Новая жизнь библиотеки

Библиотеки давно перестали быть местом, порожденным тотальной тишиной и повиновением, однако далеко не каждый готов отказаться от восприятия этой модели. Читальные залы теперь многими используются в качестве коворкингов, холлы стали местом встреч, а коридоры превращаются в многофункциональные выставочные пространства — со сценой, грамотно выстроенными освещением и звуком. Но для того, чтобы библиотеки перестали ассоциироваться с благоговейным страхом перед неподъемным грузом знаний, мало предоставить свободный доступ к интернету и электронному каталогу — реновация библиотек претендует на создание совершенно новых общественных центров на базе привычных мест. Арсений Леонович, основатель и главный архитектор бюро PANACOM, поделился с TATLIN собственным опытом модернизации библиотеки и рассуждениями о том, зачем читальные залы должны быть узнаваемыми. 

— С библиотеками связано не только ваше профессиональное портфолио, они — часть биографии. Можете рассказать подробнее?

— Большинство моих первых детских воспоминаний связано с библиотеками — пыльные скрипящие стеллажи, деревянный, крашеный суриком пол, множество полок, стопки книг — образы, впитанные мною с раннего детства. Многие не знают, как в библиотеках выглядят хранилища книг, кладовки, резательные станки, переплетные мастерские, а мне эта тема близка и понятна. В 1967 году в Дубне, где я родился, появилось роскошное модернистское здание, спроектированное болгарскими архитекторами. Здание имеет несколько этажей, огромные витражи в пол, два озелененных патио с деревьями и фонтанами для посетителей детского и взрослого читальных залов. Этой библиотекой имени первого директора Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) Дмитрия Ивановича Блохинцева руководит моя мама. Посетителями библиотеки в разные годы были удивительно интересные и яркие люди, ученые, академики, поэты. Здесь встречались, обменивались мнениями А.М. Балдин, Ю.Ч. Ким, Д.И. Блохинцев, А.Н. Сисакян, В.Д. Кадашевский, Г.В. Трубников, выступали Р.Ф. Казакова, В.Ф. Боков, Л.М. Жариков, В.В. Медведев.

Универсальная библиотека ОИЯИ им. Д. И. Блохинцева 

Но с годами, не теряя обаяния и модернистского шарма, здание библиотеки ветшало. Молодые горожане начали искать возможность наполнить объем новыми смыслами. Пространство трансформировалось в стихийный «Дом культуры», появилась импровизированная сцена, люди приносили сюда мебель, настольные игры, ковры для утренней гимнастики. Тогда стало очевидно, что не только само помещение читального зала, но и остальные пространства библиотеки требуют качественного перепрограммирования.

— Получается, сами жители заинтересовались «Блохинкой»? Сформировался круг людей, готовых искать целесообразные решения для обновлений и самим в нем участвовать?   

— Именно. Вместе с активными членами городского сообщества своими силами мы приступили к реновации пространства. Разобрали провисший потолок — увеличив, таким образом, кубатуру, утеплили окна, покрасили открывшиеся балки на потолке, крепежные элементы приспособили для сотни модных современных светильников, установили столы-трансформеры Combo моего дизайна. В целом, скромными средствами нам удалось преобразить помещения, которые стали точкой активности горожан и центром генерации разнообразных досуговых инициатив. Теперь в библиотеке появились лекторий и сцена, пространство стало местом проведения международных литературных событий, здесь проходят вечера пересказов литературных произведений «Курилка Гутенберга», лекции, регулярно организуются мероприятия формата Pecha Kucha, джазовые вечера, показы кинофильмов.

Читальный зал в библиотеке им. Блохинцева до реконструкции

Мы в бюро Panacom разработали фирменный стиль, бренд-бук, на манер «Ленинки» и «Достоевки» закрепили за библиотекой имя «Блохинка». Благодаря поддержке учебно-научного центра Объединенного института ядерных исследований на втором этаже библиотеки вместо разношерстных арендаторов открылся «Клуб Творческих Инициатив», а представители города и области регулярно приезжают сюда и перенимают опыт нашего комплексного подхода к реновации такого рода объектов.

— В 2016 году в рамках проекта «Перезагрузка библиотек Подмосковья» был объявлен конкурс на разработку дизайн-проектов. Естественно, вы принять в нем участие.

— Мы вошли в шорт-лист в числе восьми команд с проектами, которые предполагали самые разнообразные решения и концепции. Разработали для конкурса дизайн-код, набор готовых решений, адаптированный под помещения библиотек. Мы создали простую в изготовлении систему мебели и звукоизоляционных панелей, которые можно интегрировать в пространства совершенно разного масштаба (S, M, L, XL), универсальную матрицу или платформу для любой локации. По сути, это конструктор, «Lego для библиотек» с возможностью репликации разных модулей. Мы не стали задумываться о бетоне и кирпиче — об инвестициях в дорогостоящие решения. 

Мы за то, чтобы развивать индустрию отечественного промышленного дизайна, продвигать простые и компактные решения, где столы не закрепляются, а складываются, где стулья вешаются на стены, и читальные залы без труда превращаются в йога-классы или лектории. 

И при этом наша концепция также учитывает кофе-поинты, принт-зоны, ксерокс-группы и обязательные пространства для детей. Я считаю, что в районных библиотеках нужны не наливные полы и стойки рецепции из оргстекла, а многофункциональные, недорогие prefabricated-решения и, главное, качественная акустика.

— В настоящее время под реновацией часто понимается привнесение интерактивных функций. Возьмем для примера библиотеку в общем представлении — часто реновация приводит не просто к большей открытости, повышению уровня комфорта и расширению привычных для библиотеки функций, а к притоку людей, которым библиотека как укромное место для чтения или научной работы вовсе не нужно, они используют его как коворкинг. Видите ли вы в этом определенную проблему?

— В этом нет проблемы, в этом как раз кроется цель реновации библиотек: посредством расширения функционала запустить механизмы притяжения горожан к объекту. А суть библиотеки как места для чтения и работы с книгой никто не отменял. В конце апреля, побывав на крупнейшем мебельном салоне в Италии, я обратил внимание, что до 40% всей существующей индустрии мебели — это, по сути, мебель для книг: полки, стеллажи, модульные системы. Как ни парадоксально, но используя высокие технологии и гаджеты, мы высвобождаем больше времени, в том числе, для чтения. В домах и квартирах по-прежнему можно встретить и энциклопедию Брокгауза, и коллекционные подборки комиксов «Звездных войн». 

Читальный зал после реконструкции 

Люди не разучились и не разучатся перелистывать бумажные страницы, не откажутся от «собирательства», будут искать, покупать и ждать выхода новых изданий. Осязание букв, иллюстраций, толщины и качества бумаги, звуки шелеста страниц останутся желанными, невзирая на то, что при входе в читальный зал вас встретит интерактивная стена с возможностью навигации по тегам и фразам, со встроенным искусственным интеллектом, который считывает желания и настроение и предложит необходимое. Печатное слово, книга как носитель информации не исчезает, она просто становится в ряд. Современному городскому человеку необходимо разнообразие возможностей для качественного досуга и образования. 

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: