«Сакральная» геометрия масонов в планировке городов
- Текст:Григорий Мазаев15 июня 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Карлсруэ — город, основанный на масонских символах
Можно ли реализовать на практике город-символ? Версия о масонском символизме леблоновского плана Санкт-Петербурга 1717 года подкрепляется планировкой города Карлсруэ, столицы земли Баден-Вюртемберг в Германии, начатого строительством в 1715 году, почти одновременно с планом Леблона. Карлсруэ, в отличие от нереализованного плана Леблона, был построен в соответствии с этой планировкой, в таком виде он существует сегодня. Основатель города — маркграф Бадена Карл III Вильгельм Баден-Дурлахский (1679–1738).
План города Карлсруэ. Источник: Семенов В. Н. Благоустройство городов. М.: Типография Рябушинского. 1912
Идея планировки города была сформулирована самим Карлом III: она должна состоять из 32 улиц, веерно расходящихся от центра, в котором располагается дворец, все улицы объединяются кольцом. На плане видно, что город делится на две части: северная половина окружности с шестнадцатью лучевыми улицами представляет огромный парк, южная половина — городская застройка, которая позже, в XIX веке, частично стала переходить в прямоугольную систему, исказившую первоначальный замысел. Дворцовый комплекс размещен внутри кольцевой улицы, а точно — на пересечении осей север-юг и восток-запад; на оси фасада дворца расположена башня, фиксирующая центр всей композиции. Такая выверенная композиция говорит о её продуманности и совершенно определенной цели создания.
Существует три версии возникновения этой столь необычной для европейских городов планировки. Самая наивная и традиционная для объяснения приводится в Википедии [1]. Якобы, Карл III устал на охоте и заснул под деревом в лесной тишине. Во сне он увидел свой новый город, который он должен построить на этом месте. История эта невероятная во всем. Охота маркграфа в окружении десятков человек гостей, придворных, егерей вряд ли предполагала сон под деревом. Да и строительство города на основе сна невероятна: слишком затратна эта идея и требует точных расчетов, среди которых важнейший вопрос — зачем нужен этот город? Результатом сновидений мог стать небольшой охотничий домик, но никак не новая столица герцогства, взамен уже существующей по соседству в городе Дурлах. Вторая версия — астроморфная, предполагает, что город спланирован в соответствии с «небесным прототипом» — недавно открытым польским астрономом Яном Гевелием созвездием Секстант (1690). Он назвал его в память любимого астрономического прибора, сгоревшего вместе с обсерваторией в 1679 году. Это маленькое тусклое созвездие южного полушария из 34 звезд, в Бадене невидимое. Его обозначение в астрономическом атласе не имеет ничего общего с планом Карлсруэ, количество звезд созвездия и улиц города не совпадает. Но совершенно непонятно, зачем маркграфу Карлу III создавать город в честь секстанта Гевелия или невидимого в Бадене созвездия, открытого 25 лет тому назад поляком, а не баденцем? Возможно, оно «прочитывалось» как «звездный треугольник» — отражение небесной Лучезарной Дельты, но тогда это не астрономический, а масонский символ. Третья версия связывает форму плана Карлсруэ с лимбом морского компаса, имеющего деление на 32 румба. Но Карл III не был мореплавателем, Карлсруэ, как и весь Баден, находится в 500 км от ближайшего Балтийского моря. Зачем ему морская символика в материковом городе? По нашему мнению, эти версии не объясняют особенности планировки Карлсруэ в виде 32-лучевой звезды и ряд других деталей.
В начале XX века Владимир Семёнов так оценивал планировку города: «Изящный пример лучевой планировки представляет Карлсруэ. При всем своем изяществе план Карлсруэ нельзя признать удобным, так как главное движение вовсе не совпадает с направлением радиальных улиц, и кольцевая улица вокруг парка вовсе не является сосредоточием и распределителем движения» [2]. Семёнов сводит форму плана Карлсруэ к транспортной организации, актуальной проблеме конца XIX — начала XX веков. Оценивать градостроительные композиции одного времени по меркам другого нельзя. Требовать от начала XVIII века решения проблем XX века просто странно и неразумно. Его «механический» взгляд на планировку Карлсруэ не раскрывает художественного и идеологического замысла формы плана. Понимание символического значения планировки к началу XX века уже утрачено.
Планировка Карлсруэ носит явно выраженный масонский характер. Время его создания — период бурного развития масонских идей и создания новых лож. Возможно, Карл III был членом одной из французских лож — Франция всего в 20 км от Карлсруэ. Звездчатая форма плана города по количеству улиц-лучей соответствует числу степеней посвящения в масонской системе «Ритуал Совершенства». Такое планировочное решение совпадает с принципом создания формы плана Санкт-Петербурга: Пётр I предположительно был членом ложи старого шотландского обряда, в которой 33 степени посвящения.
Круглая форма в плане Карлсруэ позволяет понять, почему степени посвящения в масонстве называются «градусы». Ориентация каждой следующей лучевой улицы смещается от предыдущей на 11,25 градусов, то есть, каждая степень посвящения характеризуется определенной ориентацией, выраженной в градусах угла поворота. Похожую схему масонских степеней приводит Папюс [3]. Таким образом, планировка Карлсруэ отражает систему степеней масонства «Ритуала Совершенства».
Графическое изображение степеней масонства по Папюсу. Источник: Папюс. Генезис и развитие масонских символов. Репринтное воспроизведение издания 1911 г. Рига: Издательско-библиографическое агенство «Моя библиотека». 1991
Круг в плане города сам является мощным символом. Он «олицетворяет полноту, законченность, общность, совершенство, единство, вечность, равенство» [4], то есть те качества, которые масоны придают своему учению и своему братству. Еще одно значение круга — выражение символа власти: моноцентрическая форма круга предполагает только один центр, и в нем находится дворец маркграфа. Сюда сходятся улицы-лучи из города и из парка, здесь центр власти над миром людей и миром природы, и эта власть, как Солнце, оживляет и управляет этими мирами. Маркграф Карл III нашел необыкновенно емкий символ своей власти и выразил его в планировке столицы. Возможно, свою роль сыграл образ короля Франции Людовика XIV — «короля-Солнце», этот образ воплощен в Карлсруэ буквально.
Особо важный символ — башня в геометрическом центре круга. Башня — один из символов тайных знаний розенкрейцеров. Розенкрейцеры существовали в Германии с начала XVI века, их появление связывается с именем рыцаря Христиана Розенкрейца, странствовавшего по Сирии и Египту, возможно бывшего крестоносцем. Вернувшись в Германию, он основал «Братство Розенкрейца», которое к 1710 году сложилось как орден, впоследствии ставший одним из масонских направлений, а его система степеней посвящения вошла в систему масонских степеней [5]. В числе степеней устава розенкрейцеров — Рыцарь Стражи Башни и Рыцарь Креста Розы (в ритуале Совершенства — 18 степень). Вероятно, Карл III мог быть розенкрейцером степени Рыцарь Стражи Башни, в пользу этого предположения говорит размещение его усыпальницы на семнадцатом луче (считая от направления «север»), а также само появление Башни в центре градостроительной композиции города и дворца. Она играла важную роль, в 1785 году в правление Карла Фридриха Баденского она была реконструирована: высота понижена и завершена куполом. О масонстве Карла III говорит и архитектура его усыпальницы. Первоначально он был похоронен в церкви Согласия, расположенной на площади семнадцатой осевой улицы-луча. Название церкви носит масонский характер. В 1807 году она была снесена, на ее месте в 1823 году по проекту Фридриха Вайнбреннера над гробницей Карла III была возведена новая гробница в виде пирамиды, что характерно для масонства. Все время после сноса церкви над гробницей существовала временная деревянная пирамида. Это говорит о ясно поставленной задаче — заменить церковь на масонскую пирамиду. Это подтверждает также масонство правившего в это время великого герцога Людвига Вильгельма Августа, построившего эту новую усыпальницу. Пирамида состоит из двенадцати рядов каменной кладки и имеет завершенную форму: земные труды Карла III закончены.
Пример реализации символической планировки Карлсруэ показывает возможность создания реального города-символа. Если бы план Санкт-Петербурга Леблона был реализован, Россия могла получить уникальный город. Этого не произошло, но идеи масонства еще довольно долго оказывали влияние на российских архитекторов и русское градостроительство.
Масонская символика в планировке городов России
Юрий Халтурин отмечает: «Масонство сыграло в русской культуре значительную роль, русское масонство оказало глубокое влияние на русскую литературу и искусство» [6]. Сказалось это влияние и на искусстве архитектуры и градостроительства, дав возможность по-новому воспринимать город как единство Бога — Природы — Человека, выраженное через язык символов. Это позволяет говорить о «символическом градостроительстве», представлявшем особый этап развития российского градостроительства.
Масонские ложи активно создавались в этот период в России, в 1782 году на общемасонском конвенте в Вильгельмсбадене Россия получила статус восьмой провинции «строгого наблюдения» шведской системы. Многие русские архитекторы, увлеченные идеями создания совершенного общества, были их членами. Василий Баженов был резенкрейцером и посвящен в 1774 году в ложу «Девкалион» Николаем Новиковым, Александр Витберг 13 декабря 1808 года был принят в ложу «Умирающий сфинкс», членами лож были Матвей Казаков, Осип Бове, П. С. Бойцов. Множество лож создавалось в Петербурге, Москве, Архангельске, Киеве. Как пишет Рустам Рахматуллин: «Масонствовало все дворянство “золотого века”» [7].
Морфология форм планов «идеальных» городов России XVIII–XIX веков весьма разнообразна и включает шесть их типов: прямоугольные, которые составляют большинство; свободной планировки, легко адаптируемые к сложным ландшафтным условиям; круглые и веерные, сложные звездчатые и правильные многоугольные, насчитываемые единицами [8]. Чем объясняется выбор архитектором формы плана города? Выбор прямоугольной формы явно основывается на ее целесообразности, на возможности развития планировочной системы. Но чем он руководствуется при выборе сложных форм планов — пятиугольной, которая существует в единственном случае, восьмиугольной — два примера в отечественном градостроительстве этого периода. Зачем надо применять эти формы, создающие дополнительные трудности в проектировании? Самый простой ответ — своими личными вкусовыми предпочтениями — будет самым неверным. Сложно представить предпочтение, отдаваемое градостроителем одной геометрической фигуре на основе ее формы. Выбор нестандартной формы плана города должен иметь определенный смысл, придаваемый через эту форму всему городу. Символы в градостроительном искусстве всегда скрыты. Именно в геометрических построениях нестандартных форм планов городов следует искать эти скрытые символы и смыслы, придаваемые через них городу. Геометрия городского плана с древних времен несет не только функциональное, но и смысловое значение. Такие скрытые символические планировки есть и в российском градостроительстве.
Удивительный город Золочев
Город Золочев Харьковского наместничества основан в 1677 году выходцами из одноименного города во Львовской области. В 1787 году для Золочева разработан регулярный план, который включает собственно город и прилегающие к нему слободы. В примечаниях к плану указаны лучшие здания в городе: каменная церковь Чудотворца Николая и приходская деревянная церковь. В более позднем описании городов Российской империи Золочев уже достаточно развит, его население около пяти тысяч жителей.
Золочев не обойден вниманием исследователей. Шквариков пишет о Золочеве: «Радиально-концентрический план был дан по новой планировке городу Золочеву (1788). Город был ограничен пятиугольной формой земляного вала со рвом, границы которого отделяли собственно город от примыкающих слобод: формы пятиугольника повторяются во внутреннем кольце и большой площади, сторона которой равнялась 100 саж. На площади по оси главного въезда из Харькова запроектированы: собор (как отдельно стоящее и господствующее здание), присутственные места, дом городничего, соляные и винные магазины и торговые лавки. Это ведущие сооружения небольшого города XVIII века, которые определяли его центр в месте пересечения главных осей-диаметров и создавали архитектурный образ города. На примере Золочева снова резко выступает контраст между „идеальностью“ нового плана и существующей застройки» [9].
Золочев — это единственный в России XVIII века город, форма плана которого правильный пятиугольник.
Планировку Золочева рассматривала Мария Михайлова, она приводит его пятиугольную площадь в своей работе о площадях классицизма [10]. В этом качестве он упомянут в капитальном труде «Русское градостроительное искусство» по материалам Виталия Лаврова [11]. Однако в этих работах не рассматривается вопрос о происхождении пятиугольной формы города и его площади.
План уездного города Золочева, 1787. Оригинал. Источник: Мазаев Г. В., Мазаев А. Г. Морфологическая классификация «идеальных» городов России XVIII–XIX вв. // сб. РААСН, Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли РФ. М. 2016
Чем же уникален Золочев? Это единственный в России XVIII века город, форма плана которого правильный пятиугольник. В геометрии плана Золочева много загадок. Ландшафтная ситуация показывает, что пятиугольная форма плана ею не диктуется — город расположен на почти правильном прямоугольном участке, и было бы вполне логичным создание города с прямоугольной формой плана. Следовательно, пятиугольная форма создана намеренно. Пятиугольная форма плана Золочева уникальна. Ранее мы относили ее к типу правильных многоугольных форм, но ошибались. Правильная регулярная пятиугольная форма имеет пять осей симметрии, но пятиугольный план Золочева имеет только одну ось симметрии, что определено внецентричным расположением площади. В результате в плане города сложилось несимметричное распределение жилых кварталов. Еще одна странность — неравномерное распределение улиц: в западной части плана, обращенной к реке Уд, симметрично расположенные парные улицы, идущие от площади, образуют два небольших квартала. Зачем потребовалось такое мелкое членение жилой территории, в то время как крупные кварталы в восточной части плана имеют значительно меньшее количество обслуживающих улиц? Главные улицы нехарактерно ориентированы — не на угол пятиугольника формы плана города, а на его сторону со сдвижкой от угла. Зачем надо было сдвигать городскую площадь, создавая внецентрическую композицию, оставлять только одну ось симметрии плана, проектировать «парные» улицы в западной части плана? Чем определен размер городской площади, весьма значительный для города с небольшим числом ярмарок? И самый важный вопрос — как построена геометрия плана Золочева?
Алгоритм построения формы плана города Золочев. Черные линии — элементы плана, розовые линии — линии построения. Рисунок автора
После многочисленных попыток, опираясь на книги по «сакральной геометрии» [12, 13], нам удалось определить его алгоритм, который только увеличил число вопросов.
1. В правильном пятиугольнике (∙) 1–2–3–4–5 строим звезду. Центр звезды образует правильный перевернутый пятиугольник.
2. Определяем центр перевернутого пятиугольника. Для этого строим линии биссектрис (∙) 5–В и (∙) 2–Б. Получаем центр перевернутого пятиугольника (∙) А.
3. Строим пятиугольник главной площади плана. Для этого зеркально переворачиваем пятиугольник центра звезды: (∙) Б и (∙) В проецируем на линию (∙) Б–2, получаем (∙) 6 и (∙) 7 — два угла пятиугольника площади. Проводим линии, параллельно сторонам пятиугольника формы плана и получаем пятиугольник площади (∙) 6–8–7–10–9, смещённый относительно центра (∙) А. Находим его центр (аналогично п. 2) получаем (∙) А2. Проводим линию (∙) 1–8–А2–А и получаем ось симметрии.
4. Строим основные элементы плана: площадь (∙) 6–8–7–10–9, главную широтную улицу (∙) 11–6 и (∙) 7–12, главную меридиональную улицу (∙) 1–8 и ее продолжение (∙) 9–10 до линии (∙) 3–4.
5. Строим внутреннюю улицу (по форме плана). Для этого на линию (∙) 11–12 проектируем (∙) 6 и (∙) 7, через полученные точки (∙) 13 и (∙) 16 проводим линии, параллельные сторонам плана (∙) 4–5 и (∙) 2–3. Проводим луч из (∙) А2, (∙) А2–9 и (∙) А2–10. Полученные точки (∙) 14 и (∙) 15 с пересечением линий, параллельным сторонам плана, дают план улицы, параллельной стороне (∙) 4–3. Получаем внутреннюю улицу (∙) 13–14–15–16.
6. Строим радиальные улицы. Для этого продолжаем луч (∙) А2–9 и получаем улицу (∙) 9–17, луч (∙) А2–10 и получаем улицу (∙) 10–18. Из (∙) А и (∙) А3 проводим перпендикуляры к линиям (∙) 6–8 и (∙) 8–7, получаем четыре малых радиальных улицы.
Сторона квадрата центральной застройки определяется лучами (∙) А÷ (∙) 6–8 и (∙) А÷ (∙) 8–7. Построение плана завершено.
Алгоритм построения формы плана Золочева достаточно сложный, и она не могла быть построена случайно. Она основывается на геометрических свойствах пятиугольников, но сложность построения больше, чем для относительно простых построений центрально-симметричных регулярных планов, и эта сложность должна иметь вполне определенную цель. Очень странно, что вся геометрия плана строится на сочетании прямой и обратной пентаграмм: форма и размер площади соответствует пятиугольной форме, образующейся в центре звезды, но перевернутой относительно площади. Почему весь процесс построения начинается с перевернутой пентаграммы? Форма пятиугольника — пентаграммы — не характерна для русской традиции и культуры, православной символики. Выявленный алгоритм построения плана Золочева говорит о том, что его геометрия не является актом случайного и произвольного смещения площади вследствие какой-то ошибки проектировщика, но есть результат целенаправленного сложного и скрытого геометрического построения, которое должно иметь определенную цель и смысл, основанный на значении символа пентаграммы.
Сходные геометрические построения в пятиугольнике мы находим в книге Роберта Лоулора. В приводимом им построении пятиугольника в круге выделяются две линии: линия, соединяющая две вершины пятиугольника, параллельная одной его грани, и линия диаметра круга [14].
Соотношение размеров этих линий выражается коэффициентом 18/19, что определяет продолжительность солнечного и лунного года. Древние египтяне основывали на этом соотношении канон роста человека: 18 единиц — до бровей, 19 единиц — до макушки головы. В построении плана Золочева присутствуют обе эти линии: первая — линия (·) 5–2, вторая — линия (·) 11–12, они определяют вершины двух пятиугольников планировки города, образованных пятиугольной улицей и городской площадью. Парадоксально, но в геометрии плана российского города появляется древнеегипетский след!
В геометрии плана Золочева есть еще одно невероятное построение в планах города и слободы, план которой также имеет пятиугольную форму. Два эти пятиугольника расположены зеркально симметрично, осью является разделяющая их речка. Форма плана слободы определяется формой плана города и формой вписанной в нее звезды: вершина В лежит на оси симметрии звезды по линии А–В; точка вершины В определена лучами, образуемыми гранями пятиугольника формы плана города: (·) 1–В и (·) 2–В; боковые грани определены двумя лучами звезды: (·) А–3 и (·) А–4.
Этим построением создана система их двух пятиугольников, связанных в единую композицию. Но в чем ее смысл, зачем создавать слободу, план которой симметричен плану города? Геометрические построения на основе двух зеркально симметричных пятиугольников мы находим в книге Лоулора, и относятся они к египетскому храму Осириса. По мнению автора этих построений Люси Лами, планировка и пропорции плана храма построены на основе двух зеркально симметричных пятиугольников: «Геометрия храма поддерживает теорию о том, что «храм символизировал тайну Возрождения как на вселенском, так и на космическом и на индивидуальном уровнях», был символом «саморегенерирующей силы жизни» [15]. Снова мы видим в геометрии плана Золочева принципы построения градостроительных форм на основе символики древнего Египта: планы города и слободы образуют «символический храм» Возрождения.
Пентаграмма — один из древнейших символов. В разных культурах это символ добра, творческой энергии, божественного вдохновения. В средневековье пентаграмму связывали с властью Соломона над земным и потусторонним мирами. В масонстве пентаграмма означала земные «труды» масонов под надзором Великого Архитектора Вселенной. Число 5, математическое выражение пентаграммы, является магическим числом: оно соединяет мужское и женское начало — числа 2 и 3, это число биологической жизни, размножения. В масонстве пятая ступень посвящения называется «совершенный мастер» [16]. Не уходя в глубины истории, предположим, что единственными заинтересованными в использовании символа пентаграммы в конце XVIII века в России могли быть только масоны.
Выскажем гипотезу, что план Золочева в 1787 году разработан архитектором-масоном как воплощение идей этого общества. Какие это могли быть идеи? Пятиугольников в плане Золочева три и их значение может быть различно. Выскажем предположение, что, вероятно, пентаграмма плана города выражала труды масонов по созданию совершенного общества. Вторая пентаграмма, образованная улицами города, могла выражать божественное вдохновение, творческий дух «масонского делания». Третья пентаграмма — форма городской площади, могла означать символический Храм Соломона. В пользу этого говорит единственная осевая улица от въезда в город к площади — символический «путь к Храму». Квадрат зданий на площади может означать символический алтарь. В этом случае два малых квартала, ориентированные на площадь, могут означать колонны Боаз и Яхин — обязательные элементы масонского храма, имеющие легендарную связь с Храмом Соломона и зодчим Храма — Хирамом. В таком символическом прочтении в плане Золочева градостроительными планировочными средствами выражена вся идея масонства.
Масонская символика усадьбы Поречье
В последние годы исследователями установлен целый ряд объектов, спроектированных архитекторами-масонами. Владимир Куковенко, описывая планировку усадьбы Поречье, принадлежавшей министру народного просвещения графу Сергею Семёновичу Уварову, сформулировавшему знаменитую «идеологическую триаду» России «Православие — Монархия — Народность», пишет: «При проектировании дворцового комплекса в Поречье были использованы три основные фигуры: круг, квадрат, треугольник. Все три постройки — два флигеля и дворец — вписаны в эти фигуры. Подобное геометрическое построение было осуществлено следующим образом: круг, квадрат и треугольник наложены друг на друга» [17]. Исходя из пропорций и соотношений этих фигур, автор выводит значение масонских символов. По нашему мнению, символическое значение планировки может быть расшифровано на основании сакрального значения геометрических фигур и чисел: Треугольник и число 3 — символ божественной Троицы, символ Бога; Квадрат и число 4 — символ земли, может быть прочитан как «народ на земле», то есть — «народ»; Круг — символ власти, в России — царская монархия. Полное значение символа, установленного Куковенко, может быть прочитано как «триада Уварова»: «Православие (Бог) — Монархия (власть) — Народность (народ)». Таким образом, в геометрическом построении плана усадьбы Поречье выражено идеологическое понимание русского мира ее хозяина — графа Уварова. Как видим, градостроительные построения могут нести скрытый, но достаточно легко читаемый при знании символов смысл планировок.
В геометрическом построении плана усадьбы Поречье выражено идеологическое понимание русского мира ее хозяина — графа Уварова.
Геометрическое построение планировки усадьбы Поречье графа Сергея Семёновича Уварова. Источник: Lawlor Robert / Geometria sagrada Impreso en Emsa. Madrid. 1939
Наша гипотеза заключается в том, что российское градостроительство XVIII — начала XIX веков не осталась в стороне от увлечения символическими и сакральными значениями геометрических форм и их числовых выражений, что было характерно для европейского зодчества. Оно пришло в Россию позже Европы и связано с обществами масонов, действовавшими как строительные гильдии. Богатый набор символов и исторических легенд масонства давали широкие возможности для их воплощения в градостроительных формах и композициях вновь создаваемых городов России. Но идеи, выраженные в их планировке, были чужды и непонятны традиции и мировосприятию русской православной культуры. В результате эти «тайные» знаки остались «не прочитанными» и воспринимались как формальные композиционные приемы «идеальных» городов. Они вошли в историю российского градостроительства как курьезы творческой фантазии градостроителей, без понимания их скрытого смысла, пример чего — город Золочев. Его планировка сегодня утрачена, став одним из этапов истории градостроительства и не играя роли в настоящем.
1. [Электронный ресурс] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карлсруэ (дата обращения: 06.08.2020).
2. Семёнов В. Н. Благоустройство городов. М.: Типография Рябушинского. 1912. С. 25.
3. Папюс. Генезис и развитие масонских символов. Репринтное воспроизведение издания 1911 г. Рига: Издательско-библиографическое агенство «Моя библиотека». 1991. С. 19.
4. Каширина Т., Евсеева Т. Символы. Знаки. М.: Мир энциклопедий. Аванта +. 2007. С. 44.
5. Масонство в его прошлом и настоящем. Т.1. Под ред. Мельчукова С. П. и Сидорова Н. П. Издание «Задруги» и К. Ф. Некрасова, 1914 г. Репринт. М.: СП «Икпа». 1991.
6. Халтурин Ю. Л. Философия русских масонов конца XVIII — начала XIX веков: критическая реконструкция. Автореферат канд. филос. наук. Екатеринбург. 2010. С. 1.
7. Рахматуллин Р. Две Москвы. Метафизика столицы. М.: «АСТ». 2021. С. 274.
8. Мазаев Г. В., Мазаев А. Г. Морфологическая классификация «идеальных» городов России XVIII–XIX вв. // сб. РААСН, Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли РФ. М. 2016. С. 278–291.
9. Шквариков В. И. Планировка городов России XVIII и начала XIX века. М.: Изд-во всесоюзной академии архитектуры. 1939. С. 154–155.
10. Михайлова М. Б. Площади классицизма // Архитектурное наследство Вып. 38. Российск. Акад. архитектуры и строит. наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. М: Стройиздат. 1995. С. 87.
11. Русское градостроительное искусство: Петербург и другие новые российские города XVIII — первой половины XIX веков / Рос. акад. архитектуры и строит, наук, НИИ теории архитектуры и градостроительства; под общ. ред. Н. Ф. Гуляницкого. М.: Стройиздат. 1995. С. 112.
12. Мартино Д., Ланди М. и др. Сакральная геометрия, нумерология, музыка, космология, или КВАДРИВИУМ: от Пифагора до наших дней. М.: ЭКСМО. 2015.
13. Lawlor Robert / Geometria sagrada Impreso en Emsa. Madrid. 1939.
14. Lawlor Robert / Geometria sagrada Impreso en Emsa. Madrid. 1939. P. 57, pic. 5.4 B.
15. Lawlor Robert / Geometria sagrada Impreso en Emsa. Madrid. 1939. P. 61.
16. Папюс. Генезис и развитие масонских символов. Репринтное воспроизведение издания 1911 г. Рига: Издательско-библиографическое агенство «Моя библиотека». 1991. С. 48.
Куковенко В. Масонская архитектура и масоны Можайска / Можайское о-во За сохранение истории. Можайск: 2006. 93 с.
17. Lawlor Robert / Geometria sagrada Impreso en Emsa. Madrid. 1939. P. 71, pic. 12. P. 72.
Обложка статьи: Главная башня дворца Маркграфа в городе Карлсруэ, 1739
- Фото:Открытые источники
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: