Заново рождённый

На протяжении нескольких месяцев редакция TATLIN занималась подготовкой нового раздела на сайте издательства, гордо носящего имя LIBRARY. И, наконец, этот момент настал, когда небольшая, но очень важная часть книг и журналов по архитектуре, искусству и дизайну, входящих в коллекцию издательства TATLIN, была отсканирована, систематизирована и переведена в режим он-лайн. Теперь каждый желающий может в любое время обратиться к журналам «СА», «Архитектура СССР», «Творчество», «Художник», «Техническая эстетика» и многим другим. Главный редактор издательства Эдуард Кубенский рассказал о том, зачем старым книгам новое рождение, как работает новая электронная библиотека и на кого она рассчитана. 

— Эдуард, вы занимаетесь издательским делом уже почти 20 лет, поэтому интересно узнать, что означает создание виртуальной библиотеки лично для вас и для издательства в целом? На какого читателя она рассчитана?

— 19. 19 лет. В следующем году в ноябре будет 20 лет со дня выпуска нашего первого с Татьяной Кубенской издания. Это был каталог выставки «Ржавчина. Степень D», представивший публике нашу коллекцию глитч-графики первых лазерных принтеров HP, Epson и Canon. Книги мы начали коллекционировать, конечно, задолго до этого. Сначала это была просто небольшая библиотека, потом основные полки на ней заняли издания TATLIN, чуть позже, желая определиться, кто же мы такие на издательском рынке, что нам близко и какое место мы занимаем в истории книгоиздания, у нас постепенно начали появляться все новые и новые старые издания. Поначалу они сопровождали наши публикации об истории советской архитектуры в журнале TATLIN NEWS, позже мы придумали проект под названием TATLIN Exchange, в рамках которого каждый желающий мог предложить издательству не нужную ему книгу из своей библиотеки в обмен на нужное ему издание TATLIN. Так у нас скопилась библиотека книг по архитектуре, искусству и дизайну, изданных в ХХ веке в России, республиках бывшего СССР и странах Восточной Европы — всего около 2000 наименований.

И, вот, взглянув на эту полку, я «прочитал» на корешках изданий — ЖАДИНА! Какая же я жадина, что имею у себя все эти раритеты и никому их не даю. И решил — надо делиться! Ну не солить же их (смеется)!

При современных цифровых технологиях делиться не жалко. Когда делишься, ничего не теряешь, наоборот, только приобретаешь — друзей, единомышленников, читателей, наконец.

Слово издатель, пожалуй, во всех языках происходит от слов «дать», «давать», «отдать». Вот и мы, наконец, решили отдать то, что накопили. Уверены, пользы от виртуальной библиотеки в открытом доступе будет больше, чем от реальной, существующей только на полке издательства.   

— Не кажется ли вам, что оцифрованная редкая книга теряет свою значимость?

— Да, конечно, теряет — книга из произведения искусства в оцифрованном виде превращается в набор информации. И даже больше — она теряет часть своего тела, а именно, корешок. Сегодня в электронной книге на мониторе вы не увидите корешка. Его нет. Он не нужен. А ведь корешок в реальной книге — это целый жанр. Электронная книга однозначно — только информация, и та в усеченном виде, по ней мы не можем оценить реальную толщину издания, его вес, фактуру, запах и много чего еще. Конечно, мы не собираемся выбрасывать оцифрованные книги на помойку, мы поставим их обратно на полку корешками наружу, будем брать в руки, читать, любоваться, стирать пыль, подклеивать, делать выставки и так далее.

А в цифровом формате будем стараться сохранять время — время перехода. Перехода из офлайн в онлайн. Нам нравится эта игра. Мы рассчитываем обрести с её помощью новые смыслы.

— Часть книг была переиздана несколько раз — более того, современные версии можно найти в свободном доступе в интернете. Тогда вопрос — какую ценность несут оцифрованные издания? Не получается ли, что представленная на сайте коллекция в какой-то степени говорит лишь о пристрастиях и вкусах коллекционера?

— Так и есть. Это наш субъективный отбор, наши пристрастия, наши вкусы. Библиотека — не гонка вооружений, не конкурентная борьба и не ярмарка тщеславия. Библиотека — это знания, история, тишина.

Библиотека важна для нас еще тем, что благодаря ей мы можем сравнить свою деятельность с той, что была до нас. Понять, чем мы сегодняшние отличаемся от своих предшественников, чем похожи. Проанализировать, почему одни издания становятся бестселлерами, а другие канут в лету. 

Я думаю, это важно не только нам как издателям, это так же важно читателям. Библиотека дает инструменты познания, стимулирует развитие, упрощает поиск нужной информации.

Мы нацелены на специализированную библиотеку изданий по архитектуре, искусству и дизайну, но не преследуем цели показать какой-то отдельный отрезок времени. Нам важно увидеть движение, преемственность, взлеты и падения. Мы хотим создать главный библиотечный онлайн ресурс изданий по архитектуре, искусству и дизайну в России. Стать, если так можно сказать, своеобразным информационным входом и выходом истории архитектуры, искусства и дизайна России. 

Первый объем выкладываемых изданий призван показать будущие векторы наших интересов. Среди первых двухсот изданий можно будет найти журналы с 1925 по 1991 годы, книги по промышленной архитектуре, технической эстетике, декоративному искусству, монографии выдающихся архитекторов, словари, справочники, и даже самиздат. 

После того, как мы закончим оцифровку изданий собственной библиотеки (а это свыше 2000 наименований), мы планируем присовокупить к нашей коллекции издания, находящиеся в других библиотеках. Начиная с мая 2018 года мы планируем выкладывать в общий доступ от 5 до 10 изданий в неделю. Их выкладки будут сопровождаться публикациями лучших текстов из этих изданий на сайте TATLIN.

— Какое место в вашей коллекции занимают периодические издания?

— «Архитектура СССР», пожалуй, самая главная на сегодня тема библиотеки. И не только как эпоха, но, в первую очередь, как одноименный журнал. Сегодня в нашей коллекции находится половина журналов этого бренда. Всего за 59-летнюю историю этого журнала, по нашим данным вышло 548 номеров, в нашей коллекции их почти 300. Мы планируем выложить их в сеть уже до конца этого года, а в следующем году рапортовать о полной их оцифровке.

У издательства TATLIN уже был опыт репринтного издания журнала «СА», редактором которого был выдающийся советский архитектор Моисей Гинзбург. По итогам оцифровки журнала «Архитектура СССР» мы планируем организовать выставку и издать монографию, посвященную истории этого журнала.

— У каждого редкого издания есть своя история — помните ли вы, с какой книги или журнала начала складываться ваша коллекция? И продолжает ли она расти и пополняться?

— Я не коллекционер. Если говорить про мою личную библиотеку, то раньше журналов у меня было куда больше, чем сейчас. Например, когда я ходил в художественную школу, то мечтал стать дизайнером, поэтому родители выписывали мне сразу несколько журналов — сначала «Юный художник», потом «Декоративное искусство», «Художник», «Техническая эстетика». Наверное, если бы во мне текла коллекционерская кровь, то все бы это я сохранил — теперь уже как библиотекарь кусаю локти, что недооценил свое богатство. 

— Хорошо, тогда расскажите о самых неожиданных приобретениях.

— «Барельефы кремлевского дворца». Уникальное издание 1860 года. Оно представляет собой подборку настоящих фотокопий, приклеенных на бумагу, как на паспарту. Меня поразило издание и своим исполнением, и темой, но еще больше поразил факт того, что нашелся человек, который взял со своей полки это издание, отдал его нам и взамен попросил один из наших журналов. 

У нас в коллекции есть самые разные книжки — прижизненное издание стихов Владимира Маяковского, например. Оно тоже появиться в библиотеке TATLIN. А почему бы и нет? 

Во-первых, Татлин был знаком с Маяковским, во-вторых, кроме архитектуры в мире есть еще много чего интересного. Наверное, это не совсем правильно с точки зрения маркетинга, как и многое из того, что мы делаем. Но мне кажется, что если какой-нибудь архитектор-архитектор, одетый, как и полагается, во все черное, зайдет на наш сайт и внезапно увидит, к примеру, оцифрованную версию книги «Сказка о царе Салтане…», проиллюстрированную и изданную еще при жизни Васнецова, в его голове что-нибудь перевернется и он сделает фасад, отличный от всех, что делались им прежде. На мой взгляд, чем шире полки нашей библиотеки, тем лучше. 

— Когда на сайте, предположим, будут выложены все коллекционные издания — библиотека перестанет наполняться и останется «проектом в себе»?

— Надеюсь к тому времени у нас появятся почитатели, последователи, конкуренты. Жизнь непредсказуемая штука. Возможно мы станем частью какого-то глобального ресурса, а, возможно, и сами обретем глобальный масштаб. Не стоит загадывать. Пока что мы хотим отдать то, что имеем. Пользуйтесь на здоровье!

Подписка на журнал
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: