Школа занимает особое место в жизни человека: там мы учимся, там же проходим социализацию и готовимся к будущему. Однако ещё школа для многих ассоциируется с однообразием и скукой. Во многом это связано с наследием советской типизации. Сегодня как никогда актуальны исследования и проекты создания комфортной среды для обучения. Не последнее место в этом занимает организация пространства. Архитектор бюро СХЕМА Андрей Свиридов рассказал нам о проекте реконструкции типовой школы в Гусь-Хрустальном, а также поделился своими мыслями о факторах, влияющих на архитектуру школы.
Пространство образования
- МестоГусь-Хрустальный, Владимирская область
- БюроСХЕМА
- Авторы проектаНаталия Орехова, Андрей Свиридов, Евдокия Бугреева, Ульяна Кравченко, Сукиасова Элина, Софья Добычина
- Текст:Андрей Свиридов, Наталия Орехова25 января 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Очевидно, что образовательная система, направленная на существование человека в условиях карьерной гонки и производственной эффективности, не может воспитать всесторонне развитую личность. Сегодня необходимо подготовить человека эмоционально, чтобы он был способен к эмпатии и коллективному взаимодействию, а также мог анализировать свои внутренние переживания. В этом плане школа и её пространство могут оказывать как благотворное, так и удручающее влияние.
Одной из крупных проблем типовых школ является отсутствие разнообразного досуга. Этот проект мы делали в рамках ежегодной интернатуры, среди задач которой как раз был анализ экспериментальных форматов пространства школы в разных точках мира для возможного решения этой проблемы. Для этого бюро познакомилось с методами преподавания и организации учебного процесса в экспериментальном городе Ауровиль (Индия), а также в сократических школах и школах Монтессори.
Сегодня основной тенденцией, которой следуют прогрессивные школы во всём мире, является именно воспитание человека, а не создание кассовой вычислительной машины. В этом заключается различие между школами в России и других странах. За рубежом активнее реагируют на индивидуальность каждого ученика, позволяя формировать свою программу обучения благодаря дополнительному образованию и гибкости в системе оценивания.
В вестибюле создаётся открытое светлое пространство, которое можно использовать как галерею детских рисунков
Школа, проект реконструкции которой мы создали, была разработана в прошлом веке, и её архитектура соответствует идеям того времени. С тех пор произошло множество изменений, современные дети уже не могут найти связь между такой типовой школой и окружающим миром. Нашим бюро была предпринята попытка наладить эту связь, используя существующую конструктивную структуру здания.
Если говорить о пространстве типовой российской школы, стоит отметить проектирование по принципу жёсткой сетки из практически идентичных ячеек. Мы предлагаем частично снять границы между пространствами отдыха и занятий и закольцевать маршруты перемещения учеников, убрав все тупики. Нашей основной задачей стало создание максимальной гибкости для трансформации пространства школы.
Проект реконструкции следует воспринимать как конструктор. Так, классы могут трансформироваться в зависимости от нужд конкретной дисциплины за счёт раздвижных перегородок. Коридоры же благодаря специальной мебели превращаются в место для отдыха, внеклассной работы и общения.
Варианты рассадки для разных типов занятий в различных по размеру кабинетах
Стена, отделяющая классы от коридоров, расширяется с целью создания микрозон для уединения, общения и хранения
В коридорах мы решили убрать перегородки между ними и классами, чтобы дать ощущение открытости учебного процесса. Также в коридорах предусмотрены ниши с установленными небольшими столами и стульями, за которыми можно заниматься. Пространство подоконников, на которых так любят сидеть школьники, планируется использовать как место хранения, тем самым освобождая часть складских помещений для других нужд.
Для мебели мы выбрали
простейший дизайн, в котором модуль может становиться стулом двух размеров (для
малышей и подростков) или вместе образовывать стол. Выбирая материалы, бюро отталкивалось от их бюджетности и
экологичности. Так, в проекте используются фанера, металл и натуральный
линолеум.
Расширенные коридоры вмещают множество модулей, которые могут собираться в группы
Разработка
фасада была связана с экономической нагрузкой: из-за затратности ремонта
было принято решение работать с тем, что есть, используя штукатурные заплатки,
которые закрывают трещины. Придавая им мягкие формы, можно превратить фасад в
живописное полотно, которое заполняется стихийно.
Из-за использования метода заплаток фасад может реконструироваться постепенно
Также в проекте мы сделали акцент на двор, куда выходят все коридорные окна школы. Используя его как центральное общественное пространство, во дворе можно проводить концерты, спортивные занятия и другие мероприятия.
Центральное общественное пространство школы, двор, облагораживается за счёт клумб с многолетними растениями и мягкого покрытия
Своим проектом мы хотели создать комфортное пространство для обучения, которое бы благоприятно влияло на учеников. Кроме того, реконструкция школы способна отразить современное социальное устройство таким образом, чтобы подготовить детей к их будущему.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: