Рейшер в Сибири
- Текст:Иван Атапин24 мая 2022
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Эта история началась осенью 1921 года, когда 19-летний Моисей Рейшер — уроженец южноуральского городка Троицка — решил уехать в далёкий сибирский Томск, где собирался стать врачом. Как это часто случается, судьба распорядилась иначе. Поступив на медицинский факультет Томского университета, Рейшер понял, что эта стезя совсем расходится с его стремлениями. В скором времени он перевёлся на архитектурное отделение инженерно-строительного факультета Томского (с 1925 года — Сибирского) технологического института (ТТИ-СТИ). Это был ведущий центр архитектурного образования в Урало-Сибирском регионе. Преподавателями Рейшера стали наиболее востребованные сибирские зодчие: Константин Лыгин и Андрей Крячков.
Начало 1920-х годов — очень тяжёлое время для томских студентов, но Моисею Рейшеру удалось справиться с бытовыми невзгодами. Он завязал знакомства с коллегами по архитектурному отделению: Владимиром Смирновым, Петром Осиповым, Вениамином Мурычевым. Студенты скооперировались и сняли жильё в деревянном доме на берегу речки Ушайки. Там же жила семья будущей невесты Моисея Рейшера Зои Григорьевны.
Главный корпус Томского технологического института
Советское архитектурное образование 1920-х годов — тема, которая до сих пор остаётся слабо изученной, однако на примере творческого пути Моисея Рейшера мы имеем возможность проследить её метаморфозы. В начале 1920-х годов на инженерно-строительном факультете Томского технологического института сохранялись традиции дореволюционной архитектурной школы, представителями которой были профессора Крячков и Лыгин. Учебный план не подвергался коренным изменениям: студенты изучали проектирование в рамках исторических стилей, дипломники выполняли работы в духе египетского стиля и неоклассицизма. Но жизнь факультета нельзя было назвать консервативной и застывшей. Здесь в полной мере раскрылись возможности Рейшера не только как архитектора, но и как художника. Он стал заниматься в архитектурно-художественном кружке ТТИ, руководителем которого был Вадим Мизеров — талантливый художник-акварелист, ключевая фигура художественной жизни Томска 1920-х годов.
Мизеров окончил живописное и архитектурное отделения Казанской художественной школы, где учился у легендарного художника Николая Фешина. Впоследствии перебрался в Томск, преподавал в различных учебных заведениях и в собственной частной студии. С 1923 года Мизеров был преподавателем рисования на инженерно-строительном факультете ТТИ и по совместительству заведующим рисовального музея института. Он был прирождённым педагогом. Впрочем, некоторые из педагогических методов Мизерова были своеобразными: например, перед началом занятий он выбрасывал из палитр учеников чёрную и белую краски, объясняя это тем, что таких цветов не существует в природе.
Из воспоминаний Михаила Посохина, ученика Вадима Мизерова, ставшего в 1960–1980 годы главным архитектором Москвы:
Внешность у него [Мизерова] была именно такой, каким я представлял себе настоящего художника: крупные черты лица, удлинённые густые волосы, тёмная блуза в виде толстовки с большим бантом на шее и какая-то спокойная, с достоинством, постановка фигуры и выразительной головы.
Чрезвычайно важным
элементом обучения рисованию для Вадима Мизерова были отчётные выставки его
учеников. На одной из них экспонировались работы Моисея Рейшера, познавшего различные
акварельные техники благодаря Мизерову. Сохранилась фотодокументация выставки,
которая открылась 27 апреля 1924 года в главном корпусе ТТИ и стала
заметным событием художественной жизни Томска. В кадр попал и сам Рейшер — на переднем плане в эффектном длиннополом пальто. Стены помещения
плотно увешаны графическими и живописными работами, размещёнными в пять-шесть
рядов по вертикали. Представлены пейзажи, портреты, натюрморты, бытовой жанр.
Работ очень много — более 150. Известно, что эта выставка имела успех.
Моисей Рейшер в зале выставки 27 апреля 1924 года
Как и другие
студенты инженерно-строительного факультета СТИ, Моисей Рейшер проходил
производственные практики. Сначала техником-строителем на Качканарских золотых
рудниках (ныне Свердловская область), затем в столице Сибирского края — Новосибирске.
Там он участвовал в возведении крупных административно-деловых зданий Текстильсиндиката
и Сибкрайсоюза. Оба сооружения были спроектированы архитектором Андреем
Крячковым в формах рационалистического модерна. Восторженные отзывы о новых
зданиях публиковались на страницах региональной прессы, а газета «Советская
Сибирь» даже отметила, что они «могут быть украшением любого
западноевропейского города с вековой историей строительства». По воспоминаниям
Бориса Моисеевича Рейшера, его отец также принимал участие в сооружении
Сибревкомовского моста через реку Каменку в Новосибирске. Проект
железобетонного моста составил декан инженерно-строительного факультета СТИ
Ульянинский. Вне всякого сомнения, на новосибирских постройках Рейшер приобрёл
ценный опыт, который в дальнейшем использовал в дипломном проектировании.
Здание Сибкрайсоюза в Новосибирске
Об этом
периоде жизни Моисея Рейшера мы знаем не только из делопроизводственных
документов и воспоминаний сына, но также из неопубликованного литературного
опыта зодчего — автобиографического рассказа «Три рубля», в котором Рейшер
вполне достоверно и доходчиво рассказал о работе с архитектором Андреем Крячковым.
Рейшер пишет, что все значимые постройки Новосибирска — здания Госбанка,
Главпочтамта, Текстильсиндиката, Сибкрайсоюза и другие — проектировались Крячковым
совместно со студентами архитектурного отделения ТТИ. Зимой проектная работа
велась в томском особняке Крячкова, а летом — в его новосибирской резиденции. Так
студенты отрабатывали свою архитектурно-строительную практику. Эта любопытная
характеристика, дополняющая сухие архивные сведения, является одним из немногих
личных свидетельств о новосибирской архитектурной жизни 1920-х годов.
В июне 1926 года Моисей Рейшер окончил инженерно-строительный факультет Сибирского технологического института по архитектурной специальности, защитив как дипломную работу проект Народного дома просвещения — многофункционального здания, включавшего в себя элементы учебного заведения и дореволюционного народного дома. Проектирование велось по сложной программе, поэтому в состав Народного дома просвещения вошли актовый зал, несколько аудиторий, библиотека, научно-учебные лаборатории, кружковые комнаты (в том числе для кружка нового быта), кабинеты для занятий и гимнастический зал.
Главный фасад дипломного проекта Моисея Рейшера
Влияние Константина
Лыгина, научного руководителя Рейшера, заметно и в рациональном плане здания, и
в тщательной прорисовке деталей, и в высококачественном графическом исполнении
дипломной работы. Но в архитектурном отношении проект Народного дома
просвещения созвучен постройкам Андрея Крячкова в Новосибирске — Сибревкому, а
также зданиям Текстильсиндиката и Сибкрайсоюза, — в строительстве которых
Рейшер принимал непосредственное участие. К этим работам отсылают симметричная
композиция главного фасада, элементы декора, оформление парадного крыльца
обелисками (излюбленный приём Крячкова). Заметно, что это совсем не
конструктивистский проект, по которым широкому зрителю известно творчество
Рейшера. На нём лежит печать «старой», периферийной академической школы.
После окончания СТИ Моисей Рейшер успел жениться, отслужить в Красной армии и, наконец, переехать в бурно развивающийся Свердловск вслед за студенческими друзьями. Здесь он вошёл в состав Уральского отделения Объединения современных архитекторов, инициаторами создания которого были однокурсники Рейшера и коллеги по архитектурно-художественному кружку в Томске. В конце 1920-х годов на передний план вышла эстетика конструктивизма, а традиционная крячковская архитектура осталась позади. Рейшер стал одним из ведущих конструктивистов Урало-Сибирского региона. Но это уже совсем другая история.
- Фото и иллюстрации:предоставлены Иваном Атапиным
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: