Беспрепятственное движение

Проектирование терминала А международного аэропорта «Внуково» было начато в 2005 году компанией Obermeyer, с 2006 года проект ведет компания «Метрогипротранс». Тогда же, одновременно с корректировкой стадии П, было начато строительство. Первая очередь сдавалась поэтапно с 2011 по 2013 годы, ее площадь составила 247 000 м2. Вторая очередь включает в себя дополнительное пространство регистрации и соединяет терминал А с терминалом В. После завершения строительства в терминале будут действовать 25 причалов для воздушных судов, оборудованных телетрапами. Техническое оснащение терминала уже сегодня позволяет обслуживать как небольшие самолеты, так и авиалайнеры, включая Airbus А380. Терминал спроектирован компанией «Метрогипротранс» под руководством Николая Шумакова и Леонида Борзенкова.

Главная особенность терминала заключена в объединении его с первой в России подземной железнодорожной станцией «Аэропорт «Внуково», которая также выполнена архитекторами «Метрогипротранса».

Как только была завершена работа над ней, архитекторы приступили к проектированию терминала. Первоначальная концепция, как и силуэт здания в плане, который кто-то сравнивает с ложкой, а кто-то — с только что приземлившимся самолетом, придуманы немецкой компанией Obermeyer. Впоследствии проект был почти полностью изменен, начиная от объемно-планировочного решения и заканчивая инженерно-технологической составляющей. Как говорит Николай Шумаков, планы здания также были подвержены существенному изменению.

Генеральный план

План на отметке 0.000

Территория аэропорта «Внуково» имеет ряд ограничивающих факторов: специфику расположения взлетно-посадочной полосы, близость поселка Внуково, годами сформированную структуру аэропорта. Исторически сложилось, что аэропорт и одноименный населенный пункт развивались сами по себе. Они и сегодня, несмотря на то, что в городе живет большое число сотрудников аэропорта, продолжают жить каждый своей жизнью — никакой интеграции между городом и аэропортом не было и не намечается. Это разделение только усилилось после строительства новой трассы и эстакады, ведущей в зону вылета на втором этаже терминала А. Новое здание терминала было построено на территории, которая и прежде принадлежала аэропорту: это место раньше занимало первое здание аэровокзала (1941), а также старый командно-диспетчерский пункт и залы внутренних перелетов, которые были построены в 1960-х годах.

Николай Шумаковархитектор, ОАО «Метрогипротранс»«Кровля аэровокзального комплекса “Внуково 1” представляет собой криволинейную пространственную поверхность обтекаемой формы, являющуюся поверхностью вращения, идущей параллельно 13-ой оси здания, которая плавно поднимается от наружных стен вглубь здания, образуя две волны. Вершина первой увенчана выступающей башней диспетчерской, которая возвышается над ее поверхностью в месте пересечения осей Х и 13 на 14,6 м. На крыше башни находится самая высокая отметка здания: +45 600. Вторая волна поднимается к оси А и обрывается по ней, образуя на пересечении с плоскостью фасада арку шириной у основания 240 м с высотой подъема 24,5 м»

Архитектурный образ здания перекликается с идеей полета и авиации. Эта идея поддерживается во всех масштабах, начиная от формы плана, где легко считывается силуэт самолета, и заканчивая плавными изгибами деталей интерьера. Главной визуальной метафорой стала непрерывная структура кровли. Она изгибается аркой над привокзальной площадью, накрывая зону регистрации, сужается подобно воронке над зонами досмотра и паспортного контроля и «расплескивается» долгой волной над посадочной галереей — тем самым, сопровождает пассажиров, двигающихся по терминалу, и снова вздымается вверх перед диспетчерской башней, накрывая куполом вокруг нее зону обслуживания пассажиров с ресторанным двориком и залами бизнес-класса.

3D модель бетонных конструкций диспетчерской башни

Основная композиционная идея внутреннего пространства терминала А — беспрепятственность движения. Архитекторы постарались создать для пассажиров прямой путь, который ведет от железнодорожного терминала до выхода на посадку и в обратном направлении — от трапов в зоне прилета до платформы Аэроэкспресса.

За основу было взято классическое зонирование аэропорта: зоны прилета и вылета разнесены по разным этажам; на второй уровень, к галерее вылета, ведет эстакада для автомобилей и автобусов.

Атриум зоны вылета протянулся вдоль всего трехсотметрового фасада, его композиционным центром стала диспетчерская башня, встроенная в объем зала: из нее осуществляется контроль за движением самолетов на летном поле. Внутри единого зала регистрации нет разделения на внутренние и международные авиалинии, оно начинается при входе в залы ожидания. Посадочная галерея и расположенный под ней коридор прилета выдаются вглубь взлетного поля почти на 600 метров, и для удобства пассажиров вдоль всей галереи предусмотрены траволаторы.

Комплекс терминала А состоит из нескольких уровней. В самом низу расположен зал, соединяющий терминал с платформой Аэроэкспресса. Первый наземный уровень — это зона прилета, где расположен зал для встречающих, зал паспортного контроля пассажиров, доставляемых от самолетов в автобусах, багажное отделение, помещения служб аэропорта, технологические помещения. Относительно главной оси здания проходит разделение на внутренние и международные линии, и только багажное отделение не имеет никаких барьеров, чего нет ни в одном российском аэропорту. На следующем, промежуточном уровне находятся зал прилета, паспортный контроль и транзитная зона, куда пассажиры попадают непосредственно из самолетов по телетрапам. Этот уровень нависает над первым, образуя крытую стоянку для спецтехники аэропорта. 

Второй уровень — основная зона вылета — находится на отметке 8 метров от земли. Здесь собраны все помещения, которые проходит пассажир перед полетом: зал регистрации, залы вылета, зоны досмотра, таможенного и паспортного контроля, торговые галереи duty free и выходы на посадку. Благодаря сплошному остеклению в зал регистрации и посадочную галерею проникает мощный поток естественного света. Выходы на посадку ведут непосредственно из зоны вылета, все они оборудованы эскалаторами, лестницами и лифтами и для маломобильных пассажиров, а также телетрапами для посадки сразу в самолет. Над залом регистрации есть еще один дополнительный уровень. Здесь расположились открытые галереи ресторанов и кафе, а за непрозрачными стеклянными панелями скрыты залы отдыха для VIP-пассажиров внутренних и международных линий.

Леонид Борзенковархитектор, ОАО «Метрогипротранс»«Конструкция кровли открыта полностью, но в зоне примыкания к витражам, над креслами в залах ожидания подшита звукопоглощающими алюминиевыми панелями Luxalon Hunter Douglas. Также подшивается конструкция кровли в зоне крыльев от оси 17–19 до оси 22а, а до оси 26 дополнена вставками из натяжных треугольников. Основания треугольных капителей выполнены также из натяжных экранов. <...> Работа над проектом была увлекательной и захватывающей, и вместе с тем невероятно напряженной. Она занимала все мысли и время, и это дало свой результат. Аэропорт во многом получился таким, каким мы его придумали»

В создании настроения интерьера важную роль играет треугольник, выступающий в роли детали орнамента и отделки. По словам архитекторов, эта динамичная фигура ассоциируется с полетом и движением: воздушными змеями, бумажными самолетиками, стрелками. В интерьерах терминала эти треугольники стали источниками света — витражами, световыми экранами, светильниками, а также пространственными элементами, из которых сплетен рисунок кровли, спроектированный и рассчитанный специалистами по проектированию большепролетных металлических конструкций ЦНИИ ПСК им. Н.П. Мельникова. Использованные в отделке материалы — стекло и металл, огромные витражи в тонких переплетах, впускающие в помещение много света — также поддерживают тему авиации.

Терминал аэропорта — сложное сооружение с точки зрения инженерного оборудования. Через него проходят тысячи людей, и важно предусмотреть достаточное количество освещения, обеспечить все помещения притоком чистого воздуха, оборудовать здание системой водоснабжения и канализации достаточной пропускной способности, должным образом оборудовать систему отопления и многое другое. Важно, чтобы различные системы не конфликтовали друг с другом и не нарушали архитектурный облик здания. В терминале А вся инженерия скрыта, в основном, в технологических помещениях и в подшивных потолках, основные мощности размещены в подземном и первом уровнях. Функционирование терминала поддерживается полным комплексом инженерии средств энергообеспечения, комфорта, безопасности, связи, информатизации и автоматизации. Основное инженерное оборудование спрятано в техническом этаже, находящемся между галереями прилета, в результате покрытие зала регистрации и посадочной галереи, являющейся залами ожидания для пассажиров внутренних и международных линий, демонстрирует открытую ажурную сетку конструкции кровли.

Расчетный пассажиропоток для терминала А составляет 20 миллионов пассажиров в год. Для крупных мировых аэропортов цифра не очень значительная, но для России это серьезные объемы. На сегодняшний день уровень загрузки несколько ниже, из-за чего может показаться, что терминал сделан с большим запасом, но, по словам Николая Шумакова, уже в 2020 году, когда объем пассажиропотока достигнет расчетных показателей, нужно будет задумываться о следующей модернизации аэропорта.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: