Под одеждами советской неоклассики

Чем жил Свердловск в послевоенное время, как политический климат влиял на архитектурные настроения того времени и какие памятники мы можем видеть сегодня практически в неизменном виде — в статье культурологов Алексея Федотова и Евгения Рабиновича. 

В период 1941–1945-х годов население города резко увеличивается благодаря масштабному потоку на Урал эвакуированных людей и промышленных предприятий. В расположенном в глубине континента Свердловске перед войной насчитывалось более 160 заводов и фабрик, пусть и не обладавших мощностями УЗТМ, но позволявших стать основой для производства вооружения. Перепрофилирование и увеличение производительности городских предприятий сопровождается размещением в городе эвакуированных заводов. Этот процесс расширяет городские границы и создаёт новые районы.

Перевезённый с Украины в 1941 году завод «Большевик» стал основой нового завода и района Химмаш, для связи которого с городом была построена первая троллейбусная линия. Эвакуированные из Киева, Москвы и Ленинграда заводы создают новый район вокруг заводов Вторчермет, Свердловского шинного и резино-технических изделий. План застройки заводских районов зачастую был нацелен на то, чтобы люди с минимальными временными затратами могли добраться до места работы, поэтому практически все крупные улицы таких районов выходят к проходной того или иного завода. Параллельно жилой застройке возводилась минимальная инфраструктура района: детские сады, школы, иногда техникумы. Нескончаемый поток эшелонов с заводским оборудованием, людьми и материальными ценностями, потянувшийся с первых месяцев войны из европейской части страны, заставил работать на износ и железнодорожную инфраструктуру Урала.

Железнодорожный вокзал, ул. Вокзальная, д. 22

Недавно созданный Кагановичский район, расположившийся вдоль железнодорожной магистрали между станциями Свердловск–Пассажирский и Свердловск–Сортировочный, становится столь же стратегически важным, как и районы новых заводов. Для обеспечения транзитного потока строится небольшая железнодорожная вставка от станции Аппаратная до посёлка Красная Звезда. Другим важным источником роста городского населения стали меры государства по переселению «неблагонадёжных» народов от границ СССР. Так в соответствии с инструкцией «О порядке высылки антисоветских элементов из Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР» проводилась депортация прибалтийских народов. В Свердловске прибалтов разместили в посёлке завода «Дормаш», где вскоре было начато производство «Катюш» на эвакуированном из Воронежа и Смоленска оборудовании. После войны посёлок был переименован в Компрессорный завод, но продолжал выпускать оборонную продукцию, сохраняя режим секретности.

В 1943 году в городе живёт на 200 тыс. больше довоенного. Половину населения города составляют эвакуированные. Наступает острый жилищный кризис, который решался помимо уплотнения спешным строительством одно и двухэтажных индивидуальных домов, общежитий, бараков, землянок. В период с 1940 по начало 1960-х годов население Свердловска вырастает в два раза — до 853 тыс. человек в 1963 году. Очевидно, что проблема строительства нового жилья стоит крайне остро. Дальнейшее «уплотнение» практически невозможно, поскольку рост населения спровоцирован не высокой рождаемостью, но притоком в город сельского населения. В конце 1950-х в СССР процент городского населения превысил процент сельского (в предвоенном 1939 году горожан в СССР только 33 %). Фактически для этих новых горожан необходимо было построить второй Свердловск, по объёму «полезной площади» не уступавший первому.

Памятник В. И. Ленину, площадь им. 1905 года

Особую политическую значимость решению проблемы придавало то, что более 60 % трудоспособного населения города работали на машиностроительных (часто — военных) предприятиях. Впрочем, для города такая проблема (как и очевидная, хоть и публично умалчиваемая невозможность её решения) была привычна. В 1923 году Екатеринбург стал столицей огромной Уральской области (протянувшейся от Северного Ледовитого океана до Казахстана), что, помимо прочего, привело к переименованию города в 1924 году. Как административная столица Урала, Свердловск стал одним из опорных пунктов советской индустриализации. Вследствие этого, даже потеряв в 1934 году столичный статус, город переживал резкий рост населения. За два предвоенных десятилетия население города увеличилось почти в пять раз. В 1920–1930-е годы необходимость резкого ввода всё увеличивавшихся объёмов жилья привела к выходу города за свои привычные границы: географические (к примеру, строительство соцгорода Уралмашзавода) и архитектурные (отдельные кварталы и ключевые точки города застраивались в новой, авангардной стилистике).

Свердловск этого времени стал своеобразным заповедником конструктивизма. В послевоенные десятилетия этот заповедник был сохранён, но его обнажённый революционный аскетизм был частично застенчиво прикрыт одеждами советской неоклассики. Доминантой нового стиля станет пятиэтажная застройка, формировавшая новый парадный облик магистральных улиц и кварталов: восточная часть проспекта Ленина; улица Грибоедова; реконструкция улицы Свердлова, представлявшей собой парадный вход в город со стороны железнодорожного вокзала. Идеи торжественности, величия призваны была выразить и реконструкция площадей, обретших новое пространственное оформление и архитектурный декор.

Уральский политехнический техникум (ныне колледж), пр. Ленина, д. 89

Площадь Парижской коммуны была замкнута с севера монументальным зданием объединения «Свердловскуголь» (позднее — Уральский государственный университет им. А. М. Горького), построенного на месте Синтетического театра, проектируемого здесь по плану «Большого Свердловска» 1930 года. Окончательное парадное архитектурное обрамление получает и площадь им. Кирова перед главным корпусом Уральского политехнического института. Главная площадь города — площадь 1905 года — обрела новые доминанты: пространственную (памятник В. И. Ленину) и архитектурную (радикально перестроенное здание горсовета, увенчанное шпилем, украшенное колоннами и пышным декором).

В этих примерах можно наблюдать все общие композиционные принципы неоклассицизма (иерархичность, монументальность, парадность, ансамблевость, декоративность), которые получили развитие в организации архитектурной среды Свердловска. На уровне деталей прослеживаются ордерные системы, структурная и тематическая пластика, декор с военной и государственной символикой. Однако, за счёт меньшего по сравнению с Москвой влияния идеологии на процесс проектирования и строительства архитектурная среда избежала чрезмерно гипертрофированного масштаба, сохранив пластичность и человечность.

Главный учебный корпус УПИ (УрФУ), ул. Мира, д. 19

Противоречия этого периода связаны с необходимостью строить максимально экономно и в то же время отдавать минимальную дань декоративизму, присущему стилю. Часть заводов, эвакуированных в Свердловск в годы войны, оставляют на Урале, а предприятия, перепрофилированные под производство вооружения, не снижают темпы выпуска продукции — в 1950-е город начинает работать на «холодную войну» (с перспективой войны «горячей»). Развитие военно-промышленного комплекса и формирование жилищного строительства промышленными предприятиями способствовало комплексной застройке районов, включающей площади, дворцы культуры, уличные ансамбли: проспект Орджоникидзе в районе Уралмаш, улица Баумана и площадь Культуры на Эльмаше, улица Грибоедова и предзаводская площадь на Химмаше.

Тем самым происходит переоформление городских доминант, решённых в 1920–1930-е годы в авангардной стилистике. Конструктивистский, модерновый облик Свердловска эпохи первых пятилеток воспринимается теперь как излишне скромный, подозрительно экспериментальный, не подобающий негласной столице «опорного края державы». Новое советское имперское величие требует иного визуального выражения: большей парадности облика и меньшей (классицистской по существу) вариативности форм. Таковы школа Уралхиммашзавода (1948); Дворец культуры ВИЗ (1957); библиотека им. Белинского (1960). Так, спроектированный в 1933 году в авангардной логике жилой комплекс «Городок военведов» меняет стилистическую направленность. Конструктивистский корпус архитектора И. Робачевского остаётся в одиночестве среди построенных в 1940–1950-е годы в стиле ампир представителей до- и послевоенной архитектуры, украшенных пятиконечными окнами-звёздами и лепниной в виде «корзины изобилия».

Брусковые коттеджи, ул. Большакова, д. 82а, 84б, 86 

В жилищном строительстве первых послевоенных лет акцент преимущественно был сделан на возведение двухэтажных зданий по типовым проектам, таким как, к примеру, брусковые коттеджи на ул. Большакова (архитектор М. В. Рейшер). Малоэтажная застройка доминировала до начала 1950-х, составив порядка 80 % общего объёма строительства. Опасаясь, что квартирный вопрос, уже испортивший москвичей, доберётся и до свердловчан, новая эпоха наследовала старой в путях решения проблемы жилищного кризиса, сделав ставку на расширение границ города и повышение этажности строительства. Такое решение представлялось естественным, поскольку в 1950-е новый рост населения вернул ситуацию с обеспеченностью жильём (точнее — не обеспеченностью) на уровень 1920-х, т. е. на момент начала свердловского конструктивистского эксперимента.

В итоге архитектурное тело современного Екатеринбурга включает в себя два параллельно существующих Свердловска, возникших как попытка решить проблему советской урбанизации в различной идеологической логике и художественной стилистике. Второй архитектурный советский Свердловск, существовавший в одном пространстве с конструктивистским городом, оформился к 1960-м годам. Этому новому городу — со скромными портиками и намёком на скорое наступление вечной весны, шпилями и номенклатурным высокомерием, имперскому, но при этом человечному — придёт на смену третий проект Свердловска, который окончательно определит исторический облик столицы советского Урала. В 1960-е новые технологии позволят приблизиться к решению проблем, мечтами на темы которых были Свердловски 1920-х и 1950-х — в 1959 году в городе начнется строительство панельных зданий. Как писал о размере кухонь в хрущёвках один советский архитектор: «Исключение возможных лишних движений — не только большой выигрыш во времени, но и экономия сил».

Первая троллейбусная линия

Статья по теме:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: