Пансионат «Сосновая роща»

    • Архитекторы
      И. Чернявский, И. Попов, А. Косицин (стадия «проект»), В. Логвинов, Б. Кожушаный, А. Сикстель, Ю. Сафарян
    • Конструкторы
      В. Саламатин, коллектив инженеров ВПЭКТИ Армянской ССР: С. Хахназарян, Р. Саакян, А. Саакян
    • Начало проектирования
      1976
    • Окончание строительства
      1980
    • Адрес
      Россия, Краснодарский край, Геленджик, ул. Луначарского, 166

Спальные корпуса пансионата «Сосновая роща» на 330 мест это единственный проект архитектора Ильи Чернявского, реализованный (частично) в южных районах в содружестве с пионерами внедрения метода подъёма перекрытий — инженерами ВПЭКТИ Армянской ССР. Проектирование и строительство велось по программе ВЦСПС, предусматривавшей широкое внедрение этого метода в строительство курортных зданий.

Проектом комплекса предусматривалось строительство трёх спальных корпусов, между которыми располагался ландшафтный парк — «сад камней» с системой искусственных водоёмов и водопадов, окружённый подпорными стенами, а также шестигранное здание клуба, соединённое в цоколе с ранее построенным зданием столовой. Осуществлено только строительство двух спальных корпусов, между которыми впоследствии устроены открытые плавательные бассейны.

Развертка фасадов

В отличие от корпусов в посёлке Лазаревском, здесь стены корпусов запроектированы «ступенями» под углом 45 градусов к плоскости фасадов, что дало возможность открыть виды в сторону моря, на запад — юго-восток, практически из всех номеров пансионата. Одна стена номера, ориентированная на север, была сделана глухой с неоткрывающейся фрамугой, а другая, южная — с витражом от пола до потолка, что обеспечивало одновременно открытие на природу, зрительную изоляцию от соседних номеров и защиту от характерных для этих мест холодных северных ветров «Бора».

Планы первого и типового этажей

Общий вид (макет) и процесс строительства

Три ядра жёсткости с лестницами и лифтами поднимаются выше эксплуатируемой крыши корпусов, которую предполагалось активно озеленить и оборудовать под солярии с фитнес-барами (не реализовано). Для защиты от ветров над крышей поднимаются ветрозащитные стенки, которые вместе с ядрами жёсткости и террасами на последнем этаже дают сложный выразительный силуэт; острые углы основного объёма с «подрезкой» на первых трёх этажах придают зданиям сходство с многопалубным пароходом, плывущим над сосновой рощей. Морская тема, усиливалась полупрозрачным щитом створа маяка, установленным над ядром одного из корпусов.

Общий вид. Фото начала 1980-х годов

Виктор Логвиновархитектор«Метод подъёма перекрытий давал уникальную возможность осуществить практически любую форму плана при условии, что здание должно было быть максимально симметричным, а в геометрическом центре здания должны располагаться мощные ядра жёсткости. Продолжая идеи эскизного проекта санаторного комплекса «Лазаревский», для спальных корпусов в Геленджике была выбрана треугольная форма плана, однако острым углом треугольник был направлен не в сторону моря, а в противоположную сторону — к горам».

Первый этаж в обоих корпусах поднят на опоры, что, в сочетании с глухими объёмами обслуживающих помещений, вынесенными за контур основного объёма, создавало сложную композицию перетекающих остеклённых и открытых пространств под зданием. Эти, защищённые от ветра, солнца и дождя, пространства под объёмами зданий на уровне земли предполагалось озеленить и оборудовать для комфортного отдыха и общения на свежем воздухе. «Зелёная» тема продолжалась на фасадах здания, на которых предполагалось интенсивное вертикальное озеленение вьющимися растениями (не реализовано). Для этого ограждения лоджий из прутковой стали, были специально выгнуты в форме корзин для ящиков с растениями.

Общий вид. Фото начала 1980-х годов

Характерную для всех проектов Чернявского тему перетекающих пространств развивала система открытых лестниц, холлов и освещённых верхним светом атриумов между ядрами жёсткости, в которых тоже предполагалась посадка растений в специально сделанных цветочницах на балкончиках атриума. В сложном, перетекающем внутреннем пространстве верхний свет сочетался с боковым освещением в торцах всех коридоров, так что идущий по ним человек всегда шёл на свет и видел природу за окнами.

Разрез

В здании применялись самые «престижные» материалы и передовые технологии своего времени. Витражи и каркасы панелей внешних стен были выполнены из анодированных «под бронзу» алюминиевых профилей, а для остекления полированным стеклом применялись стеклопакеты построечного изготовления. Глухие поверхности фасадов нижних этажей облицовывались плитами из армянского травертина. Глухие стены верхних этажей также должны были быть облицованы травертином, который был заменён (с целью экономии) на «литовскую штукатурку» с гранитной крошкой. Тонкие железобетонные панели ограждений лоджий отделывались той же гранитной крошкой, наклеенной на слой эпоксидного клея. В интерьерах корпусов в отделке стен и полов впервые в СССР применялся итальянский керамогранит разных цветов и рисунка.

Общий вид. Фото начала 1980-х годов

Этот экспериментальный проект должен был стать образцом, обеспечивающим самое широкое применение метода подъёма перекрытий в масштабных планах курортного строительства, прерванных Олимпиадой-1980, истощившей бюджет государства.

Виктор Логвиновархитектор«Несмотря на то что многие идеи не были реализованы, в этом проекте были применены практически все приёмы, которые через несколько десятилетий вошли в арсенал «зелёной архитектуры». Яркая образность решений, сложный силуэт и решения перетекающих внутренних пространств дают основание считать этот, к сожалению, незавершённый, комплекс одним из самых необычных произведений этого периода». 

Общий вид. Фото 1990-х годов

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: