе переосмысления своей идентичности, в поисках своего места в России и в мире. Переосмысления коснулись и исторических кварталов, в том числе отдельных зданий. Самарский девелопер Никита Петухов вместе с командой превратил старую швейную фабрику в креативный кластер. В интервью он поделился своим опытом и размышлениями о будущем Самарского двора, а также проблемами, с которыми можно столкнуться.

Рынок

Никита Петухов — самарский девелопер. Его компания выкупила здание бывшей швейной фабрики в историческом центре и создала новый креативный кластер. Здание было полностью отремонтировано и разделено на помещения по 50–70 м2 с отдельными входами. Сейчас здесь расположились две керамические мастерские, арт-студия, видеошкола, традиционный барбершоп, цветочное ателье, кулинарные мастер-классы, магазин авторского шоколада, кафе и универсальное пространство для проведения различных мероприятий (занятия, концерты, гаражные распродажи и т. д.), сдаваемое в почасовую аренду. Концепция предоставления небольших студий «креативным арендаторам» для Самары не нова: впервые она была реализована в здании бывшей студии кинохроники, расположенном на той же улице (Малогвардейской. — Прим. ред.). И кажется, она набирает обороты.

Чтобы оценить жизнеспособность проекта компания Петухова провела обширный анализ рынка. «Арендаторы ищут особую атмосферу. Место кластера диктует его сценарий. Если площадь студии больше 50–70 м2, то это уже не хипстеры — а значит, уже не так доступно. При нынешних ценах окупаемость кластера — 5–6 лет».

Никита Петухов

Размышляя о роли девелоперов в текущем экономическом сценарии, Петухов говорит: «Девелопер должен постоянно находиться в поиске новых идей для инвестирования. В нашей компании мы придумали должность “создателя продукта” (“продуктолога”) — это человек, который может взглянуть на экономическую обстановку, обработать документы и аналитическую информацию и придумать лучший “продукт”».

Одна из важнейших целей Петухова и его команды — охота за объектами. Он говорит, что они «готовы делать все культурно» и что соотношение затрат и доходов зависит от эстетических и культурных компонентов. Вместе с тем он утверждает, что люди, располагающие ресурсами, остаются без выбора и дезинформированы рынком. «Возникает замкнутый круг: люди покупают то, чем их заманивают застройщики, а застройщики продолжают предлагать то, что люди готовы покупать».

Он также объясняет, что в настоящее время большинству участников рынка недвижимости трудно найти выход из сложившейся путаницы, связанной с бюрократической волокитой на муниципальном и региональном уровнях. «Теперь арендаторы хотят, чтобы все было законно. Но собственники к этому не привыкли! Им раньше было наплевать на документы. Проблема в том, что риелторы продолжают рекламировать объекты, на которые нет документов». Петухов объясняет новый интерес к надлежащей документации экономическим кризисом 2008 года.

 

Инфраструктура

В городе нет организации или государственной структуры, отвечающей за планирование и управление сетями. Их прокладка и обслуживание осуществляется в основном частными компаниями-монополистами, такими как: Газпром, Средневолжская газовая компания, Т Плюс (теплосети), Водоканал. Как утверждает Петухов, эти частные компании не обязаны обмениваться данными о технических характеристиках сетей. Следовательно, государство не знает, каково реальное состояние сетей и какие у монополистов интересы и планы.

По закону у этих компаний есть некие минимальные обязательства перед городом и населением, но Петухов уверяет: «Для них обращения со стороны — отвлечение на хлопоты и мелкий доход». Эта ситуация значительно затрудняет осуществление совместных государственно-частных проектов модернизации инженерно-технической инфраструктуры. В результате частные девелоперы вынуждены работать в условиях полной неопределенности: с неточными техническими условиями, слабыми сетями, нуждающимися в дорогостоящей модернизации. «Существует также большое количество сетей, о которых как бы “забыли”. Они никому не переданы на баланс, никому не принадлежат — они просто есть».

Фото-альбом: 1

Старый город

«Люди не понимают, что то, что они сами понастроили, им все равно придется оплатить. Им придется идти к государству или государство к ним придет и заставит их платить, когда станет ясно, что расходятся кадастр и реальность», — говорит Петухов об инициативе саморазвития жителей исторического центра. Он добавляет: «Нужно разогнать всех, кто будет не в состоянии платить за кадастровую стоимость в историческом центре». Он бы хотел «поэкспериментировать» с жизнью самарского двора, но не верит в бесконфликтную реконструкцию. «Проблема заключается в том, что люди на самом деле не в состоянии договориться друг с другом!»

На данный момент Петухов вовлечен в проект застройки квартала №77 (часть более масштабного проекта «5 кварталов»). Он считает, что одной из главных проблем, вставших на пути реализации, является необъяснимая волокита с оформлением документов. «Все тормозится из-за нарушения регламента и бумагооборота по срокам. В придачу ко всему — расхождения в принятых и реальных данных многократно увеличивают проектируемые расходы на инженерное обеспечение. Все это ведет к непредсказуемости и вследствие этого к провалу проекта. Система в итоге отдает предпочтение крупным корпорациям, у которых имеются значительные финансовые ресурсы, но они не участвуют в реконструкции города».


Обложка статьи: Резиденты арт-кластера «8 студий»

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: