Промышленные здания, сооружения и комплексы

Изменение направленности советской архитектуры в середине 1950-х годов определялось осознанной необходимостью, которая возникала в процессе развития самой архитектуры, в среде самих архитекторов, вызывая взаимную профессиональную критику. Именно с этого времени отсчитывается современный период развития советской архитектуры, связанный с интенсивным развитием индустриализации строительства, всего строительного производства, переходом на методы полносборного массового домостроения. Вопросы композиции и внешнего облика производственных комплексов ставятся наравне с вопросами качества строительных работ, материалов и изделий и решаются не на локальном, а всеобъемлющем уровне. Книгу «Современная советская архитектура» открывается раздел, рассказывающий об условиях, в которых был сложен новый тип энергетических сооружений, мы публикуем небольшой фрагмент этого раздела.  

С середины 1950-х годов как в технологии собственно промышленности, так и в строительстве промышленных зданий и сооружений все большее значение приобретало разностороннее использование новейших достижений отечественной и зарубежной науки, техники, сказывались начальные этапы развертывания современной научно-технической революции.

В июне 1955 г. Пленум ЦК КПСС обсудил вопрос «О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства» и указал, что важнейшей задачей в этой области является всемерное повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новейших высокопроизводительных станков, машин и аппаратов, постоянного совершенствования технологии производства, применения атомной энергии в мирных целях.

Развитие современной промышленности обусловлено не только наличием сырьевых ресурсов, но и ресурсов энергетических. Отсюда особая важность строительства энергетических сооружений, с рассмотрения которых мы и начнем данный раздел.

Программа сплошной электрификации страны в целом осуществлялась успешно. К 1965 г., например, были введены в строй электростанции, общая мощность которых более чем в 40 раз превосходила первоначальный план ГОЭЛРО. Строились мощные гидроэлектрические и тепловые станции. При этом была поставлена задача сооружать на многоводных реках такие гидроузлы, которые не только дают электрическую энергию, но и обеспечивают водой многообразные нужды народного хозяйства, способствуют орошению земель, развитию судоходства, рыбоводства и рыболовства, т.е. решают задачи комплексного использования ресурсов природы с учетом современных экологических требований. Пример такого подхода — строительство Волжско-Камского каскада гидроузлов. Появление в результате этого строительства крупных водохранилищ способствовало регулированию водного баланса Волги и Камы и орошению засушливых приволжских степей.

Архитекторы должны были решать сложные композиционные задачи создания ансамблей гидротехнических сооружений (машинных залов, плотин, шлюзов) в единстве с разнообразными ландшафтами. В 1950-1957 гг. была построена крупная станция каскада на Волге-Волжская ГЭС имени В. И. Ленина мощностью 2300 тыс. кВт (Л. Поляков — руководитель. А. Бельский. С. Би­рюков, Г. Васильев, С. Демидов, А. Ковалев, Е. Першанин, Р. Якубов, инженеры В. Марсов, И. Шахов и др.). В результате образовалось обширное Куйбышевское море протяженностью около 600 км. Волжская станция, вырабатывая мощный поток электроэнергии, имела также большое значение для регулирования подпора других гидростанций каскада, которые располагались ниже по течению Волги. По правому берегу гидроузел примыкает к г. Жигулевску, а по левому к г. Тольятти. Это обстоятельство было учтено авторами. В условиях открытого пространства акватории и живописного силуэта жигулевских возвышенностей композиция всех сооружений узла решена в крупных масштабах, сообщивших ансамблю единство и монументальность.

В начале 60-х годов была закончена еще более мощная Волжская ГЭС им. XXII съезда КПСС, расположенная неподалеку от Волгограда (Р. Якубов, А. Белов, А. Бельский, С. Бирюков, Г. Васильев, А. Горицкий, И. Митрофанов, Е. Першанин, В. Петров. Д. Тихонов, Л. Дятлов, инженеры В. Марсов, М. Тульчинский, Г. Иванов и др.). Это была восьмая ступень Волжского каскада. Комплекс сооружений ГЭС включает прямоугольный объем машинного зала длиной около 700 м с 22 турбинами, водосливную и земляную плотины длиной соответственно 725 и 3400 м, подстанции, судоходные шлюзы и рыбоход. Общая протяженность сооружений по напорному фронту составляет 5 км.

Схема Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций

В архитектуре всего комплекса доминирующее значение получило здание машинного зала. Его протяженный параллелепипед с метрическим построением фасада за счет вертикалей окон и солнцезащитных ребер лаконичен и выразителен. В архитектуре узла использованы художественные элементы: установлен монумент строителям у въезда на плотину и мозаичное панно у входа в здание.

В строительстве гидростанции им. XXII съезда КПСС широко применялись индустриальные методы. Здесь впервые в гидротехнике нашли применение легкие бетоны, армированное стекло, асбоцементные плиты, алюминий, пластики.

Строительство гидростанций Волжско-Камского каскада способствовало формированию новых обширных промышленных районов. Так. возведение ГЭС имени В. И. Ленина стимулировало формирование промышленного узла г. Тольятти с Волжским автозаводом и рядом кооперируемых с ним производств, а также новой промышленностью. Строительство ГЭС им. XXII съезда КПСС также сопровождалось формированием нового промышленного района с химическими и машино­строительными заводами и новым I. Волжским на левом берегу реки.

Одновременно с Волжско-Камским каскадом сооружался Днепровский каскад гидростанций. Помимо восстановления Днепрогэс вновь строились Каховская ГЭС (1951-1956 гг.), Кременчугская (1954-1962 гг.), Каневская (1961-1969 гг.). Киевская (1961-1969 гг.), Днепродзержинская (1956-1965 гг.). Строительство Днепровского каскада гидростанций имело важное значение для металлургической, химической, машиностроительной, угольной и рудной промышленности Украинской ССР. Кроме того, появление обширных водохранилищ позволило оросить засушливые, но плодородные земли юга Украины и севера Крымского полуострова путем создания Северо-Крымского канала, а также канала Днепр-Кривой Рог.

В 60-е годы важнейшим направлением социально-экономического развития страны стало промышленное освоение новых районов Западной и Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальне­го Востока со значительными запасами природных ресурсов. Решениями XXIV съезда КПСС (1971 г.) было предусмотрено огромное энергетическое строительство в качестве базы ускоренного промышленного освоения этих районов. Начало энергетического освоения гигантских сибирских рек было положено строительством Иркутской ГЭС (1950-1958 гг.) мощностью 600 тыс. кВт на р. Ангаре. Вслед за тем началось строительство следующих станций Ангарского каскада — Братской и Усть-Илимской, а также Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС на Енисее (Енисейский каскад).

Братская ГЭС 50-летия Великого Октября. 1955-1967 гг. Г. Орлов, Ю. Гамбург, В. Мовчан, Д. Морозов и др., мозаика Г. Опрышко. Общий вид гидроузла, схема плана машинного зала гидроэлектростанции, интерьер машинного зала; мозаичное панно в вестибюле центрального пульта управления. 1 - центральный пульт управления; 2 - монтажная площадка; 3 - машинный зал

Братская гидроэлектростанция им. 50-летия Великого Октября была построена в 1955-1967 гг. (Г. Орлов, Ю. Гумбург, В. Мовчан, Д. Морозов, В. Ваксман, Б. Рухлядев, А. Савич). Мощность станции 5 млн. кВт при годовой выработке 22,5 млрд. кВт. Это уникальный инженерно-архитектурный комплекс. Более чем пятикилометровая плотина перегородила течение Ангары близ Падунских порогов. Центральная бетонная ее часть при длине 1,5 км достигает высоты 126 м. Машинный зал расположен у основания плотины. По ее верху проходит автомагистраль, полотно которой поддерживают мощные пилоны, опирающиеся на наклонный массив плотины и образующие подобие гигантского венчающего карниза. Гигантские размеры сооружения и его могучий образ подчеркиваются архитектурными формами машинного зала. Лаконизм и мощь архитектуры органично сочетаются с величавостью сибирской природы.

Красноярская ГЭС имени 50-летия СССР (А. Горицкий, Г. Никулин; Ю. Григорьев, Л. Изьюров, А. Растокуев) мощностью 5 млн. кВт при годовой выработке 20 млрд. кВтч энергии была сооружена в 1955-1971 гг. При проектировании и строительстве станции пришлось решать особо сложные инженерные задачи, связанные со своеобразием местной ситуации. Массивная гравитационная плотина имеет высоту 123 м. Вместо устройства обычного канала со шлюзами для пропуска судов была создана оригинальная система наклонного судоподъемника длиной более 1 км при 100-метровом перепаде между верхним и нижним бьефами. Самоходная судовая камера, имеющая 110 м в длину и 26 м в ширину, которая весит вместе с наполняющей ее водой 7 тыс. т, поднимает суда с нижнего бьефа к верхнему и затем опускает их. Судоподъемник, который был введен в действие к осени 1976 г., позволил, используя рельеф местности, сохранить природное окружение. Архитектурный образ Красноярской ГЭС формируется выразительной пластикой монолитного бетонного массива плотины, метрической четкостью крупного шага обетонированных водоводов, крупномасштабным строем машинного зала гидростанции.

Строительство крупных энергетических сооружений на востоке страны создало благоприятные условия для возникновения мощных промышленных комплексов по переработке есте­ственных богатств, но и потребовало одновременно решения многих экологических задач, связанных с охраной богатой и своеобразной природы края.

Несмотря на огромные мощности гидроэлектростанций, основой промышленного производства электроэнергии все же остаются крупные тепловые электростанции. Нельзя забывать, что сооружение гидростанций, как правило, влечет за собой затопление территорий, иногда весьма ценных (пашни, леса, и т. п.). Тепловые электростанции в принципе избавлены от таких последствий. Их большим преимуществом является возможность постепенного наращива­ния мощностей путем установки дополнительных турбин. Главный корпус станции при этом удлиняется, естественно, также постепенно. Расширение объектов во время учитывается при ре­шении генерального плана комплекса и в объемно-пространственной композиции тепловой станции. Теплоэлектро-проектом были разработаны типовые проекты мощных станций с крупными электрогенераторами порядка 500 тыс. — 1 млн. кВт. На их основе строились электростанции в бассейне Волги и других рек европейской части страны. В качестве примера можно привести Конаковскую ГРЭС (1961-1969 гг.) в верхнем течении Волги и Ладыжинскую ГРЭС (1968-1972 гг.) на р. Южный Буг.

Чернобыльская АЭС. Начало строительства 1978 год / Прибалтийская ГРЭС. 1956-1965 годы. С. Крыгина, В. Стефанова, Г. Курбатов

В перспективах использования энергоресурсов все большую роль играет атомная энергетика. Главным направлением в ее развитии становится строительство крупных атомных электростанций мощностью 4-6 млн. кВт. Примером могут служить Нововоронежская, Ленинградская, Курская, Чернобыльская. Игналинская АЭС. Сооружение крупных АЭС в европейской части страны, где намечено их преимущественное строительство, позволит решить ряд проблем, в том числе устранить сложившуюся диспропорцию в размещении центров энергопотребления и источников энергоснабжения, способствовать очистке воздушного бассейна в зонах концентрации источников энергии.

К сожалению, архитектура электростанций еще не получила надлежащего образного воплощения, соответствующего прогрессивной технике и народнохозяйственной и социальной значимости атомной энергетики в нашей стране, положившей начало мирному использованию атома.

Общая тенденция развития архитектуры и строительства гидротехнических, тепловых и атомных электростанций состояла в 70-е годы прежде всего в увеличении их мощности, расширении применения сборных конструкций с одновременным увеличением их габаритов. На некоторых станциях, например на Конаковской ГРЭС, коэффициент сборности достиг 85%. В проектах тепловых элек­тростанций идут поиски наиболее простых схем построения технологии выработки энергии (котел-турбина), позволяющих не только уменьшить объемы зданий, но и в ряде случаев перейти на открытую систему расположения агрегатов. В выборе типа электростанции большую роль играют сравнительные экономические анализы с учетом потери территорий при строительстве (в резуль­тате затопления) и больших затрат на полноценные очистные устройства при строительстве тепловых станций. В архитектурном облике электростанций авторы стремились к органической слитности с окружающей природой, правдивому отражению типологической сущности сооружений, отражению гуманистического отношения к труду в социалистическом обществе.

В развитии архитектуры зданий и сооружений тяжелой, машиностроительной, легкой промышленности могут быть выделены два периода: первый с 1955 г. до середины 60-х годов и второй с середины 60-х годов до начала 80-х годов. Начальный этап первого периода характеризуется широким внедрением индустриальных методов строительства. В первую очередь развитие получило сборное строительство с применением главным образом железобетонных конструкций. При этом последовательно осуществлялась комплексная механизация тяжелых и трудоемких работ. В течение 1955-1956 гг. развернулось строительство сотен заводов сборного железобетона.

Москва. Промышленное здание в Новых Черемушках. 1960-1961 годы. С. Бурдо, С. Добрынин, А. Шевелев / Общий вид: схема генерального плана, схема плана, фрагмент разреза и плана. Текстильная фабрика / Вспомогательные помещения

Важную роль в превращении строительства в механизированный процесс монтажа зданий и сооружений из деталей заводского изготовления сыграло создание системы унификации в проектировании промышленных зданий и сооружений. В результате внедрения этой системы впервые в мировой практике строительства в общегосударственном масштабе были установлены технически и экономически обоснованные компоновочные параметры промышленных зданий, сооружений и их конструктивных элементов. На этой основе проектными и научно-исследовательскими институ­тами были созданы принципиально новые объемно-планировочные и конструктивные решения, разработана номенклатура элементов и на ее основе — каталоги сборных типовых конструк­ций. Таким образом были созданы и необходимые проектные предпосылки для перехода на возведение промышленных зданий и сооружений индустриальными методами, уменьшения трудоемкости работ, выполняемых на строительной площадке, сокращения сроков и повышения качества строи­тельства. Разработка и внедрение системы унификации промышленных зданий и сооружений явились крупным научным и творческим достижением (авторы разработки и внедрения системы Б. Васильев, Я. Ватман, К. Карташов, Н. Ким, М. Островский, Н. Ушаков, Н. Баргузов, В. Замараев, Б. Павлов, Л. Шувалов, В. Спиридонов).

Однако на первых порах задачи архитектурной выразительности отошли на второй план. Архитектура возникала как бы автоматически, как следствие соблюдения технологической функциональности и применения унифицированных конструкций и изделий массового заводского изготовления. Этот недостаток преодолевался на последующих этапах.

Поиски путей сокращения производственных площадей и коммуникаций привели к идее блокирования производственных, административных, культурно-бытовых, подсобных и складских помещений отдельного цеха, предприятия или даже нескольких предприятий в едином объеме, в идеале, имеющем в плане очертания прямоугольника или квадрата и вертикальное прямоугольное сечение без перепадов по высоте. Объемно-пространственная композиция промышленных зданий в виде протяженного параллелепипеда стала на первом этапе господствующей. Такая композиция максимально соответствовала требованиям индустриализации строительства. Она позволяла свести к минимуму число типоразмеров строительных элементов, увеличить повторяемость колонн, ферм, балок, стеновых панелей и прочих сборных элементов и создать оптимально удобные условия для их монтажа на строительной площадке.

Внедрение метода блокирования оказалось не простой задачей и потребовало от архитекторов большого мастерства, композиционной изобретательности. В результате при всей простоте геометрического объема здания-логическое соответствие его элементов производственному процессу, соотнесенность архитектурного масштаба человеку, метрические членения протяженных фасадов — все это позволяло получать в итоге выразительные решения.

Интерьеры промышленных зданий этого периода характеризуются некоторым избытком функционально-конструктивного рационализма, известной элементарностью, «усредненностью» облика, снижающими силу эмоционально-художественного воздействия архитектуры. Формы несущих конструкций и конструкций покрытия промышленных зданий не играли заметной роли в архитектуре интерьеров. В то же время существенно возросло значение ограждающих конструкций: подвесных акустических потолков из алюминиевых панелей, плоских зенитных световых фонарей, остекленных перегородок, плоских встроенных светильников с люминесцентными лампами, полов и перегородок из полимерных материалов. Наиболее последовательно эти тенденции проявились в опытно-показательном и скоростном строительстве в Москве и Подмосковье по проектам Промстройпроекта. Первым было промышленное здание в Новых Черемушках в Москве (С. Бурдо, С. Добрынин, А. Шевелев), которое оказало, пожалуй, наиболее сильное влияние на проектную практику своего времени.

Москва. Второй часовой завод. Производственный корпус. Начало 60-х годов. А. Сухов, Б. Петров, А. Богачев, А. Черкашина / Схема плана. Общий вид / Фрагмент разреза

В распластанном прямоугольном объеме одноэтажного корпуса в Новых Черемушках под одной крышей размещены два самостоятельных производства, объединенных блоком административно-бытовых и подсобных помещений, что позволило свести к минимуму площадь застройки. Лаконичность и предельная обобщенность геометрической формы здания не ослаблена деталировкой, расчленяющей объем. Напротив, всячески подчеркнута и выявлена цельность формы: фасадные поверхности почти полностью лишены пластики и не размельчены пристройками и второстепенными деталями. Даже единственный выступающий элемент фасада — сплошное остекление главного входного вестибюля, сквозь которое четко просматривается основной объем корпуса, только подчеркивает монолитность общей формы.

Столь же простую объемно-пространственную форму имеет и двухэтажный корпус Второго часового завода в Москве (А. Сухов, Б. Петров, инженеры А. Богачев, А. Черкашина). И здесь художественные средства направлены на выявление геометрической выразительности параллелепипеда, объединяющего весь комплекс производственных, подсобных и административно-бытовых помещений предприятия. Фасадные поверхности почти полностью лишены пластики и не имеют выступающих частей.

Аналогичные композиционные решения характерны и для многих других промышленных объектов того времени. Цельность и лаконизм архитектурной формы промышленных зданий этого периода были не только отражением технических принципов массового индустриального строительства, но и закономерной реакцией на известную усложненность и декоративность форм ряда промышленных зданий и сооружений предшествующего периода. Вместе с тем стало ясно, что при обшей лаконичности композиции решающую роль для архитектуры приобретает качество строительных работ, материалов и изделий.

Г оды восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) отмечены крупными успехами в промышленном строительстве. В строй вступило около 1900 новых про­мышленных предприятий и объектов, много цехов и производств на действующих и реконструируемых предприятиях. Производственные фонды индустрии выросли на 50%. Успешно развивались наиболее прогрессивные отрасли промышленности — машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, химическая и нефтехимическая промышленность и др.

В конце 60-х — начале 70-х годов развернулось проектирование и строительство промышленных узлов с общими для группы предприятий объектами вспомогательных производств и хозяйств, инженерными сооружениями и коммуникациями. В результате создания промышленных узлов территория застройки и протяженность автодорог сокращались на 10%, инженерных сетей на 15%, железнодорожных путей на 20%, соответственно уменьшилась и сметная стоимость строительства и особенно эксплуатационные расходы. Переход от возведения отдельных предприятий к созданию промышленных узлов, сконцентрированных на ограниченной территории, позволял лучше организовать и спланировать работу строительно-монтажных организаций. Схемы генеральных планов были в эти годы разработаны для нескольких сот промышленных узлов во всех союзных республиках, а также для ряда районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Значительные успехи в строительстве промышленных узлов были достигнуты в Белоруссии (строилось 48 промышленных узлов, в том числе в городах Брест, Витебск, Полоцк) и Литве (38 промышленных узлов).

Особенно наглядно преимущества объединения предприятий в группы проявились при строительстве специализированных промышленных узлов с преобладанием в них производств какой-либо одной отрасли — химии, машиностроения, пищевой или легкой промышленности и др. Специализация создает благоприятные условия для производства, позволяет использовать наиболее прогрессивные приемы планировки и застройки, обеспечивает однотипность объемно-планировочных решений и унификацию строительных параметров зданий, а это в свою очередь дает возможность применять для всего промышленного узла единую номенклатуру строительных конструкций и изделий, способствуя достижению единства композиции крупных промышленных образований. Создание крупных промышленных узлов — яркое подтверждение преимуществ социалистической экономики и свидетельство огромной мощи советского государства, способного в относительно короткие сроки осуществлять столь значительные по своим масштабам программы промышленного строительства.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: