Промышленное предприятие в городской застройке

Промышленные предприятия занимают в среднем около трети городской территории, а в некоторых индустриальных городах, таких, как Магнитогорск, Ангарск и др., промышленные зоны равняются и даже превосходят по величине все остальные территории. В связи с этим важное значение приобретают вопросы архитектурно-художественного качества застройки как целых промышленных районов, так и отдельных промышленных предприятий и зданий.

Промышленные предприятия и в старых сложившихся городах, и в новых, и в проектируемых размещаются как на периферии селитебных зон, так и внутри жилых районов. В одних случаях объекты промышленной архитектуры выступают как полноправный и выразительный элемент пространственной композиции города, в других — промышленные здания и сооружения оказываются в явном противоречии с окружающей застройкой. Отечественная и зарубежная практика накопила большое число и положительных и отрицательных примеров, которые нуждаются в тщательном анализе.

Как обеспечить органичное включение производственных объемов в архитектурную ткань города? Где, по отношению к основным элементам города, целесообразно размещать промышленные предприятия и как их следует проектировать, чтобы максимально выявлялись выразительные черты промышленных объектов, чтобы улучшался облик наших городов? Рассмотрим некоторые из этих вопросов.

Размещение промышленных предприятий в городах, включение промышленных зданий наряду с жилыми и общественными в ансамбли улиц и городских площадей предъявляет определенные требования к промышленной застройке, к ее формированию и объемно-пространственной структуре. Так, традиционное зонирование территории, при котором по лицевой стороне застройки предприятия размещаются административно-бытовые здания и «чистые» производственные цехи, а по тыльной стороне железнодорожные пути, открытые склады и пр. (т. е. самые непривлекательные сооружения), в целом ряде градостроительных ситуаций становится недопустимым. В этом легко убедиться на примере Чебоксарского завода промышленных тракторов.

Продольными сторонами завод обращен на градостроительно важные магистрали — межгородскую магистраль Чебоксары — Новочебоксарск и подъездную магистраль со стороны жилого поселка. Исходя из данной ситуации требовалось сообразно зонировать территорию, чтобы иметь возможность выйти и на ту, и на другую магистраль архитектурно выразительными зданиями и сооружениями. Однако генплан завода решен традиционно (институт Гипротракторосельхозмаш), в результате на магистраль Чебоксары — Новочебоксарск— важнейшую транспортную артерию города и самого предприятия, завод обращен «тылами» с хаотической застройкой, образуемой такими сооружениями, как ацетиленовая станция, бункера горелой

В практике размещения промышленных предприятий в городах нередки случаи, когда промышленная застройка обозревается с разных сторон. На таблице 1 схематично показаны наиболее характерные местоположения предприятий по отношению к селитебной территории и городским магистралям и даны примеры удачного и неудачного (для конкретной градостроительной ситуации) зонирования промышленной территории. 

Таблица 1. Местоположение предприятия в городе и зонирование территории. 1 - зона производственных цехов; 2 - зона административно-бытовых зданий; 3 - транспортно-складская зона


При одностороннем примыкании промышленного предприятия к селитьбе вполне оправдано традиционное зонирование: первая зона — административно-бытовые здания, вторая — производственные корпуса, третья — инженерноскладские объекты. По такой схеме решены генпланы многих фабрик и заводов, в том числе хлопчатобумажного комбината в Барановичах, пищевого комплекса в Тольятти и станкостроительного завода в Сухиничах. На заводе в Сухиничах, например, первая от города зона занята небольшими бытовыми корпусами, столовой и инженерным комплексом с экспериментальным производством. Эти здания расположены на фоне производственных корпусов, составляющих вторую зону промплощадки. Все инженерные и складские здания и сооружения, а также железнодорожные пути находятся за производственными корпусами и со стороны жилых районов города не просматриваются.

Примерами неудачного зонирования являются территории кузнечнопрессового завода в Челябинске и промузла в Харькове, где к жилым районам города обращены не только административно-бытовые корпуса, но, к сожалению, и целый ряд инженерных и складских объектов, ухудшающих общий вид застройки.

В случае двустороннего примыкания промышленного предприятия к селитьбе или к городским магистралям, в его генплан и объемное решение должны быть введены соответствующие коррективы. Положительным примером зонирования промышленной территории, учитывающим обозрение застройки с двух противоположенных сторон, может служить комплекс пищевых предприятий (проект), приведенный в таблице 1. На обе городские магистрали выведены административно-бытовые здания, в глубине размещены производственные корпуса и между ними единый грузовой двор.

Интересным компоновочным решением для этой же градостроительной ситуации является комплекс заводов автотракторного электрооборудования (АТЭ) и гидроаппаратуры в Борисове. Площадки этих предприятий зонированы традиционно, но соединенные друг с другом «тылами», они образовали структуру, в которой маловыразительные сооружения (склады и др.) оказались в центре застройки, т. е. в удалении от магистралей и селитьбы. В результате появилась возможность устройства общей инженерно-складской зоны и вместе с тем выйти к селитебным районам административно-бытовыми зданиями.

К сожалению, таких примеров в отечественной практике еще мало. Чаще, несмотря на двустороннее примыкание города к промышленному предприятию, его территория зонируется традиционно. Подтверждением тому могут служить упомянутый выше Чебоксарский завод промышленных тракторов, а также пищевой комплекс в Барнауле.

При размещении промышленного предприятия на пересечении магистралей — двустороннее угловое примыкание к селитьбе, наиболее ответственными участками промышленной территории становятся ближайшие к магистралям зоны. Поэтому в них не должно быть маловыразительных объектов. В качестве удачного решения предприятия для такой градостроительной ситуации можно назвать швейную фабрику в г. Владимире. Угловое размещение вообще характерно для швейных предприятий, поэтому вопросы зонирования в них хорошо продуманы и отработаны: на одну магистраль обычно ориентируется административно-бытовое здание, на другую — производственный корпус; хозяйственный двор размещается в глубине территории. 

Завод холодильников в Минске. Архитекторы И. Бовт, М. Буйлова, А. Гончаров

В случаях, когда промышленный комплекс с трех или четырех сторон охвачен магистралями, что довольно часто встречается в градостроительной практике, требуется внимательно решить весь периметр застройки и соответственно зонировать территорию, как это сделано, например, в объемной композиции комплекса предприятий на Рубцовской набережной в Москве (заводы «Пищемаш», деревообрабатывающих станков и др.). Принятое здесь зонирование территории позволило компактные многоэтажные корпуса с выразительной пластикой и членениями обратить в сторону жилых кварталов и магистрали (въезд в город), а инженерно-складские сооружения сосредоточить во внутреннем дворе.

Положительными примерами пространственного решения предприятий при островном их размещении могут служить также прядильно-ткацкая фабрика им. Ногина в Ленинграде, комплекс пищевых предприятий в Геленджике, завод «Электросила» в Ленинграде, фабрика детской игрушки в Москве и некоторые другие. В каждом из них осуществлено так называемое ядерное зонирование: в центре размещаются инженерно-складские службы (хозяйственный двор), а по периметру — административно-бытовые здания и наиболее интересные производственные корпуса. К числу неудачных примеров следует отнести генпланы опытного завода «Красная Пресня», ряда пред-, приятий пищевой и легкой промышленности. Традиционное зонирование привело к тому, что жители прилегающих кварталов вынуждены постоянно наблюдать промышленные предприятия и их элементы с самых неприглядных сторон: со стороны подсобных территорий, открытых складов и железнодорожных путей, в то время как архитектурно-выразительные здания и сооружения оказываются вне поля зрения.

Правильное зонирование территории промышленного предприятия, конечно, не есть панацея от всех бед, однако нельзя и недооценивать его роль в создании хорошего архитектурного качества промышленной застройки. Зонирование, отвечающее не только функциональным требованиям, но и градостроительной ситуации — особенностям размещения, характеру окружения и условиям восприятия, — дает возможность вывести на важные городские магистрали наиболее ценные в архитектурном отношении объекты и максимально изолировать от восприятия маловыразительные здания и сооружения. 

Дом быта в Риге. Архитектор В. Римша

Город и его районы имеют характерный силуэт, объемно-пространственную структуру, определенное соотношение архитектурных масс и открытого пространства, малоэтажных зданий и вертикалей. Промышленная застройка отличается от застройки жилых и общественных зданий по размерам и пропорциям, по масштабу форм; выполняется из специфических индустриальных конструкций и материалов. Поэтому увязка промышленных зданий с городским окружением — трудная и ответственная задача.

Однако облик самих предприятий далеко не одинаков и имеет существенные различия. Так, «лицо» заводов среднего машиностроения и текстильных фабрик формируют низкие распластанные одноэтажные корпуса гигантской площади застройки. Облик пищевых предприятий и комплексов, напротив, представляет собой множество мелких, разнохарактерных зданий, разбросанных на значительной территории. И, наконец, есть большая группа предприятий, которые размещаются в многоэтажных зданиях, имеющих размеры, структуру и масштаб, аналогичные городским зданиям массового строительства, благодаря чему они могут свободно размещаться среди жилой застройки и органично увязываться с ней. К этой группе предприятий может быть отнесено большинство заводов приборостроения, электроники и радиопромышленности, швейные и обувные фабрики, предприятия кондитерской и хлебопекарной промышленности.

В таблице 2 на фоне наиболее характерных жилых зданий города показаны силуэты ряда предприятий среднего и точного машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Сопоставление промышленной и жилой застройки показывает, что одни предприятия имеют типично городскую многоэтажную застройку, другие же, напротив, выглядят среди жилых зданий чужеродным элементом (заводы среднего машиностроения, текстильные фабрики). Насколько желательно включение в селитебную зону городов одних предприятий (заводы приборостроения, электроники и т. п.), настолько это сегодня противопоказано в отношении других. Повышение этажности производственных зданий текстильных фабрик и заводов среднего машиностроения, укрупнение мелких зданий пищевой промышленности создадут условия для полноправного размещения этих предприятий в системе города, конечно, при соответствующем решении их архитектурного облика. 

Таблица 2. Соотношение промышленной и жилой застройки. А - предприятия среднего и точного машиностроения; Б - предприятия лёгкой промышленности; В - предприятия пищевой промышленности

Размещение и объемно-пластическая трактовка промышленных зданий тесно связаны с их строительными параметрами и ролью, которая им предназначена в ансамбле города. В тех случаях, когда промышленное предприятие в соответствии с местоположением и градостроительным замыслом выполняет роль композиционного ядра прилегающих зданий, то естественный крупный масштаб промышленных зданий не только не надо мельчить, но возможно следует его укрупнять. Если же производственным зданиям отводится более скромная роль — вписываться в уже сложившийся архитектурный ландшафт, не разрушая целостности и характера застройки, — необходимо проявить уважение к ее архитектуре, особенно к масштабу. Практика показывает, что единство масштаба группы зданий, разнящихся по величине и назначению,— наиболее легкий и гибкий способ их взаимосогласования.

В последние годы в связи с повышением этажности жилых зданий, а также применением в гражданских объектах крупноразмерных строительных конструкций, укрупнился масштаб городской застройки, особенно в новых городах и новых районах старых городов (т. е. как раз там, где в основном и размещаются новые промышленные предприятия). Этот факт требует от архитекторов промышленного профиля поисков путей укрупнения промышленной застройки, повышения ее этажности, а иногда и укрупнения архитектурного масштаба форм. Так при формировании комплекса пищевых предприятий в Останкино (Москва) были приняты специальные меры по укрупнению масштаба промышленных зданий, чтобы зрительно связать их с девятиэтажными жилыми домами противоположной стороны улицы. Успех достигнут благодаря уменьшению разрывов между производственными корпусами и соответствующей трактовке их фасадов.

Недавно на периферии столицы, у Московской кольцевой автомобильной дороги возник новый крупный комплекс интересных в архитектурном отношении производственных объектов «Хроматрон». По соседству с ним сооружается жилье, ряд общественных зданий и объектов бытового обслуживания населения. Примечательно, что ансамбль промышленного предприятия с двенадцатиэтажной башней лабораторно-производственных помещений не только не потерялся среди многоэтажных объектов гражданской архитектуры, но играет в застройке активную роль, оформляя въезд в Москву.

Другой пример. В Краснодаре на главной магистрали города в самой оживленной ее части, рядом с многоэтажной гостиницей «Кавказ», сооружается инженерно-лабораторный комплекс завода им. Калинина. Ритм многоэтажных корпусов, торцами выходящих на магистраль, и сама архитектура зданий, решенная на самом высоком профессиональном уровне, с использованием солнцезащитных козырьков и экранов, повышают выразительность облика магистрали и всего города. 

Инженерно-лабораторный комплекс завода им. Калинина в Краснодаре (проект). Архитекторы Г. Агранович, В. Кулиш, Н. Рыбакова

Несколько менее активную роль в городе играют фабрики и заводы легкой и пищевой промышленности. Компактные объемы многоэтажных швейных фабрик в ряде городов оживляют жилую застройку. В качестве удачного примера можно назвать швейную фабрику в Керчи; решенная с выразительной пластикой, она вскоре станет архитектурным акцентом городской магистрали. В Иваново комвольно-суконный комбинат формирует одну сторону важнейшей магистрали города. Высотные корпуса зданий административно-бытового назначения дополняют силуэт городской застройки.

Пищевые предприятия значительно реже других доминируют в застройке города. Примерами тому служат—кондитерская фабрика в Куйбышеве, крупные мясокомбинаты в Москве, Барнауле, Ташкенте и других городах. Активную роль пищевые предприятия могут осуществлять в основном в мелких городах, при малоэтажной застройке. Так, сыродельный завод в Угличе, представляющий собой сочетание низкого производственного здания и сравнительно небольших (пятиэтажных) зданий административно-бытового назначения, благодаря своим размерам, членениям и архитектурному масштабу доминирует в застройки.

Градостроительную роль многих других промышленных предприятий следует охарактеризовать как нейтральную. Например, в Бресте здания коврового комбината и чулочной фабрики размещены на красной линии застройки. Решенные в одном масштабе с прилегающими жилыми зданиями, они образуют единую пространственную структуру. Так же нейтрально по отношению к жилой застройке решен приведенный выше комплекс пищевых предприятий в Останкино.

Практика показывает, что наиболее важную, наиболее ответственную роль в облике города играют промышленные предприятия, решенные в крупном масштабе, с оригинальными формами, размещенные в многоэтажных зданиях, а также предприятия, имеющие в своем составе высотные объемы зданий инженерно-лабораторных помещений и конструкторских бюро. Многие действующие предприятия, например московские заводы им. Лихачева, «Динамо» и др., с постройкой многоэтажных инженерных корпусов активно влились в силуэт столицы и стали играть в нем заметную роль. 

Объединение мебельных предприятий "Вильнюс" в Вильнюсе. Архитекторы А. Баракаускас, Г. Контвайнене

Промышленные предприятия, не имеющие в своем составе столь ярких высотных доминант, выразительных зданий, оригинальных архитектурных и инженерных форм, имеют меньшую значимость в облике города, особенно крупного.

Размещая промышленное предприятие в городе, в системе его улиц и площадей, необходимо учитывать архитектурно-композиционные возможности промышленной застройки. Естественно, что самые выразительные промышленные объекты целесообразно размещать на наиболее ответственных участках города: на важнейших магистралях, вблизи транспортных пересечений, в излучине рек, на участках с высокими отметками рельефа, в композиционных центрах промышленной и жилой застройки. По эмоциональному воздействию архитектуры некоторые современные промышленные здания, особенно многоэтажные, лабораторно-производственные и инженерные корпуса, приближаются, а нередко и превосходят многие типы гражданских сооружений. Опыт Зеленограда показывает, что производственная застройка благодаря своим художественным достоинствам может оказывать существенное влияние на формирование облика даже общегородского центра, внося в него черты оригинальности и новизны.

Другие же предприятия, градостроительные возможности которых не столь велики (швейные фабрики, пищевые предприятия и некоторые заводы точного машиностроения), целесообразнее размещать на менее активных участках города: на магистралях местного значения, среди малоэтажной застройки и т. п.

До сих пор возможность размещения предприятий в городе и их местоположение в системе улиц и площадей определялись главным образом характером производства (наличие вредностей, потребность в железнодорожном транспорте и т. д.). Эстетические вопросы, влияние облика предприятия на силуэт города, на характер застройки не всегда принимались в расчет. В то время как рациональное размещение промышленных предприятий в планировочной структуре города и соответствующее объемно-пространственное решение промышленных зданий и сооружений раскрывают широкие возможности эстетического совершенствования городской среды.

Материал из книги:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: