Образцовый советский город

Волжский — крупный город в заволжской степи, выросший из посёлка строителей одноимённой гидроэлектростанции, нижней и самой мощной ступени Волжско-Камского каскада гидроузлов. Будучи на передовой социалистического соревнования, новый город должен был стать воплощением идеалов советской градостроительной мысли, но, строясь в переломные для неё 50-е годы, он стал скорее иллюстрацией смены этих идеалов. По метаморфозам его планировки и архитектуры можно проследить, как в то время менялось само понятие образцового советского города. Благодаря этому Волжский можно назвать не просто рядовым промышленным городом, но музеем под открытым небом, разные части которого наглядно отражают этапы советского градостроительства.

Места, подходящие для возведения крупных гидроэлектростанций, обычно находятся в удалённых районах, где логистику для масштабного строительства наладить сложно, поэтому на подобных стройках было принято создавать временный рабочий посёлок, состоящий из дешёвых бараков и сборно-щитовых домиков, но Волжский стал исключением из правила.

Сооружение ГЭС началось в 1950 году у северной окраины Сталинграда, на плоском левом берегу Волги, рядом с песчаными карьерами и железной дорогой. Это были отличные условия для основания нового города, но в постановлении о нём не было ни слова.

Построить здесь «каменный городок» вместо временного посёлка предложил глава Сталинградгидростроя, инженер-гидротехник Фёдор Логинов, который руководил восстановлением Днепрогэса после окончания Великой Отечественной войны. Проработав полжизни на ударных стройках, он понимал главный недостаток временного жилья. Щитовки и бараки не только были неудобны, но и устанавливали низкий уровень качества жилья и жизни рабочих как норму. Людям нужно было дать собственные квартиры вместо времянок. Логинов упорно отстаивал свою идею в Москве и в итоге добился разрешения на строительство.

Фёдор Логинов, руководитель строительства Сталинградской (Волжской) ГЭС и города Волжского

Сталинградская ГЭС (с 1961 года — Волжская. — прим. ред.) была объявлена великой стройкой коммунизма, по комсомольским путёвкам на неё съезжались рабочие со всей страны. Пока Каменный городок (первые кварталы города, получившие своё название в противовес временному Деревянному городку. — прим. ред.) не был построен, они жили в палатках, деревянных времянках, землянках и домах окрестных сёл. Многих рабочих поселили в соседнем Сталинграде, откуда им приходилось добираться до ГЭС на пароме, тратя на дорогу несколько часов ежедневно.

Отработав 8 часов в котловане, они уходили возводить жилые дома, ведь чувствовали, что строят не столько будущее государства, сколько своё собственное.

Волжский должен был воплотить в жизнь послевоенную мечту советского человека о лучшей жизни, стать образцовым примером социалистического города. Первые дома были сданы в декабре 1951 года и дали начало посёлку гидростроителей, который сейчас называют старой частью города.

Строительство первых кварталов города

Генплан города, рассчитанный на 50 тысяч человек, был утверждён только в следующем году. Его разработал коллектив специалистов института Гипрогор и института градостроительства большой Академии архитектуры СССР. В проектную группу входили В. В. Семёнов-Прозоровский, В. Н. Гугель, И. Н. Ратько и Н. П. Баранов — архитекторы, которые уже работали над возведением посёлков при крупных предприятиях и планировкой промышленных центров страны. Некоторые из них приложили руку не только к созданию генплана и общей планировке города, но и выступили архитекторами его ключевых зданий.

Фото-альбом: В1

Селитебная зона Волжского расположена на террасе левого берега реки Ахтуба, рукава Волги, и представляет собой ограниченный железной дорогой с севера и рекой с запада треугольник, бёдра которого сходятся к плотине ГЭС. Воротами в город выступает площадь Строителей, от которой тремя лучами расходятся первые улицы посёлка, формирующие его систему планировки. Правый луч сориентирован на Ахтубу, левый на промышленную зону, а идущий параллельно реке центральный луч — проспект Ленина — стал главной улицей города и композиционной осью его застройки.

Площадь Строителей, архитектор В. Н. Гугель

Преимущественно город гидростроителей застроен выкрашенными в светлые тона двухэтажными домами типовых серий, что складываются в небольшие жилые кварталы. Каждый квартал делится на несколько групп домов, объединённых вокруг собственного двора-сада, который одновременно даёт её жителям закрытое приватное пространство и связывает его с соседними дворами. В глубине квартала, как правило, находятся здания детских садов или яслей. Благодаря такой планировке и малой этажности застройки к настоящему времени у старого Волжского сформировался образ уютного тихого места.

Жилые дома серий 207 и 218 в первых кварталах

Большинство объектов культурно-бытового обслуживания и важнейших для города административно-общественных зданий расположено на проспекте Ленина и одной из пересекающих его улиц — Фонтанной. Вместе эти улицы составляют ось центрального ансамбля застройки Волжского: их фронт сложен из более высоких, по сравнению с рядовыми жилыми домами, зданий, построенных по индивидуальным проектам, а на их пересечении находится общественно-административное ядро района — Комсомольская площадь, где расположены городской совет, центральная библиотека, гостиница, дом связи, гастроном и универмаг.

Фото-альбом: В4

Архитектурной доминантой площади и всего центрального ансамбля выступает Дворец культуры Сталинградгидростроя, выстроенный в стиле советского неоклассицизма. Его главный фасад обрамляет массивная колоннада, полы внутренних залов выстланы светлым паркетом, колонны в фойе облицованы красным мрамором, потолки украшены масштабным лепным орнаментом, а на вершине портика установлена скульптура с рабочим, колхозницей, инженером и деятельницей искусства — представителями ключевых направлений трудовой жизни советского человека. Похожие архитектурные решения и декоративные элементы можно встретить практически во всех общественных зданиях старого города. Выполненные в той же неоклассической стилистике, что и ДК, они и сейчас определяют запоминающийся облик Волжского, придают его архитектуре триумфальный характер.

Дворец культуры Сталинградгидростроя, архитекторы В. Н. Гугель, Г. В. Нестеров и А. Б. Жуковский

К 1954 году в молодом городе проживало уже 30 тысяч человек, в его окрестностях возводили первые крупные заводы, приток рабочих продолжался, поэтому вскоре под руководством Вениамина Гугеля — уже знакового для города архитектора — был спроектирован новый генплан на 120 тысяч человек, где посёлок гидростроителей выступал только первой очередью большого города. План так и не был утверждён, но именно он задал направление дальнейшего пространственного развития Волжского и определил систему планировки его будущих районов.

Схема планировки города, основанная на втором генеральном плане, В. Н. Гугель, Р. М. Торговник, Т. Е. Шипилова, 1954

Волжский отстроен в зоне полупустынь, поэтому озеленение играет для него особую роль. Парки и сады закладывались одновременно со строительством домов, а поперечные улицы-бульвары были спроектированы как зелёные коридоры, по которым в город попадает охлаждённый воздух из речной поймы. Обилие парков, квартальных скверов и других зелёных зон, что разбросаны по всему Волжскому, смягчает здешний степной климат и защищает горожан от горячего степного ветра и пылевых бурь.

Фото-альбом: В5

Поодаль от районного центра располагается ещё один знаковый для города объект — центральный стадион. Его конструкция обыгрывает естественный рельеф местности: входная группа расположена на уровне жилых кварталов, трибуны на крутом склоне, а футбольное поле в низине. Его огибают широкие пандусы, что ведут к баскетбольным, волейбольным площадкам и теннисным кортам, которые вместе со стадионом и крытым бассейном формируют городской спортивный комплекс. Как и многое в Волжском, он был построен только благодаря настойчивости Логинова. В 1952 году, когда с его подачи был заложен стадион, посёлок был ещё маленьким и необжитым. Рабочие ютились в коммунальных квартирах, многие всё ещё жили в палатках. Ни строители, ни партийные работники не понимали, зачем строить спорткомплекс, пока не решён вопрос с жильём. Но по опыту Логинов знал, что на подобных стройках побочные проекты так и остаются на бумаге, если их не реализуют сразу же. Работы шли медленно, но и стадион, и бассейн были достроены, а общегородской парк в прибрежной зоне Ахтубы так и не был разбит. Реализация проекта ограничилась постройкой небольшой лестницы с перголами и посадкой деревьев на склоне речной террасы, остальная территория поймы была отдана под строительство заводских профилакториев и турбаз.

Фото-альбом: В6

Старая часть города не была достроена такой, какой планировалась. После выхода в 1955 году постановления «об устранении архитектурных излишеств» неоклассицизм и ампир, определявшие идентичность Волжского, моментально устарели, но команда Гипрогора быстро сориентировалась в новых условиях, и скоро город гидростроителей стал пионером строительной революции. Именно здесь сооружено первое в СССР здание из керамзитобетона — смеси цемента и обожжённой глины. Город начали застраивать блочными, а позже панельными домами из нового строительного материала. Это было легче, быстрее и дешевле строительства из кирпича, но могло легко нарушить сложившийся ансамбль застройки. Архитекторы, стараясь сохранить общую стилистику города, выкрашивали новые дома в светлые тёплые тона, сохраняли малую этажность, а однообразность зданий нивелировали окраской торцевых панелей в тона-акценты.

Фото-альбом: В7

Из-за чересчур инициативного поведения Логинова областной комитет и представители МВД часто пытались вмешаться в управление строительством, но они имели намного меньший политический вес, чем руководитель стройки. Среди рабочих и инженеров у него была репутация решительного и ответственного человека, большого начальника. Он отвечал за всё, что происходило не только на станции, но и в посёлке. К тому же, все финансовые потоки шли через дирекцию ГЭС. Сместить её руководителя было невозможно, ведь его назначил Сталин. Тем не менее из обкома в Москву регулярно отправлялись жалобы на превышение Логиновым полномочий, а на стройке проходили бесконечные проверки. Обходилось выговорами за нецелевое расходование средств. После смерти Сталина управление стройкой перешло от МВД к министерству строительства электростанций. Логинов вышел из опалы, а через год достиг поста министра. Фёдор Георгиевич умер в 1958 году в Москве от лейкемии, осуществив свою мечту и мечту многих советских людей об основании города-сада в голой степи.

«Мы должны построить в пустынной степи город, чтобы он стал образцом для посёлков подобного типа, город красивый, город, полный солнца».

Вскоре в Волжском началось строительство крупного химкомплекса. Для города его сооружение стало уже второй ударной стройкой, начавшей ещё одну волну притока населения. Гипрогором был разработан третий генплан Волжского на 150 тысяч человек, значительно отодвигающий прежнюю границу города. В нём была сохранена композиционная ось застройки, идея поперечных улиц-бульваров, но центр города переносился на новое место — будущую площадь Ленина с большим модернистским дворцом культуры, высотной гостиницей и широким парком. Малоэтажные жёлтые домики окончательно сменились панельными хрущёвками, а небольшие кварталы — крупными микрорайонами со свободной планировкой. Прежний общегородской центр стал районным, а весь город гидростроителей — окраиной Волжского.

Фото-альбом: В9

Сейчас комплекс застройки первой очереди Волжского является объектом культурного наследия регионального значения, но особый охранный статус имеют лишь здания, выходящие главным фасадом на проспект Ленина и несколько улиц, ведущих к набережной. При этом даже они не сохраняются в должном виде. Стены общественно-административных зданий завешаны кондиционерными блоками, с гастрономов давно сняты оригинальные неоновые вывески, а на жилых домах часто можно встретить рекламные баннеры. Собственники коммерческих помещений на первых этажах домов нередко облицовывают свой уголок экстерьера профнастилом или вентфасадом, а бывшие здания столовых и магазинов перестраиваются до неузнаваемости. Остальная часть старого Волжского находится в ещё более плачевном состоянии. Многие дома в первых кварталах города перекрашены в неуместные контрастные цвета или обшиты сайдингом, деревянные акцентные элементы угловых балконов дома разобраны и заменены кирпичной кладкой, на многих окнах рольставни. Бывшие общеквартальные садики запаркованы, всё больше разрушается ограда с небольшими арками, обрамлявшая когда-то каждый квартал.

Первая очередь города Волжский, макет

Все эти бытовые изменения нарушают исторический облик города, а выборочное признание памятниками архитектуры только отдельных его зданий показывает общее непонимание ценности старого Волжского. Примеры таких соцгородов для рабочих, хоть и немногочисленные, можно встретить по всему постсоветскому пространству, но Волжский является уникальным случаем. Это город-учебник. Его первые кварталы представляют собой скромное, но показательное воплощение сталинской эклектики, а последние отражают тенденции короткого переходного периода советской архитектуры от неоклассицизма к функционализму. При этом переход был проведён проектировщиками Волжского настолько плавно и уважительно по отношению к уходящей эпохе, что старая часть города и сейчас не ощущается как два разных района. Это целостный архитектурный ансамбль, заслуживающий к себе бережного отношения как уникальный для страны памятник архитектуры, точно отражающий эволюцию советской градостроительной мысли.

 

Литература

Губкин, В. Н. Вoлжский / В. Н. Губкин ; Союз архитекторов СССР, Академия строительства и архитектуры СССР. — Москва : Госстройиздат, 1958. — 25 с. : ил. — (Новые города СССР).

Гугель, В. Н. Новый город на Волге / В. Н. Гугель // На стройках России. — 1961. — № 3.

Косенкова, Ю. Л. Контейнер времени (к 60-летию основания г. Волжского) / Ю. Л. Косенкова // Градостроительство. — 2011. — № 5 (15). — С. 84–88.

Павличенков, В. И. Волжский (жилищно-гражданское строительства) / В. И. Павличенков ; под ред. П. А. Володина ; Академия строительства и архитектуры СССР, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и строительной техники. — Москва : Госстройиздат, 1961. — 135 с. : ил. — (Опыт советской архитектуры).

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: