Советский и российский архитектор Александр Ларин вовлечен в архитектуру повседневно, следуя твердым ориентирам, которые мало менялись с годами. Уместность и связанность архитектуры он считал и продолжает считать самыми ценными ее качествами. Реализация его проектов приходится на 70-е годы ХХ столетия — эпоху, архитектура которой сегодня редко вызывает восторженное почитание. Но проекты Ларина скорее вписываются в контекст западной архитектуры, чем советской и постсоветской. Для него ценности архитектуры неотделимы от ценностей жизни с ее традиционными константами — честностью, добротностью, бережливостью. Он прекрасно понимает, что, утверждая свое, нельзя уничтожать существующее, что цель архитектуры — созидание, прибавление к уже созданному нового на основе и сходства, и различия. Об этом и не только, архитектор пишет в своих статьях и небольших заметках, посвященных осмыслению архитектуры в разных плоскостях, фрагменты которых TATLIN публикует ниже.
Говорящая архитектура
- Текст:Александр Ларин1 июня 2018
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Пространство для жизни уже изначально создано природой из рельефа земли, сформировано деревьями, кустарником, водой. Это подхвачено и развивается нашей профессией. Архитектура взаимодействует и с окружающим воздухом, смягчаясь, округляясь, цепляясь за него и исчезая в нем. Если архитектурное произведение вызывает воспоминания об уже виденном, иногда в самом малом — в детали, в цвете, в освещении — это обогащает восприятие объекта или пространства. Предыстория — связь времен и культур. Архитектура становится более понятной не только благодаря цитатам, но и другим знакам и символам, переведенным на архитектурный язык, на восприятие пространства, на движение. Это знаковая или «говорящая» архитектура. В градостроительстве, где организация жизни в конкретном месте прослеживается из глубины времен, архитектурное взаимодействие со средой и прошлым особенно важно. Это не исключает поиск выразительных форм и средств, это, наоборот, увеличивает возможности выбора средств, аналогов, образов — от колоннады соснового бора да организма внутри берлинского банка Фрэнка Гери. Архитектура для меня понятие средовое. Место и архитектура теснейшим образом связаны, и уместность архитектуры определяет ее качество.
I. Прошлое фильтруется настоящим
Каждый день, как чистая страница, заполняется впечатлениями, закрывается обложкой сна и становится книгой жизни. Память сохраняет наиболее сильные эмоциональные впечатления, если отобрать из них профессиональные отрывки, то все начнется с архитектуры природы: Волга, река Лопасня — чеховские места; горы: Кавказ, Карпаты, Крым, значительно позже Альпы... Гдето лежит мой документ инструктора по горному туризму. Далее впечатления от архитектуры, прекрасно организованные А. Анисимовым, А. Гозаком, В. Ауровым, СА СССР, СМА, поездки по России, по Союзным республикам и зарубежным странам, премиальные командировки (поездки) по результатам Всесоюзных творческих смотров и поездки по стране в составе группы перспективных проблем при правлении СА СССР. В дополнение к ним — архитектурные книги и журналы. Пока работал читальный зал библиотеки ЦДА, каждый четверг я сидел в нем с 18 до закрытия. Делал зарисовки того, что мне понравилось, и тех идей, что родились. А дома своя библиотека.
Карандашный рисунок А. Ларина
В особенности много дал для воспитания архитектурных мозгов переведенный на русский язык L`architecture d'aujourd'hui. «Современная архитектура» 1972 г. №1. Жилые дома, Нантакет 1970 г. «Два дома на берегу океана.... Большой дом сложен и противоречив, маленький — уродлив и ординарен. Своим расположением он заслоняет вид на запад из окон соседа... Как два маленьких храма в Селинунте на пологом берегу у самого моря, стоят эти дома с тремя ступенями на фасаде, более широкими и высокими, чем обычно, чтобы на них было удобно сидеть».
С командой зодчих А. Анисимова я побывал в Селинунте на о. Сицилия, прошлое отфильтровал настоящим. Но только мне в память врезался текст пояснительной записки американских зодчих...
Значит, это мое, и я отношусь к архитектуре как к театру, где можно, а порой, и нужно быть некрасивым. Это обогащает, расширяет палитру зодчего. Создает иерархию.
И здорово, что у Вентури и Рауха на первом месте подразумевается, не озвучиваясь, — прекрасный океан...
Изначально
и в структуре, и в деталях зодчество тесно связано с природой. Колоннады
египетских и греческих храмов, детали ордера и современные включения природы в
архитектуру (у группы «Сайт», у Шухова, у Ральфа Эрскина, у Калатравы, у
Хундертвассера и многих других) — это, на мой взгляд, — главный путь, основное
направление нашей профессии. Вперед, к природе! Хотя пока что это только цель,
лозунг небольшого количества специалистов-профессионалов. До цели нужно еще
добраться, и лозунг должен был бы стать всеобщей программой.
Эскиз жилого дома для застройки района в Бобруйске
Пространственные впечатления из детства: Библиотечная улица, на которой я жил до двадцати, на всем протяжении, с обеих сторон — ритм сорокалетних «круглых» лип, за которыми любая архитектурная декорация. Ходим гулять к Андроникову монастырю... Удивительно, как высокий берег Яузы возносит архитектуру над городом. Отсюда виден Кремль! И первый салют в честь победы под Орлом и салют Победы 9 мая 1945 года, смотрю отсюда и понимаю визуальную связанность города, изначально заложенную и которую соблюдать нужно!... Но?
Школьная улица — соседняя и параллельная Библиотечной, на ней тоже живут мои друзья по школе — ансамбль домов-дворов Ямской слободы с арками-въездами в каждом доме, с конюшнями и сараями внутри. Мой собственный дом, в котором удалось моим родителям получить перед моим рождением светлую комнату с окном шириной два метра, обращенным на юг. Дом двухэтажный, бревенчатый, но оштукатуренный, дом недавно построенный, построенный с отступом от линии застройки улицы, с «кольцевым» двором вокруг дома (это уже «стадион»), дом инвалидов, коридорный с общей кухней и санузлом, по одиннадцать комнат на этаже, с двумя лестницами, из которых одна деревянная и с выходом на чердак. Коридоры и лестницы — еще одно кольцо пространства, пространства для игр и хулиганства. Дом со своей котельной, с сараями и домиком дворника сзади дома. Это пространство общения людей-инвалидов, которые всегда дома; это особое пространство, но в доме есть и дети, и молодежь... На брандмауэре соседнего дома нарисованы футбольные ворота, двор отгорожен со стороны улицы прозрачным забором и, наряду с цветами и кустарниками по краям, в центре «разбита» волейбольная площадка, а в боковом дворе — городошная площадка. И вот мы, чемпионы района по городкам, и играем на первенство Москвы. Наши отцы на лавочках играют в шахматы, и у нас, пацанов, через несколько лет спортивные разряды по шахматам. А на проезжей части Библиотечной улицы мы играем в футбол, и среди нас будущий центральный защитник и капитан сборной СССР по футболу А. Медакин.
Эскиз многофункционального центра «Романов двор» в Москве
Последний день учебы весной прогуливает вся школа... «Последний день, учиться лень; мы просим ВАС — учителей — не мучить маленьких детей!». Из большого Факельного переулка от нашей школы все направляются на Таганскую улицу бесконечно длинной очередью — один в затылок другому. Идем мы в сторону Кремля на берег реки Москвы, пересекая Таганскую площадь, на которой останавливается все движение. И только на набережной у стен Китайгорода нас останавливает милиция и просит разойтись.
То, что здание несет на себе детали, фрагменты, элементы декора рекламы — все это живет в пространстве и порой стремится стать самостоятельным сооружением, подсказывает архитектору образ.
II. О пространстве
Пространство понимаешь, когда в нем движешься, когда его проходишь, проезжаешь на коляске, на велосипеде, на автомашине. Это разный временной масштаб пространства.
Человек живет на границе двух сред — земли и пространства небес.
С первой он прочно связан тяготением, из нее добывает пропитание и воду, к ней приникает усталый, в нее уходит прахом. Он и она — горизонталь.
Но живет и движется он в воздушном пространстве. Человек–вертикаль, в этом качестве он и мера, и масштаб. На границе двух сред человек возводит из земного материала оболочки, ограничивающие соразмерные человеку и потому ему подвластные пространства. Это материальная суть архитектуры. Все остальное — надстройка, переосмысление и самоосознание себя человеком. Собственно, архитектура в этом двуедином понимании возникла тогда, когда человек смог увидеть себя мысленно со стороны, осознал как меру вещей, перемасштабил себя в героя и бога и, по мере своих сил и возможностей, стал возводить земные оболочки пространств, сознательно соразмерных себе, герою и Богу, утверждая и иногда возвеличивая себя как личность.
Пространства внутренние связываются с наружными в единую систему, сопровождая движение человека. Cвязи пространств — нарушение материальных границ — проемы соразмерны тому, кому предназначается, посвящается внутреннее пространство. Связи, проемы — ориентиры движения.
Наружное пространство разрывается и соединяется вновь проемом триумфальной арки на пути победителя. При этом пространство осмысляется как жизненное, возвышенное, пространство — вместилище духа, что и получает свое воплощение в масштабном строе ориентации связей, в иерархии пространств и их материальных границ. Постепенный переход от пространства к монолиту сооружения — структурирование пространства. Не противопоставление сооружения и окружающего пространства, а их взаимодействие — вот, что важно. Недаром существует выражение — «объем» театра, объем библиотеки, монументальный объем. Обычно оно трактуется как некоторая визуально воспринимаемая цельность объекта и как цельность, противопоставляемая окружению. Но объем — это, прежде всего, за исключением пирамид, тоже пространство, выделенное материальной архитектурной оболочкой. Каждое архитектурное пространство должно быть посвящено и названо.
III. О конкурсах
О конкурсах следует рассказать (поговорить)... особо.
Принципы участия: во-первых, конечно, желание самовыразиться. На программу конкурса накладывалась своя «безумная» идея. Был когда-то конкурс на какой-то (не помню уже) театр. Я сделал театр-гостиницу с ложами-номерами, напоминающий шекспировский театр, действие спектакля в котором разворачивается в реальном времени... Конкурс на центр г. Гагарин. Моя идея: центр — это новый пешеходный мост-здание через реку. Результат — первая премия; конкурс на центр г. Йокогама. Предложение — мост-холм, под которым висят здания и отражаются в воде залива, будто бы растут со дна. Участвовал в очень многих конкурсах, премии получал часто, но первые почти никогда, видимо, самовыражение мешало. Дополнительный заработок — еще немаловажная причина участия в конкурсах, при мизерных зарплатах, которые были в государственных институтах. Идеи-сверхзадачи других конкурсов: на фасад Дома архитектора — перекрытая улица-выставочный зал.
IV. Черные страницы
Не все складывается так, как хотелось бы. В 1969 году участникам конкурса на Центр искусств в Париже Союз архитекторов организовал поездку в Париж на выставку проектов (редчайшая удача). От нашей творческой команды должны были поехать двое: В. В. Лебедев и я, как автор идеи... Но главный архитектор Москвы — М. В. Посохин вычеркнул мою фамилию из списка. Виктор Владимирович вернулся с очень обрадовавшей нас вестью: наш проект висел на отдельной выставке из 36 проектов, отобранных на премию.
Эскиз варианта Дома молодежи в Нижнем Новгороде
Черные страницы книги жизни. В основном это объекты, не состоявшиеся в строительстве. Увы, в моей жизни таковых немало, причем проекты были согласованы и утверждены, выполнены рабочие чертежи по многим из них... Вот список: Дом народных художественных промыслов (ДХНП), Дом концертных организаций, жилой комплекс многоэтажных кирпичных домов у Заставы Ильича, ресторан «Грот» в Кусково, Дом молодежи в Нижнем Новгороде, Курзал на 1500 мест в Кисловодске, школа олимпийского резерва по гребле в Новгороде, гостиница Моссовета «Святой Георгий», комплексная реконструкция массовой застройки вл. 11 – 12 по 1-му Кадашевскому пер. и владения 9 по Лаврушкинскому пер., клуб друзей Государственной Третьяковской галереи.
Сооружения, которые были построены с отступлениями от первоначального проекта: деловой центр «Романов двор» в Москве, здание Сбербанка на Преображенской площади.
Вообще проблема соотношения «проект — реализация» с 60-х годов XX века до настоящего времени менялась несколько раз. Несомненно, проект самоценен, но цель — всегда реализация. ДНХП и ресторан «Грот» были среди объектов, которые должны были вступить в строй к Олимпиаде-80, но «Главмосстрой» не справился с поставленной задачей. Кубинский кризис, экономические кризисы и многие неизвестные нам обстоятельства были причиной этих черных ситуаций.
V. О связанности
Кризис профессии архитектора, падение ее престижа в обществе накладывают отпечаток на само общество, угнетая в нем возможности творческой активности в сфере архитектуры.
Связь с окружением всегда уникальна, своеобразие ее определяет архитектуру и объясняет успех.
Архитектура как процесс есть не только процесс созидания, но и процесс суждений. Это — взаимоотношения, влияющие на творчество, его эволюцию и направленность, позволяющие определить свое место в этом процессе.
Главным, определяющим свойством хорошей архитектуры является связанность. Недосказанность и незавершенность — активные элементы композиции.
Сложность внутренних отношений в новой постройке частично компенсирует даже несоответствие нового и старого. Но этого мало... Масштабность — нечто объективное, воспринимаемое в ощущениях и сознательно используемое архитекторами для эмоциональной выразительности пространства. Объективность масштабности коренится в том, что человек имеет свою пространственную «ауру», пульсирующую в зависимости от его состояния и внешних условий.
Эскиз интерьера вестибюля комплекса зданий «Магистериум». Международный «бумажный» конкурс
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: