Интерьер уральских крестьянских изб

На Урале сохранились интересные примеры русского деревянного зодчества, которые можно увидеть своими глазами — для этого всего лишь нужно отправиться в область, или открыть книгу. Особенности интерьера зависели от многих обстоятельств (мода, время, предпочтения хозяев), но при этом крестьянские избы сохраняли свои архитектурные закономерности существования. TATLIN приводит статью из книги «Русское деревянное зодчество Урала», в которой интерьеры рассматриваются как явление со своими особенностями и редкой спецификой. 

Наиболее полное представление об интерьере избы уральского крестьянина середины XVIII в. дают замечания исследователей хозяйственной деятельности Пермской губернии Х. Мозеля, Н. С. Попова и членов уральского общества любителей естествознания. «В избе пространство от порога почти до самой середины занимает русская печь; над дверями, около печи, устраиваются полати, под печью голбец, а подле печи шкапчик для посуды. От шкапчика до окошек делается длинная полка, на которую ставят посуду и другие вещи, а кругом избы, около стен, устраиваются лавки. Печи в избах делаются преимущественно битые из глины, прилаживая к ним чугунный шесток и железный дымоволок, а с потолка и на крышу выводят кирпичную трубу; в некоторых местах на крыше ставят железную или черепную трубу, покрывая ее большим бездонным горшком или корчагою. Окна как в избах, так и в горницах делаются стеклянные, створчатые и большей частью с форточками. 

Интерьер и конструкция пола избы в доме деревни Большой Сим Соликамского района

В зимнее время для избежания сырости стеклянные рамы вынимаются и заменяются высушенною брюшиною, а так как через последнюю ничего не видно, то в ней делаются небольшие дырочки, через которые и смотрят на улицу». К черной печи пристраивали из досок голбец, немного ниже печи для того, чтобы крышка его служила покоем для старых и малых и во время топки печи, как отмечал очевидец, «Полати составляют весьма нужное отделение дома, где обыкновенно, сидя, женщины зимою исправляют свои домашние работы, то есть прядут, шьют... когда на полу будет холодно. Залавок, делаемый при одной стене с печью, нужен для хранения в нем разной мелкой деревянной посуды и у кого есть медной. На полицы, устроенные подле всех стен, начиная от полатей, ставят горшки, дуплянки... «Подобные строения имели и заводские жители». «Во многих домах Ирбитского уезда бревна стен стесаны только до уровня полок, а выше полукружья не стесаны. Из полукруглых плах сделан потолочный накат на круглое бревно матицы. Широкие и толстые лавки опоясывали стены. Огромная глинобитная печь в углу, рядом голбец, который немного ниже печи и верхнего края деревянного карниза, что делалось обычно в курных избах. На кутной лавке рядом с печью — простейшей формы залавок, по существу, вторая полка, врубленная над скамейкой на одно бревно выше, а между ними сделана стенка и вставлена дверца». К сказанному надо добавить, что в Нижнем Тагиле и близ него глинобитные печи делали редко, чаще их складывали из обожженного кирпича больших размеров. Так, в старинном доме по улице Передовой, постройки XVIII в., печь была сложена из кирпича размером 18˟42 см.

Интерьер и конструкция пола избы в доме деревни Большой Сим Соликамского района

В едином внутреннем объеме избы огромная по размерам русская печь, расположенная в задней половине избы направо или налево от входа, образует функциональные жилые зоны, разделяя пространство на «углы»: «подпорожье» — место у дверей под полатями, настланными между печью и продольной стеной избы; «кутный угол», или «середа» для стряпни, куда выходит устье печи, обращенное к одному переднему окну, и возле печи «залавок» — шкафчик для посуды; «красный угол», в котором стоит стол и висит божница. «Красный угол» отделяется от «середы» занавеской или дощатой «заборкой». Вдоль степ врублены сплошные лавки — «мужская», «бабья», «красная с полками над ними». Если к этому добавить входную дверь с широкими досками, стенку голбца с дверкой в подполье, небольшие окна и фактуру стен, то получается большое количество элементов, от которых зависел интерьер избы.

В старинных избах Северного Прикамья печь, как правило, стояла при входе. Потолки  настланы из наката тщательно подобранных по толщине одинаковых небольшого диаметра (20—21 см) бревен. Бревна стен стесаны, но в углах оставлены нетронутыми. Пример дом — Т. С. Ваулиной в деревне Большой Сим Соликамского района. По натурным материалам обследований и сведениям старожилов эволюция интерьера в этом районе коснулась в основном устройства спуска в подполье.


Интерьер избы в доме Т. Ваулиной в деревне Большой Сим Соликамского района. Задняя и боковая стена. Обмеры

Первоначальный высокий  голбец, идущий вдоль печи у входной двери в избу, был заменен коробом — «западней» высотой 30 см от пола с задвижной крышкой. На западне спали. Затем голбец, или западня, был перенесен в пространство между печкой и продольной стеной избы (деревни Верх-Боровая, Сим), а на месте западни у входной двери вдоль печи стали ставить неподвижную лавку, на которой также спали. 

Прием устройства между печкой и продольной стеной избы западни с лестницей в подклет или и полуподвальный этаж широко применялся в средней полосе Урала, даже в городах, например, в уцелевших избах района Гольянка в Нижнем Тагиле. В ХIХ  начале ХХ в. сильное изменение интерьера происходило на Среднем Урале. 

Обычным явлением стало уже ранее намечавшееся разделение «чистой половины» и хозяйственного угла (кухни). Часто печь стала переноситься из традиционного угла на середину избы устьем к боковым окнам или к задней стене — к входу в избу, что обеспечивало большую изоляцию чистой половины и позволяло выделить дощатыми перегородками несколько комнат. Такое переустройство потребовало дополнительных окон, но три но-прежнему остались на главном фасаде. В 1900-х годах усложненная планировка появилась не только в новых домах, но и в реконструируемых старых.

План избы в доме Т. Ваулиной в деревне Большой Сим Соликамского района

Особого внимания в интерьере уральской крестьянской избы заслуживают росписи. Из письменных источников исследователей (И. В. Маковецкого, Х. Мозеля, Н.С. Попова и др.) по воспоминаниям старожилов и натурным обследованиям можно с полным основанием говорить о широком распространении росписи в Северном Прикамье и на Среднем Урале во второй половине ХIХ — начала ХХ в. Так, в Тюменском уезде в 1865 г. были зафиксированы расписные дома, которые снаружи и внутри «окрашены голубою, белою или другою какою краскою». В 1866 г. в Кирчинской слободе встречалась роспись «во многих домах зажиточных крестьян». В росписи были изображены лошади, петухи, солдаты, «какие-то непонятные звери и птицы». Авторами были «тюменские красильщики или маляры, считающие себя художниками». Малярный промысел, как видно, уже тогда был массовым, Маляры работали в Ирбитском, Шадринском, Тюменском, Камышловском, а также в других уездах. В Туринске в ХVIII — первой половине ХХ в. сложился живописный промысел, и его живописцы и иконописцы известны были по всей Западной Сибири.

Издавна на Среднем Урале «в старинных деревянных домах стены стоят или голые, или выкрашены масляной краской с разными фантастическими цветами, так же раскрашивается и потолок». В простенках изображались вазоны с кустами — «сады» с белыми птицами, похожими на гусей, синими и коричневыми петушками. На потолках рисовались круги из цветов и группы цветов в углах. Особенно старательно украшали печь, ее деревянные части. Расписывали припечной брус, подшесточную доску, дверь и стенку голбца.

Полати, залавок, столбушку у печи окрашивали голубым, или оранжевым, или светло-зеленым цветом и расписывали растительным орнаментом. Узкие и длинные элементы конструкций (брус полатей, матицы, полки) разрисовывали бегущими побегами. Сине-голубыми делали обрамления (косяки дверей и окон). Выделялись красные полосы лавок.

Особенностью декоративной росписи в интерьерах уральских изб является ее синтез с архитектурой. Роспись способствовала выделению конструктивных частей и функциональному членению интерьера.

В росписи были растительные мотивы, включавшие изображения людей, птиц и зверей (кони, львы), выполненные небольшим набором цветов красок на ярких цветовых фонах: оранжево-красных, голубо-синих, зеленых, охристо-белых. Растительные мотивы — листья, цветы, ягоды группируются в «гирлянды», «букеты», «ветки», «кусты», «сады». Заслуживает большего внимания связь росписи в интерьере и предметах быта.

Фото-альбом: роспись

Несмотря на упадок этого вида декора к середине ХХ в., любовь к росписи как украшению интерьера и наружного вида дома сохранилась в некоторых деревнях на Урале и сейчас. В селениях Алапаевского района, расположенных по рекам Реж, Нейва, Тагил, обнаружено много домов с полностью или частично сохранившейся росписью. Много домов с росписями сохранилось в Туринском районе. Росписи в интерьере есть в старинных домах деревень Северного Прикамья. Некоторые расписные детали интерьеров домов из близлежащего района для сохранности перевезены в краеведческий музей Соликамска.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: