Бизнес-кластер «Арма»

История Москвы последних полутора сотен лет неразрывно связана с промышленной застройкой, а последняя четверть века — c её реновацией. Среди всех реализованных проектов один стоит особняком. Это бывший газовый завод, известный сегодня как бизнес-кластер «Арма». Его пространство стало площадкой сложного пересечения сразу нескольких тем: отношения к дореволюционной краснокирпичной архитектуре, соседства с окружающими промышленными территориями. Мы публикуем фрагмент текста из журнала об этом кластере, больше — в печатной версии издания

Предыстория

История отношений архитектурной мастерской с районом Сыромятники началась задолго до работы над территорией «Армы». В 2005 году был выполнен проект реорганизации целого ряда участков бывших промышленных зон в этом районе. В состав проекта тогда вошли территории, соседствующие с «Армой» — «Винзавод», а также выходящие к набережной Яузы кластеры Artplay (бывший завод «Манометр») и «Плутон». Градостроительным замыслом были затронуты также территории, не входившие в зону разработки, но имевшие важное соседствующее расположение — усадьба графа А. К. Разумовского, территория Мосгаза (бывший газовый завод), стадион «Сокол» и, конечно, «Арма». Получилось так, что одним проектом было затронуто большое общее пространство, рассмотренное, как единый организм со своей исторической тканью и очень разнообразным контекстом. Первое знакомство к реализации не привело, но работа стала важным предварительным этапом погружения: был исследован градостроительный и историко-архитектурный потенциал Сыромятников, а некоторые из затронутых в проекте тем нашли затем своё продолжение в архитектурных и планировочных замыслах проекта реновации «Армы».

Газгольдеры

Самые примечательные объекты бывшего Московского газового завода — это узнаваемые издалека краснокирпичные газгольдеры. Выполнявшие одну из самых ответственных на производстве функций, они были построены в числе первых сооружений завода, уже позже территория обросла значительным количеством дополнительных корпусов и пристроек. Именно газгольдеры стали проводниками в новую жизнь после закрытия завода — арендаторы стихийно осваивали их внутренние пространства, подчиняя своей логике и функции. Для архитектурной мастерской проект реконструкции всего комплекса «Арма» также начался именно с газгольдеров — в 2011 году она была приглашена для консультации по вопросам реновации этих четырёх корпусов. Бессистемно застроенные внутренние пространства были очищены от позднейших наслоений, а затем архитекторами была предложена схема новых лестнично-лифтовых узлов, вокруг которых организовывались круглые в плане этажи. Решённые крупными отсеками с коммуникационным ядром по центру пространства получились просторными, а форма круга задала особое ощущение от внутреннего облика помещений. Ряд проектных решений заказчик комплекса принимал и выполнял самостоятельно, например, стеклянные надстройки последних этажей газгольдеров.

Мастерплан

Общий замысел реновации территории сложился из нескольких принципов: был выявлен ансамбль исторических корпусов, сохранены и усилены основные пешеходные оси — активный променад Нижнего Сусального переулка и южный проход, соединяющий «Арму» с Винзаводом и остальной частью Сыромятников. Центральную ось территории, перпендикулярную Нижнему Сусальному переулку, задумано было сделать полностью пешеходной, парадной. Затем из-за сложностей с разработкой транспортной схемы от этой идеи пришлось отказаться, но ось по-прежнему отчётливо считывается в общей композиции пространства.

Территорию завода разделили надвое: южная часть отдавалась реновации с организацией бизнес-кластера, а северную предполагалось освоить новыми корпусами апартаментов. Проектных команд также было две. После определения основных векторов движения исторические корпуса перешли в группу под руководством архитектора Владимира Лабутина, а проектированием новых зданий руководил архитектор Алексей Медведев.

Одним из важных решений для северной зоны стал пересмотр транспортной схемы. В неё была заложена возможность «сращивания» проектируемой территории с разрозненной тканью окружающих территорий газового завода, усадьбы и спортивного комплекса. Также нельзя не отметить один малоизвестный, но очень примечательный объект, расположенный в этой части территории — небольшой газгольдер, стоящий отдельно от прочих и спрятавшийся среди заводских построек. В итоге проект реновации северной части «Армы» реализован не был, в то время как южная зона претерпела значительные изменения.

Здесь, помимо работы с историческим ансамблем, было построено и несколько новых корпусов. Все они решены контекстуально, в балансе с существующими заводскими зданиями.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: