Как уральские староверы Антихриста из Америки ожидали

История о компьютере по имени Зверь, штрих-кодах и электронных карточках, связанная с верой в конец света и переписанная рукой авторитетного старообрядца из небольшого поселка в Свердловской области — в абсолютно новом и долгожданном выпуске журнала TATLIN News #90 Ересь.

На первый взгляд понятия «древнерусская литература» и «фантастика» кажутся очень далекими друг от друга. Древнерусская литература (и переводная, и самостоятельная) действительно была «серьезной», но при этом она оказалась чрезвычайно богата рассказами о чудесах и фантастическими сюжетами. Вера в чудо у жителей Древней Руси была глубокой и всеобщей. Все дело в ментальности средневекового человека, для которой характерно отсутствие строгого противопоставления земного и божественного. Эти два мира находились в постоянном контакте. Земное существование не представлялось возможным без чего-то сверхъестественного, затрагивающего все сферы бытия. В чудо верили и понимали, что в обыденной, мирской жизни в любой момент может встретиться нечто волшебное, фантастическое, неподвластное законам человеческого существования.

В формировании древнерусской литературы активно участвовали, с одной стороны, книжная христианская культура и, с другой, — устное народное творчество. Поэтому во многих русских сочинениях есть мифологический сюжет. Особенно ярко мифотворчество проявилось в таких жанрах древнерусской литературы, как жития святых, сказания, хождения, волшебные повести, апокрифы, в которых в той или иной степени присутствовали элементы фантастики и чудотворения.

Отдельный (и очень большой) раздел древнерусской книжности был связан с эсхатологией и апокалиптикой1. Для русского человека — православного христианина — вера в конец света, приход Антихриста и, наконец, второе пришествие Христа была одним из краеугольных камней его религиозного сознания. 

Уже поэтому одной из самых читаемых (и почитаемых) на Руси книг был «Апокалипсис» («Откровение Иоанна Богослова»), а также многочисленные труды отцов Церкви, комментировавших и развивавших эту тематику. К таким сочинениям относятся, например, «Семь слов о втором пришествии Христовом» Ефрема Сирина, «Слово об Антихристе и кончине мира», приписываемое Ипполиту Папе Римскому, «Откровения» псевдо-Мефодия Патарского, «Вопросы св. Иоанна Богослова к Господу на горе Фаворской» и многие другие.

После раскола Русской церкви во второй половине XVII века эсхатологическая литература в нашей стране пережила «второе рождение», а ее основными распространителями стали старообрядцы. Примечательно, что кроме переписки старых текстов, староверы создали множество оригинальных произведений. Интересно, что из всех направлений древнерусской книжности, именно апокалиптика «дожила» до наших дней и время от времени продолжает «радовать» новыми сочинениями (и не только старообрядческими).

Эти «страшные» шестерки

Одной из «ветвей» эсхатологической литературы является нумерология2. Первые богословские изыскания на эту тему датируются еще II веком н.э. Епископ Лионский Ириней в своем произведении «Против ересей» упоминал несколько слов, буквы которых в сумме составляли «число Антихриста» — 666. Например, Титан (TEITAN), Латинянин (LATEINOS). Затем появились «расшифровки» некоторых нарицательных имен. Архиепископ Андрей Кесарийский (конец VI — начало VII веков) среди различных понятий, содержащих три шестерки, упоминал такие сочетания, как «древний завистник», «истинно вредный», «неправедный агнец», «худой руководитель».

Не осталась в стороне от всемирного тренда и Древняя Русь. Британский историк-славист Вильям Райан в своем труде «Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России» заметил3, что русские довольно рано узнали про Антихриста — еще из церковнославянских переводов XI–XII веков. Опираясь на авторитет Отцов Церкви, Антихриста стали «распознавать» и в евреях, и в «жидовствующих» христианах, и в «латинянах» (католиках). Чаще всего Антихристом выступал Папа Римский. В XV–XVI веках он легко вписывался в полуэсхатологическую-полуполитическую концепцию «Москва — третий Рим» и «Новый Иерусалим».

Старообрядец Климентий Горбунов

Начиная со второй половины XVII столетия весомый «вклад» в нумерологию внесли старообрядцы. Первым, попавшим «под удар», стал, конечно же, инициатор церковной реформы, приведшей к расколу Русской церкви, патриарх Никон. Оказывается, что если его мирское имя Никита записать и посчитать по-гречески (Никитос), то выйдет как раз 666. Когда в 1721 году русский царь Петр Алексеевич соизволил принять титул императора, староверы отреагировали на это очередными нумерологическими изысканиями: по их словам, на самом деле, Петр I попытался завуалировать этим словом свою антихристову сущность. 

Если же посчитать «правильный» вариант — «iператор», то сумма составит искомые 666. Кстати, по мнению старообрядцев, «Сенат есть антихристов совет», ибо 666 является числовым выражением слова «сенаторы».

В эпоху русско-французских войн начала XIX века по схожей схеме староверы «заклеймили» императора Наполеона: во-первых, «iператор» (666), во-вторых, правильно говорить не «Наполеон», а «Аполлион», греческий аналог еврейского Абаддона, то есть губителя. В иудейской (а затем и в христианской) теологии — демон истребления, разрушения и смерти. Да что уж там, «досталось» даже безобидному чаю, который в XVIII–XIX веках завозился в Россию преимущественно из Китая. Так вот, если пересчитать буквы-цифры в названии «китайскiя чаи», то опять получится 666. Не случайно старообрядцы пугали: «Кто чай пьет — от Бога отчаян будет».

Из Америки через Грецию в Россию, и обратно в Америку


Теперь настало время рассказать об истории самого текста (полная версия текста опубликована в журнале). Достоверно известно, что он переписан рукой Климентия Климентьевича Горбунова, авторитетного старообрядца из Шали — небольшого поселка в Свердловской области. К. К. Горбунов скончался в конце 1988 года, следовательно, сочинение «Появление зверя» было скопировано им ранее. Причем списано оно было явно с рукописи, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки, описки и непонятые переписчиком места, невозможные при копировании с четкого печатного текста.

По мнению доктора филологических наук А. А. Панченко, «история о компьютере по имени Зверь, штрих-кодах и электронных карточках несколько раз пыталась, так сказать, прорваться к своей русской аудитории. Насколько я могу судить, во всех случаях непосредственным источником для соответствующих переводов служила книга евангелистской проповедницы и основательницы «Лиги молитвы» Мэри Стюарт Рэлф (Mary Stewart Relfe, 1916–2011) «Когда ваши деньги теряют смысл, система 666 в действии», вышедшая в 1981 году в Алабаме4.

Мэри Стюарт Рэлф

В конце 1970-х — начале 1980-х годов в семье доктора наук и «по совместительству» протестантской проповедницы Мэри Рэлф случилось несколько несчастий, связанных с гибелью близких ей людей. Утешение она искала в Священном Писании: «Исследование Библии, особенно пророчеств и молитва духу мудрости и откровения, стали моей страстью», — писала она.

В 1980 году Рэлф попросили прочесть курс сотериологии — учения об искуплении и спасении человека. Занявшись систематизацией различных «фактов», она стала приходить к мысли о том, что библейские пророчества об Антихристе уже сбываются. О чем и рассказывала на своих лекциях.

И вот, по ее воспоминаниям, под конец 13-недельного курса один из студентов вручил ей напечатанную на машинке рукопись лекций, которая и легла в основу книги, названной «Когда ваши деньги теряют смысл, 666» (When your money fails, 666), изданной в 1981 году.

Занятная, проникнутая духом эсхатологии и конспирологии книга вызвала многочисленные отклики читателей. А ее популярность повлияла на появление переводов на другие языки. Так, например, в том же 1981 году несколько вступительных фрагментов из книги Рэлф были опубликованы на русском языке под заголовком «Наступление зверя» в издававшемся в Америке журнале «Нива»5. Автором перевода стал профессор русистики из университета Южной Алабамы Павел Ваулин (1918–2007) — эмигрант из СССР, попавший в плен во время советско-финской войны, перебравшийся в Швецию, а затем в Америку и примкнувший здесь к радикальному религиозно-националистическому крылу русской диаспоры.

Однако текстологический анализ, проведенный А. А. Панченко, однозначно показал, что в основе уральского списка лежит не статья Ваулина, а какой-то другой перевод. Ученый предположил, что, вероятно, его сделали американские старообрядцы, которые и переслали сочинение своим одноверцам в СССР в конце 1980-х годов. Не исключая такой возможности, выскажем иное, более аргументированное предположение о том, как текст «Появление зверя» попал к староверам.

«Когда ваши деньги теряют смысл, система 666 в действии»

Дело в том, что книга М. Рэлф 1981 года и ее продолжение «Новая денежная система» 1982 года вызвали интерес у некоторых радикально настроенных православных иноков Греческой церкви. Монах одного из афонских монастырей Парфений выпустил перевод обеих книг Рэлф под общим названием «Тревожные знамения времен». Немного позже архимандрит Нектарий (Мулациотис), известный своими радикальными взглядами и непримиримой борьбой с «картой гражданина», которую правительство долгие годы пыталось ввести в Греции по требованию Евросоюза, включил в свою книгу «Когда будет Второе Пришествие Иисуса Христа?» значительные фрагменты сочинения Рэлф. Примечательно, что опубликованное на английском языке произведение Нектария уже в 1986 году было переведено на русский и хранилось в библиотеке подворья Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря в Москве. Московские староверы, как и прочие старообрядцы — большие любители книжной старины. Неудивительно, что кто-то из числа самых любознательных работал в библиотеке Пантелеимонова монастыря и «зацепил» интересную рукопись, с которой и сделал копию. А затем списки с этой копии распространились по многим старообрядческим общинам России. Кстати, в отделе редких книг и рукописей библиотеки МГУ хранится более «исправный» список сочинения «Появление зверя».

Примечательно, что в 1988 году старообрядческий перевод оказался в руках американского старовера Прохора Григорьевича Мартюшева, посетившего Москву по случаю 1000-летия крещения Руси. И в следующем году в Америке в русскоязычном журнале «Путь спасения», издателем которого и был старообрядец Мартюшев, сочинение было опубликовано под названием «Всемирный заговор? 666»6.

6 страница рукописи 

Примечания:

1. Эсхатология — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и ее переходе в качественно новое состояние. Апокалиптика (от названия «Апокалипсис») повествует человеку о божественных тайнах, чаще всего о последних днях мира, его конце и будущей вечной жизни. В наши дни наиболее распространены произведения, в которых рассказывается о наступлении глобальной катастрофы (восстание роботов, зомби-апокалипсис, пандемия и т. п.). Менее значительными являются направления апокалиптики, трактующие о тайнах мироздания и о некоторых моментах мирового и исторического процесса.

2. Нумерология — система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, процессами и жизнью людей, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Несмотря на то, что нумерология получила популярность сравнительно недавно, она имеет древнее происхождение. Скорее всего, появление нумерологии связано с тем, что в старых алфавитах буквы использовались и для записи чисел. Поэтому любое слово можно было выразить числовым значением. Нумерологические гадания не считаются сейчас математическим знанием, как и в случае отделения алхимии от химии или астрологии от астрономии.

3. Rayan W. F. The Bathhouse at Midnight. An historical Survey of Magic and Divination in Russia. The Pennsylvania State University Press, 1999 (русский перевод сделан в 2006 году).

4. Панченко А. А. Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах // Антропологический форум. 2015. №27. С. 131.

5. Ваулин П. Р. Наступление зверя // Нива: Иллюстрированный журнал литературы и современной жизни. Мобайл, Алабама. 1981. №9 (45). С. 3-6.

6. Мартюшев П. Г. «Всемирный заговор? 666» // Путь спасения. Независимый духовно-просветительный альманах древлеправославных русских христиан в рассеянии сущих. 1989. №3. С. 13-16.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: