Группа приёмов, основанных на моделировании освещения, включает в себя различные способы трансформации характеристик светового потока. Здесь речь идёт не об изменениях, зависящих от суточного движения солнца или воздействия окружающей среды, а о сознательном изменении свойств естественного освещения архитектором. Моделирование качества освещения, как правило, происходит вследствие взаимодействия солнечных лучей с каким-либо материалом. Таким образом, характеристики естественного света становятся напрямую зависимы от способности материала отражать, пропускать и поглощать солнечные лучи. TATLIN приводит статью из «Светопространства», книги, посвященной исследованию роли естественного света в современной архитектуре.
Работа с естественным светом
- Текст:Виталий Самогоров, Рената Насыбуллина22 июня 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Коэффициент отражения (ρ) говорит о способности материала
отражать свет. Различают три вида отражений: зеркальное, диффузное, смешанное.
В одном из интервью Стивен Холл, говоря об элементах среды, обогащающих
восприятие архитектуры, отмечает, что «внимание к феноменологическим качествам
трансформации света сквозь отражения в материалах может представлять собой
инструмент поэтизации пространств и возможности достигать самых волнующих
ощущений». Отражённый естественный свет обладает набором уникальных свойств:
отражения способны создавать иллюзию лёгкости форм, регулировать освещённость,
умножать и расширять границы пространства.
Взаимодействие света и светопропускающего материала
Одним из примеров применения эффекта отражения для наполнения архитектуры новыми образами является смотровая площадка Sight Apparatus, построенная по проекту бюро Carl-Viggo Hølmebakk. Объект представляет собой раму, в которую вмонтированы две стеклянные поверхности, фокусирующие, отражающие и преломляющие окружающий ландшафт. По словам архитекторов, эта инсталляция — попытка создать объект, который способствует переосмыслению границ и отношений между архитектурой и природой.
Отражение. 1 — зеркальное отражение, 2 — диффузное отражение, 3 — направленно-рассеянное отражение
В роли материалов, отражающих естественный свет, могут выступать зеркало и стекло, полированный металл, полимеры, натуральный и искусственный камень. Кроме того, в качестве материала, отражающего свет, может выступать вода, которая начинает играть всё более важную роль в формировании атмосферы пространства и понимается уже не только как элемент контекста, но и как полноправный материал архитектуры. Одним из примеров подобного подхода является мечеть Al-Irsyad, построенная по проекту мастерской Urbane. Пространство молельного зала ориентировано на большой оконный проём с льющимся из него потоком света, который отражаясь от воды создаёт каустический узор на потолке.
Мечеть Al-Irsyad. Urbane
Коэффициент пропускания (τ) выражает способность материала пропускать свет. Существует три вида пропускания: прозрачное, диффузное, смешанное. Коэффициент поглощения (α) говорит о способности материала уменьшать интенсивность света посредством преобразования его в другие виды энергии. В роли «фильтра», частично поглощающего естественный свет, может выступать вода в различных агрегатных состояниях, матовое, цветное или искривлённое стекло, ткань, полимерные материалы или камень. Так, к примеру, Джон Поусон, реконструируя церковь Св. Мориса, заменяет витражи в оконных проёмах листами оникса. Таким образом архитектор создаёт туман рассеянного света, в котором явственно предстает абсолютно гладкая фактура сводов церкви.
Ещё один объект, в котором акцент делается на свойстве материала пропускать солнечные лучи — Casa Brutale, созданный архитектурным бюро OPA. Авторы врезают объект в обрывистый берег Эгейского моря, превращая крышу здания в бассейн со стеклянным дном, сквозь который внутрь дома попадают солнечные лучи. Внутреннее пространство объекта заполняется контрастными бликами и тенями, находящимися в постоянном движении.
Пропускание. 1 — направленное пропускание, 2 — диффузное пропускание, 3 — направленно-рассеянное пропускание
Отдельно нужно упомянуть, что естественный свет проходя сквозь различные фильтры не только изменяет свои качественные характеристики, но и выявляет природные особенности материала. Так, Clavel Arquitectos, авторы пантеона Nube, создали концепцию внутреннего пространства, основанную на взаимодействии естественного света и материала. Посетители попадают в среду, сформированную белыми ломаными плоскостями, где реальность теряется в абстрактной и нереальной атмосфере, заполняющей пространство. Считая, что склеп — это то место, которое должно быть максимально закрытым, архитекторы не предусматривают окон, запуская естественный свет через тонкие пластины оникса. Лучи яркого прямого южного солнца, проникая сквозь камень, выявляют структуру его переплетающихся прожилок.
Анализ роли моделирования естественного света в формировании архитектурно-художественного образа пространства сводится к рассмотрению моделирования качественных характеристик освещения: распределения света в пространстве и его спектрального состава, поскольку именно они позволяют создать образную составляющую световой среды.
Реконструкция церкови Святого Мориса. Джон Поусон
Наиболее существенное влияние на архитектурно-художественный образ здания оказывают следующие аспекты распределения света в пространстве: распределение яркости в поле зрения, насыщенность светом, контрастность освещения и направление световых потоков.
Распределение яркости в поле зрения зависит от распределения освещённости по поверхностям объектов. Говоря о яркости, необходимо упомянуть о понятии «светлота» — уровне зрительного ощущения, производимым яркостью. Это субъективная характеристика, которая зависит от условий наблюдения, яркостной адаптации, цветовых параметров и отражательных характеристик поверхностей, формирующих внутреннее пространство архитектурных объектов.
Насыщенность пространства светом влияет на впечатление, производимое интерьером. В зависимости от её уровня, атмосфера в помещении может варьироваться от торжественной и приподнятой до умиротворяющей и мрачной. Количественным критерием насыщенности пространства светом является цилиндрическая освещённость на уровне глаз человека.
Контрастность освещения и светотень играют существенную роль в формировании архитектурно-художественного образа здания. С помощью света, падающих и собственных теней усиливается и облегчается зрительное восприятие архитектурной формы, усложняется и обогащается архитектурное решение.
Распределение света в пространстве. Контрастность. 1 — выявление фактуры, 2 — рисунок света, 3 — выявление формы, 4 — контражур
Выявлены четыре основные группы приёмов, основанных на светотеневом контрасте: выявление формы, создание эффекта контражура, создание светотеневого узора, выявление фактуры материала.
Так, светотеневой контраст раскрывает пространственное решение часовни в Валлеасероне, запроектированной бюро S-M.A.O. Выявляя светом согнутые, как из оригами, треугольные плоскости, архитекторы формируют уникальные состояния интерьера, при этом образ здания трансформируется по мере движения солнца.
Ещё одним примером является жилой дом Apartment Building on Forsterstrasse, запроектированный Кристианом Керецем. Архитектор формирует жилое пространство с помощью массивных перегородок. Подсвечивая их естественным светом через сплошное остекление, он получает сложные перспективы из плоскостей разной степени освещённости.
Апартаменты на Форстерштрассе. Вена. Кристиан Керец
Свет, поступающий в пространство через проём, у которого длина во много раз превышает ширину, создаёт эффект контражура. Контраст яркой световой полосы и тёмного пространства вокруг создаёт ощущение замкнутости и защищённости, повышает ценность света. Архитектор Луис Кан, рассуждая о свойствах естественного освещения, утверждает: «Даже той комнате, которая должна быть тёмной, нужна хотя бы прорезь света, чтобы выявить, насколько она темна». Испанское бюро RCR использует подобный приём в винодельне Bell-Lloc. Вдохновившись образами винных погребов, архитекторы проектируют полуподземное сооружение, напоминающее по своей структуре променад. Расходящиеся полосы света, проникающего во внутреннее пространство через световые фонари сложной формы, «разрезают» темноту подземелья, создавая контраст, рождаемый узкими яркими «пластинами» света и мраком.
Винодельня Bell-Lloc. RCR
Высокая контрастность может быть создана при помощи перфорированных поверхностей. Примером, демонстрирующим реализацию этого приёма, является «Сарай», запроектированный архитектурным бюро «Проект Меганом» на фестивале «Архстояние». Объект представляет собой вариацию на тему традиционной деревенской архитектуры. В его крыше и стенах просверлено большое количество отверстий разного диаметра, через которые внутрь попадает естественный свет, превращая обычный сарай в «планетарий». Вдохновляющая атмосфера лёгкости и открытости достигается контрастом ярких точек света и полумрака внутреннего пространства объекта.
Солнечные лучи, проходя на своём пути закономерно чередующиеся препятствия, могут создавать на их поверхности контрастный рисунок света. Так, бюро mA-style Architects, проектируя индивидуальный жилой дом Light Walls House, столкнулось с проблемой тесной застройки, послужившей причиной равномерно низкого уровня освещённости среды с мрачной атмосферой. Запустив естественный свет через кровлю архитекторы не только добились мягкого равномерного качества света, заполняющего пространство, но и создали атмосферу лёгкости с помощью чередующихся полос света и тени: лучи солнца, встречающие на своём пути деревянные балки, создают ритмичный узор на стенах и полу.
Акира Сакамото в проекте Creo Hall поступает похожим образом, разрезая длинный коридор тонкими полосами света. Линии света, перпендикулярные основной оси движения, психологически влияют на скорость перемещения, заставляя человека двигаться медленнее, чтобы глубже прочувствовать атмосферу здания. Таким образом архитектор замедляет скорость движения в узком вытянутом пространстве, которое при отсутствии каких-либо сенсорных стимулов должно было бы «затягивать» посетителя.
Музей Сан-Тельмо. Nieto Sobejano Arquitectos
Падающие и собственные тени являются главным условием восприятия фактуры материала. В некоторых случаях выразительная фактура может произвести более сильное впечатление, чем форма предмета. Яркий пример создания атмосферы пространства фактурой, выявленной контрастом светотени, — Музей Moritzburg, запроектированный Nieto Sobejano Arquitectos. Проект представляет собой реконструкцию замка бывшего архиепископа Брандербурга в Галле. Сохранив разрушенные объёмы в руинированном состоянии, архитекторы проектируют новые пространства галереи, организуя перекрытия в виде световых фонарей с большим уклоном кровли. Уникальная атмосфера музея достигается эффектом противопоставления рельефных шероховатых каменных стен замка с контрастным распределением светотени и абсолютно гладких матовых поверхностей световых фонарей с мягким градиентом света, распространяющимся от светового проёма вглубь пространства.
Выявление фактуры материала естественным светом
Не меньший интерес для архитектурного проектирования представляет способность естественного света визуально трансформировать рельеф поверхности. К примеру, яркий прямой свет может сделать менее заметной текстуру гладкой поверхности, в то время как сходное освещение материала с ярко выраженной фактурой создаст контрастные тени и блики, утрирующие его рельефность. Мягкий рассеянный свет, напротив, минимизирует контраст света и тени, делая фактуру более сложной для восприятия. Тем не менее диффузное освещение, как правило, передаёт особенности материала более точно, в то время как высокий светотеневой контраст, создаваемый солнцем, может стать причиной иллюзорного искажения свойств материала. В частности, архитекторы бюро KHR, проектируя штаб-квартиру Bang & Olufsen, с помощью скрытого источника естественного освещения видоизменяют феноменологические характеристики бетона, холодно-стальной цвет которого приобретает бархатистые мягкие оттенки.
Существенное влияние на образ интерьера оказывает направление световых потоков. Направленный свет создаёт резкие светотеневые контрасты, делает очертания чёткими. При диффузном освещении, напротив, объекты теряют объёмность, а тени и очертания становятся более сглаженными.
Эффект диффузного естественного освещения достигается рассеиванием света. Проходя через оптически неоднородную среду, из-за дифракции, отражения и преломления на посторонних включениях световые волны начинают распространяться по различным направлениям. Пример применения рассеивания света — индивидуальный жилой дом Villa in the Forest, запроектированный Кадзуйо Седзимой. Объект представляет собой цилиндр, пространство которого разделено на частную зону (в центре) и зону студии (по периметру). Для того чтобы акцентировать функциональные различия зон, архитектор проектирует большие оконные проёмы в студии, раскрывающие пространство в среду, а в частную зону запускает верхний свет, фильтруемый матовыми композитными панелями. Такое решение делает личное пространство более уединённым, создавая в нём атмосферу лёгкости, свежести и спокойствия.
Схожий приём использовало архитектурное бюро Suppose Design Office в проекте жилого дома House of Tousuien. Длинная и узкая форма участка и плотно прилегающая окружающая застройка продиктовали не только форму дома, но и практически полное отсутствие окон. Окружённый с трёх сторон соседними зданиями дом полностью облицован листами поликарбоната. Полупрозрачные стены позволяют свету заполнять пространство со всех сторон. Мягкое диффузное освещение создаёт ощущение лучезарности и уюта.
House of Tousuienn. Suppose Design Office
Сформулировано шесть основных типов светопространства, основанных на направлениях световых потоков: направленный контрастный, направленный, избирательно направленный, переменный, отражённый, диффузный.
Распределение света в пространстве. Направление световых потоков
Широкий спектр возможностей открывает для архитектора использование светофильтров, изменяющих спектральный состав светового потока. Использование хроматического света — приём, широко применявшийся ещё в витражах готических соборов, — оказывает невероятно мощное воздействие на эмоции человека. Цветной свет, пронизывающий пространство, одухотворяет человека, создаёт ощущение возвышенности и торжественности, позволяет испытать чувство приобщения к трансцендентному. Марк Шагал, говоря о силе впечатления, производимого витражом, называет его «прозрачной перегородкой между своим сердцем и сердцевиной мироздания».
Выявлены четыре образа внутреннего пространства, определённых взаимодействием естественного света и оболочки здания. Это монохромное светопространство, которое создаётся белым естественным светом и монохромной внутренней оболочкой здания; хроматическое светопространство, когда хроматическая внутренняя оболочка архитектурного объекта освещается белым естественным светом; хроматическое светопространство формируется ахроматической оболочкой и естественным светом, пропущенным через цветные мембраны (стекло, пластик, материал); хроматическое светопространство, когда естественный свет проходит через цветные мембраны или отражается от цветных плоскостей и освещает хроматический интерьер.
Яркий пример светопространства, образ которого основан на изменении спектрального состава света — часовня Sweeney Chapel, построенная по проекту Эдварда Ларраби Барнса. В попытке передать ощущение божественного присутствия архитектор обратился к теме естественного света. В проёме, освещающем алтарь часовни, Барнс установил ячеистую конструкцию из цветных листов стекла. Отражённый, проходящий напрямую и через цветные фильтры свет, создаёт сложные пересечения цветовых полос, акцентирующих внимание на фокусной точке интерьера — алтаре.
Приём изменения спектрального состава естественного света применяют Vector Architects в проекте часовни Seashore. Естественный свет проникает в пространство сквозь узкое отверстие между двумя плоскостями кровли. Проходя сквозь цветные листы стекла, солнечные лучи создают рисунок на белой шероховатой поверхности стены часовни, рождая лёгкую, наполненную духовностью атмосферу сопричастности с божественным началом.
Отдельный интерес представляет приём, основанный на дисперсии
света, применённый художником Токуджином Йошиока в инсталляции Rainbow church.
Центральным элементом пространства стала 12-метровая стена из 500 хрустальных
призм, проходя через которые свет образует радужные полосы на белых стенах и
полу. Автор рассказывает, что был глубоко потрясён пространством, полным цвета
и света, которое создал Анри Матисс в часовне Розер, и поэтому попытался воплотить
её атмосферу в своём проекте, чтобы люди могли ощутить свет всеми органами
чувств.
Обложка — хроматические поверхности, ахроматический свет. Casa Barragan. Луис Барраган. Больше об использовании естественного света в архитектуре читайте в книге «Светопространство».
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: