Осип Бове. Восстановитель Москвы

Из-за пожара, разрушившего значительную часть Москвы в сентябре 1812 года во время войны с Наполеоном, облик преимущественно деревянного города был практически утрачен. Впереди были годы и десятилетия работ по восстановлению Первопрестольной Москвы. Такое радикальное обновление архитектурного ядра имело существенное положительное последствие — город стал обретать современный для XIX века облик и ансамблевость. Многие из зданий того периода, созданных или реконструированных преимущественно в центральных районах, сохранились до наших дней, став памятниками культуры. Человеком, отвечавшим за восстановление центра Москвы, был Осип Бове — российский архитектор итальянского происхождения.

Осип (Джузеппе) Бове родился 4 ноября (24 октября по старому стилю) 1784 года в Санкт-Петербурге. Его отец — Винченцо Джованни Бова, художник-резчик из Неаполя, переехавший в тогдашнюю столицу России в 1782 году для работы в Эрмитаже. Он женился на дочери живописца Карла Кнаппе Екатерине. У них рождается первый ребенок, названный Джузеппе, но при крещении имя будущего архитектора было подвержено русификации, а фамилия зазвучала на французский манер — Бовé. Позднее в семье родятся еще два ребенка, Михаил и Александр, которые во взрослом возрасте выберут ту же профессию, что и их старший брат. Будучи ребенком, на Осипа произвело огромное впечатление строительство его отцом дворца в стиле французского классицизма для подмосковной усадьбы дворянского рода Голицыных. Это событие предопределило дальнейшую судьбу Осипа в его желании связать свою жизнь с архитектурой.

Портрет Осипа Бове. Автор неизвестен, 1820-е

В раннем возрасте Осип Бове вместе с семьей перебирается из Санкт-Петербурга в Москву, где в 1802 году, в возрасте 18 лет, он поступает в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Это было единственное на тот момент учебное заведение в Москве, где готовили архитекторов-практиков. Занятия в нем приравнивались к государственной службе, а в качестве педагогов были привлечены профессионалы своего дела — такие, как Франческо Кампорези. В том числе им был сформирован облик Москвы до пожара 1812 года. Символично то, что после разрушения города восстанавливать его архитектурное пространство будет уже не учитель, а ученик.

Пожар Москвы. Александр Смирнов, 1813 (?)

В 1808 году в Москву, в Экспедицию кремлевского строения, был командирован никто иной, как Карл Росси — еще один молодой архитектор итальянского происхождения, впоследствии внесший неоценимый вклад в строительство важных архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Под началом Росси Бове работал над перестройкой в Твери Императорского путевого дворца для принца Георга Ольденбургского — генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний. Также под руководством Матвея Казакова Бове начал заниматься благоустройством Москвы, но Отечественная война 1812 года притормозила его профессиональную деятельность.

Литография Тверского императорского путевого дворца. Автор неизвестен, начало XX века

Осип Бове отправился на фронт в составе гусарского полка, но был уволен по состоянию здоровья. Через год после окончания войны архитектор вернулся на городскую службу, став членом Комиссии о строении Москвы. Пожар 1812 года уничтожил порядка 80 % зданий города, в основном деревянных. Перед архитекторами, выбранными в комиссию, стояла трудоемкая и длительная, но чрезвычайно важная задача — по сути, спроектировать и отстроить Москву заново. Тем удивительно, какой большой кредит доверия со стороны руководителей данного проекта был оказан Осипу Бове, которому на тот момент не было и 30 лет. До войны с Наполеоном Бове быстро продвигался по карьерной лестнице, продемонстрировав большие перспективы и усидчивость, что позволило ему стать архитектором-восстановителем центрального района Москвы — для удобства город «поделили на части» между разными архитекторами.

Бове достался участок под номером 4, который включал в себя Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. В комиссию поступало огромное количество прошений о возведении новых зданий и реновации старых. Бове с достоинством руководил процессом, исправляя проекты и планируя ансамбли. Одним из самых значимых дел архитектора в тот период стало обновление и реконструкция Красной площади, сильно пострадавшей от пламени пожара. Исторический архитектурный ансамбль был восстановлен вместе с культурной значимостью площади, но были убраны земляные укрепления и Алевизов ров, наличие которых к тому моменту перестало быть целесообразным.

Алевизов ров. Павел Алексеев, 1800

В 1814 году Осип Бове был назначен ответственным за фасады города. Архитектура Москвы, в отличие от Петербурга, прежде характеризовалась усадебным типом застройки. При нем каждое здание было отдельной единицей со своими владельцами, диктовавшими стиль. К моменту назначения Бове на данную должность у власти появилось четкое понимание необходимости утверждения единых правил колористики и унификации постройки зданий. Именно при Бове Москва начала обретать единый стилистический облик.

Осип Бове был удостоен звания архитектора от Императорской академии художеств в 1816 году за внушительный вклад в восстановление Москвы. Присуждение звания произошло на основе представленного академии списка из 34 зданий, подписанного начальником Комиссии о строении Москвы. Звание академика архитектуры Бове получить не удалось, но это не повлияло на плодотворность и качество его дальнейшей работы. Так Осип Бове создаст еще немалое количество зданий в городе, многие из которых внесут значительный вклад в облик Москвы.

План Петровской (ныне Театральной) площади. Осип Бове, 1818–1824

Важнейшей работой (вернее сказать, комплексом работ) в карьере мастера считается Театральная площадь и ее архитектурный ансамбль. Государственный академический Большой театр России — архитектурная доминанта данной площади. Изначально архитектор Андрей Михайлов разработал проект здания Большого театра, но тот был признан нецелесообразным с точки зрения стоимости и габаритов. Его передали на исправление Бове, который одновременно сохранил замысел автора первоначального проекта, но внес в него значительное количество принципиальных корректировок. К примеру, были переработаны пропорции здания, а также внешняя и внутренняя отделка. Вместимость зрителей нового театра составила почти 3 тысячи зрителей — самый большой зрительный зал страны на тот момент. Благодаря Осипу Бове здание все же увидело свет в 1824 году.

Здание Большого театра. Осип Бове, 1821—1824

Участком земли, который станет Театральной площадью, владел купец Василий Варгин. Построенный им на данной земле особняк был передан Дирекции императорских театров после утверждения плана о создании и обустройстве площади, известной в то время как Петровская. Осип Бове стал автором проекта по перестройке особняка под нужды театра, который позднее назовут Малым.

Здание Малого театра. Осип Бове, 1824

Еще одним важнейшим проектом архитектора стали Триумфальные ворота на площади Тверская Застава в Москве. Инициатором создания триумфальной арки стал пришедший к власти в 1825 году император Николай I, пожелавший почтить и увековечить победу в Отечественной войне 1812 года. Осип Бове, в тот момент уже общепризнанный мастер, выступил в качестве автора проекта и главного архитектора. Строительство началось в 1829 году, но из-за нехватки средств и отсутствия должного содействия со стороны властей города Триумфальные ворота были открыты лишь через пять лет, в 1834 году. Бове не дожил до открытия несколько месяцев, скончавшись в 49 лет. В советское время, в 1936 году, арку было решено демонтировать, предварительно тщательно ее зарисовав, создав чертежи и проведя обмеры. Благодаря этому и сохранившейся пластической модели сооружения, созданной Бове, позднее, в 1968 году, на Кутузовском проспекте появилась точная копия Триумфальных ворот, созданная архитектором Владимиром Либсоном.

Триумфальная арка в Москве, на площади Тверская Застава. Феликс Бенуа, 1848

За свою сравнительно короткую жизнь Осип Бове успел внести неоценимый вклад в облик столицы России. Описанные выше сооружения, а также Кремлевский сад, Московский манеж, Городская больница имени Пирогова, ряд храмов и другие — заложили основу новой архитектурной идентичности Москвы в XIX веке. В это время кирпич окончательно заменил дерево, а наивность усадебной застройки ушла в прошлое благодаря размаху и выверенности неоклассицизма и ампира.

Обложка статьи: вид Большого театра и Петровской (ныне Театральной) площади. Осип Бове, 1824

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: