Появление первых каменных мостов на Руси стало новым этапом развития подлинно русской школы мостостроения. TATLIN приводит статью из книги «Мосты и их архитектура», ставшей первой попыткой сбора и систематизации материалов на эту тему. На примере самых знаковых каменных мостов древнерусских княжеств автор размышляет об их функциональности и композиционной ценности в рамках городского ландшафта.
- Текст:Павел Викторович Щусев2 декабря 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Каменное строительство на Руси возникло очень рано и быстро достигло расцвета в Киеве, Новгороде, Владимире, Пскове и других городах. Искусство сооружения каменных сводов процветало в руках таких строителей, как новгородские мастера — Петр (первая половина XII века) и Петр Милонег (конец XII, начало XIII века), построивший подпорную каменную стенку у Выдубицкого монастыря в Киеве, полоцкий мастер Иоанн (XII век) и многие другие, чьи имена дошли до нас лишь частично. Однако, ввиду наличия богатых запасов дерева и невозможности строить во времена татарского нашествия постоянные мосты, которые враги могли бы использовать, все они сооружались из дерева, и первый каменный мост в окрепшем Московском государстве, освободившем Русь от татарского ига, появился лишь в начале XVI века.
Как раз в это время в Москве при Иване III велось большое каменное строительство, одной из задач которого было превращение Московского Кремля в первоклассную крепость. Над созданием этой крепости трудилось множество русских строителей, о которых мы очень мало знаем, так как летописные и вещественные материалы, могущие осветить их деятельность, еще ждут своих исследователей.
В архитектуре Кремля отразились: весь многовековый опыт предшествовавшего городского, крепостного и монастырского строительства древней Руси, глубокое знакомство наших мастеров с материалом, тонкое понимание тектоники и умение использовать местные и природные условия. Сооруженный по последнему слову тогдашней техники, омываемый с двух сторон реками Москвой и Неглинкой, отделенный от Красной площади рвом со шлюзами, наполнявшимися водой из прудов Неглинки, Кремль в окончательном виде действительно представлял первоклассную крепость того времени.
С применением тех же передовых методов техники построены перекинутые через Неглинку каменные мосты небольших пролетов, соединявшие входы в Кремль с ведущими к нему дорогами — улицами города. Лучше всего сохранился их облик на Годуновском плане Москвы.
Часть Годуновского плана Москвы (1598-1605 годов) с мостами: Троицким, Спасским, Воскресенским и Никольским.
Здесь мы видим два моста на Неглинке, протекавшей тогда на месте нынешнего Александровского сада. У Спасской и Никольской башен на Красной площади показано еще два небольших мостика. На берегу Москвы-реки находился арочный переход мостового типа, соединяющий Тайницкую башню с другой, входившей в состав внешней ограды Кремля.
Имеющиеся сведения о работах по реконструкции Неглинки, производившихся начиная с 1508 года, дают основание предположить, что раньше всех других мостов был построен Троицкий через Неглинку. Время его сооружения обычно относят к 1515–1516 годам. Сложенный, как и кремлевские стены, из кирпича, мост соединял шестью арочными пролетами Троицкие ворота с башней Кутафьей. Рядом с каменным, как видно на Годуновском плане, был расположен здесь и деревянный мост, возможно временный.
Нынешний свой облик Троицкий мост получил, вероятно, в XVII веке, когда перестраивались верха кремлевских башен. Он был связан с городом деревянной подъемной частью крепостного типа, которая при подъеме входила в нишу, сохранившуюся в стене башни Кутафьи до нашего времени. В конце XVIII века Неглинка вплоть до Троицкого моста оделась набережными, а в 1817–1823 годах эти набережные были разобраны, и Неглинка заключена в трубу диаметром 23 м. Поверх нее разбили сад, а местами сохранили правильные пруды.
Вероятно, тогда же к Троицкому мосту был пристроен съезд в сад. В 1900 году съезд был разобран, а Троицкий мост подвергся реставрации, после которой и получил тот вид, который он имеет сейчас.
Другой каменный мост на Неглинке — Воскресенский — располагался у Воскресенских ворот Китай-города и, как видно на плане, давал выход из города на Красную площадь близ нынешнего Исторического музея. Он имел длину около 44 м при ширине 10,5 м. Некоторые исследователи считали, что мост был построен одновременно с Троицким. Однако летописные данные дают основание приписывать сооружение Воскресенского моста более позднему времени, относя его к концу XVI века (около 1595 года). Это, в свою очередь, позволяет предполагать, что мост строил славный русский каменный «здатель» Федор Конь, работавший как раз тогда в Москве и Смоленске.
Воскресенский мост представлял собой кирпичное многопролетное сооружение, покрытое деревянной мостовой и застроенное по обеим сторонам двумя рядами рубленых бревенчатых лавок, как показано на выкопировке из Годуновского плана. Достоверность этого чертежа вполне подтверждается рисунком того времени, заимствованным из плана Москвы, составленного Мерианом, где в перспективе изображен вид моста и расположенных на нем деревянных строений, а также ворот, ведущих на Красную площадь. Приведенный на рисунке мост назывался Куретным, вероятно, в связи с производившейся на нем торговлей живностью (курами).
План Воскресенского моста и прудов на Неглинке
Вид Воскресенского моста в XVIII веке, когда деревянные лавки были уже убраны, представлен на акварели А. Васнецова. После заключения Неглинки в трубу он был засыпан. Не так давно при производстве земляных работ были обнаружены вполне сохранившиеся части засыпанного моста. Таким образом, остается надежда, что при дальнейших исследованиях удастся полностью восстановить архитектурный облик этого замечательного сооружения.
От Боровицких ворот через Неглинку на берег Москвы-реки вел третий каменный мост. Определить время его постройки и установить характер конструкций пока нет возможности, но ясно, что он, как и Троицкий, располагался на сплошном уклоне. Больше сведений мы находим о мостах, которые вели из Кремля на Красную площадь через наполненный водой крепостной ров, прорытый вдоль кремлевской стены еще в начале XVI века и соединенный с Москвой-рекой и Неглинкой системой плотин и шлюзов.
Как показано на Годуновском плане, эти мосты располагались у Спасских и Никольских ворот и имели обычную для крепостей того времени деревянную подъемную конструкцию. Согласно правилам фортификации, им была придана небольшая косина в плане. На иконе, писанной знаменитым русским живописцем Симоном Ушаковым, они представлены в том виде, который получили в XVII веке после переделки верха Спасской башни (1668 год). В дальнейшем мосты были, вероятно, перестроены на каменные, ибо в таком виде рисует Спасский мост акварель Тишбейна, относящаяся к концу XVIII века. На картине А. Васнецова, изображающей вид Красной площади в конце XVII века, Спасский мост также показан каменным. После уничтожения рва были засыпаны и эти мосты.
Красная площадь и Спасский мост в конце XVII века на картине А. Васнецова (1925 год)
Если каменные мосты занимали видное положение в крепостном ансамбле Московского Кремля, то они, несомненно, должны были играть значительную роль и при сооружении других русских крепостей, например, Нижнего Новгорода, Пскова и т. д.
И действительно, о Дмитровских воротах Нижегородского Кремля, построенных в 1372–1374 годах и достраивавшихся в 1506 году, в писцовых книгах 1622 года говорится: «Да за городом перед воротами (Дмитровскими) башня отводная. А между ворот до отводныя башни мост каменный, а мосту вдоль ворот до отводныя башни 30 сажен». Этот мост пересекал крепостной ров и был, вероятно, потом вместе со рвом засыпан, как в Москве Воскресенский.
В начале XVI века каменные мосты появляются также в древнем Пскове, который вошел в это время в состав Московского государства. Икона Покрова сохранила нам превосходный вид Пскова, одной из сильнейших крепостей Европы того времени, выдержавшей до 26 осад. Кольцо стен крепости с их массивными башнями перерезано в двух местах рекой Псковой, протекающей через город. На иконе же показан наплавной «живой» мост через реку Великую.
В начале XVI века псковичи, большие мастера каменного дела, совсем закрыли доступ в город по реке Пскове, перегородив ее двумя каменными «водобежными воротами», в виде сводчатых отверстий для пропуска течения, запираемых с помощью решеток и цепей. Один из образцов таких падающих решеток хранится под Москвой в музее села Коломенского. Летопись отмечает устройство в Пскове «верхних и нижних решеток», имевшее место в 1537 году, словами: «А и стал Псков туто не бывала стена». Композиция водобежных ворот имеет чисто русский характер и прекрасно увязана с остальными частями крепостного ансамбля, который представлял Псков того времени.
Все сказанное дает право категорически утверждать, что уже в начале XVI века существовала и развивалась подлинно русская школа строительства каменных мостов.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: