Заводы Урала
- Текст:Л. Холодова14 марта 2023
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
При общем относительно замедленном развитии промышленности
Урала технический прогресс происходил и в период второй половины XIX в.:
повышалась мощность доменных печей, старинные способы производства железа
заменялись мартеновскими, создавались новые типы промышленных зданий, старые
здания реконструировались на основе новой энергетики п прогрессивной
технологии, создавались целые металлургические комплексы, которые но своему
техническому совершенству могли соперничать с самими передовыми заводами
Европы, Горный инженер А. Н. Митинский, обследовавший Урал в 1909 г,, писал:
«Техника уральских заводов на многих из них высока. Постановка выделки
кровельного железа — первая в мире... Превосходно оборудован Лысьвенский завод.
Прокатные устройства для рельсового сортового железа Нижне- Саллинского
(Нижне-Тагильского округа) и Богословского заводов не уступают любым
заграничным. Мартеновские печи, например, Лысьвы, Алапаевска общеевропейски
современны». Подобные отзывы о состоянии отдельных предприятий Урала на рубеже XIХ—XX вв. нередко
встречаются в литературе тех лет.
Мартеновский цех Лысьвенского завода. 1899г. Конструкции цеха выполнены и смонтированы фирмой "Бари", главный инженер В. Шухов
Если в изучаемый период промышленное строительство Юга и то Центральной России развивается в условиях капиталистической горячки когда в эти районы заводы целиком переносятся из Европы и Америки, то Урал сохраняет самобытность. Новшества технологии производства и строительства часто рождались как раз на Урале, а новшества, привнесенные извне, перерабатывались с учётом местных условий на основе богатой практики. Рост материально-технической базы русского капитализма способствовал созданию на Урале новых типов зданий и их новых конструктивных систем.
В результате промышленного применения паровых и электрических источников энергии типичная уральская схема генерального плана завода, основанного на последовательной расстановке производственных зданий вдоль рабочих прорезов плотины, коренным образом меняется. Если ранее ориентация цехов была задана направлением движения воды в прорезах плотины, то теперь стало возможным располагать цехи свободно, сообразуясь с технологическими потоками и условиями рельефа, рационально формировать заводскую территорию и развивать ее во всех направлениях.
Введение новой технологии металлургического производства, нового технического оснащения цехов, появление новых видов производств привело к значительному увеличению количества объектов на заводской территории. Это увеличение касается не только основных обрабатывающих вспомогательных зданий и сооружений: электростанций и паровых котельных, газогенераторов, транспортных устройств, открытого оборудования, различных складских сооружений и т. п. Если раньше основные производственные корпуса нуждались в единичных вспомогательных зданиях п сооружениях, не влиявших существенно на композицию генерального плана, то теперь они по общей своей площади приближаются к территории, занимаемой основными цехами. Это повлекло за собой необходимость поиска технологически и архитектурно-композиционно оправданных зон для основных и вспомогательных зданий и сооружений.
Увеличение производственных мощностей цехов потребовало также увеличения и разветвления транспортных связей и устройства железнодорожных путей, что, в свою очередь, вызывало организацию на генеральном плане завода транспортной зоны.
Для основных цехов характерен не только количественный рост, но и существенное увеличение их размеров. Тенденция к блокированию производственных зданий, наметившаяся на Урале еще с начала строительства заводов, получила полное развитие. Производства, связанные единым технологическим потоком, объединялись под одной крышей и достигали теперь площади до 1000 м2. Принцип объединения производств в одно здание является одним из наиболее прогрессивных методов формирования заводской территории. Это подтверждается всей историей развития промышленной архитектуры.
Пудлингово-прокатная фабрика Пермского пушечного завода. 1900-е гг.
Развитие генеральных планов уральских заводов второй половины XIX — начала XX в. наметило, таким образом, основной принцип планировки промышленных предприятий — зонирование территории и утвердило принцип блокирования производственных зданий.
На рубеже XIX—XX вв. наметились основные принципы проектирования генеральных планов заводов, сохранившиеся и поныне: соблюдение зонирования территории предприятия; обеспечение оптимального размещения на заводской площадке производств, различных по характеру и мощности; создание условий для расширения предприятия; применение прогрессивных видов промышленного транспорта; блокирование производственных зданий; размещение зданий и сооружений с разрывами, обеспечивающими компактность застройки и минимальную протяженность инженерных сетей и дорог.
Многие современные предприятия Урала расположены на территории старых заводов. С целью более успешного решения конкретных задач их реконструкции можно рекомендовать такие меры, как: сохранение системы планировочной взаимосвязи реки, проходящей по территории завода, с производственными зданиями и использованием реки в качестве одной из планировочных осей; организация историко-заповедной зоны, включающей действующие старые цехи; развитие новых цехов на территории, технологически независимой от исторической зоны.
Своеобразие пространственной организации застройки старых уральских заводов во многом определялось характером природного ландшафта. Сохранение и выявление особенностей последнего является одним из основных путей в достижении архитектурно полноценных и типично уральских современных промышленных ансамблей.
Яркие преобразования произошли в объемно-пространственной характеристике промышленных зданий. На смену доменным цехам с печами, заключенными в каменный корпус, пришли цехи с открытым доменным оборудованием, постепенно выделившимся из объема здания. Был создан новый тип доменного цеха. Впервые в истории промышленной архитектуры Урала на рубеже XIX—XX вв. домна выступает в качестве открытого оборудования. Открытые доменные печи в сочетании с крупногабаритным вспомогательным оборудованием становятся самостоятельной архитектурной темой. Основываясь на примерах построек Надеждинского, Пашийского, Златоустовского, Нижне-Туринского, Чусовского и других доменных цехов, можно заключить, что синтез открытого оборудования и строительных объемов, который здесь достигнут, открывает новую фазу в промышленной архитектуре.
Доменная фабрика Нижне-Туринского завода. 1880-е гг.
Другой яркой особенностью развития промышленной архитектуры периода второй половины XIX — начала XX в. является переход от каменных несущих строительных конструкций к металлическим каркасным зданиям.
Существенное влияние на строительные конструкции оказало появление прокатного металла. Фермы и колонны, выполненные из кованого металла и чугунного литья, уступили место конструкциям из уголков, двутавров, швеллеров и других прокатных профилей. В течение второй половины XIX в. происходили постепенный переход от шарнирных узлов соединений элементов металлических конструкций к жестким соединениям на фасонках и внедрение уголковых профилей вместо гибких полос и прудков, что сыграло большую роль в получении жестких устойчивых конструкций. Конструктивные схемы уральских промышленных зданий этого периода весьма разнообразны: арочно-стропильные, арочные, балочно-стропильные, рамные.
Широкое применение металлических конструкций привело, в частности, к сооружению на рубеже XIX— XX вв. большепролетных цехов. Примерами могут служить такие цехи, как мартеновский цех Лысьвенского завода пролетом 37 м, прокатный цех Нижне-Салдинского завода пролетом 54 м. В практику строительства прочно внедрились многопролетные сооружения с верхним фонарным освещением.
Сортировочный корпус рельсопрокатной фабрики Нижне-Салдинского завода. 1912 г.
Последующая история развития промышленной архитектуры позволяет с уверенностью сказать, что в это время был найден один из прогрессивных методов сооружения промышленных зданий.
В области архитектурно-художественной практики в изучаемый период происходят активные поиски выражения архитектурной композиции новых по конструктивному содержанию промышленных зданий. Общий дух традиций прекрасных образцов уральского промышленного зодчества периода первой половины XIX в., архитектурная концепция которого разработана выпускниками Петербургской Академии художеств И. И. Свиязевым, А. 3. Комаровым, М. П. Малаховым, С. Е. Дудиным, Ф. А. Тележниковым и др., помогал таким архитекторам, как К. Г. Турский, И. В. Федоров, В. Н. Пясецкий, Ю. И. Дютель, С. С. Козлов, А. И. Падучев и др., отыскивать для создания технически новых зданий и сооружений архитектурные композиции, сочетающие в себе экономичность, соответствие утилитарным потребностям и художественную выразительность.
Отвергнутые принципы классического построения архитектурных композиций промышленных зданий сменились поисками новых закономерностей. Господствовавшие в этот период художественные направления в архитектуре (эклектика, а затем модерн) нашли свое отражение и в промышленных сооружениях Урала. Но наибольшее число новых зданий сооружалось под влиянием стиля модерн, как наиболее революционного, усиленного революционными преобразованиями строительной техники, технологии промышленного производства, применением новых строительных материалов и новой энергетики. Развитие модерна тесно связано с применением новых конструкций и материалов, формированием новой объемно-пространственной композиции сооружений, что особенно ярко проявилось в промышленном зодчестве.
Мартеновская фабрика Кувшинского завода. 1904 г.
Приведенные в статье иллюстрации промышленных объектов, выполненных в стиле модерн, подтверждают общеизвестное положение, что модерн — явление сложное, многоплановое, имеющее несколько направлений.
Промышленное зодчество имеет свою специфику. Одна из его особенностей — активное выявление функциональных качеств любого стиля, что обусловлено специфичностью сущностного содержания производственных зданий. Тот факт, что распространение и расцвет русского классицизма на Урале произошли именно в тот период, «когда это направление уже начинало сходить со сцены в центре России» (в 30-х годах XIX столетия), объясняется не только тем, что в этот период здесь работали зодчие, воспитанные в традициях русского классицизма и остававшиеся до конца верными ему, по и тем, что практическая разработка этого стиля была ими направлена на поиски функциональных его качеств. Так произошло и с последующей разработкой стиля модерн. В промышленной архитектуре быстро завоевало первенство его рационалистическое направление, хотя отдельные произведения и свидетельствуют о влиянии декоративного и национально-романтического направлений. Достаточно быстро и последовательно сформировался па основе рационалистического направления модерна функционализм, который так естественно и органично вошел в практику промышленной архитектуры еще в 1900-е годы.
Активное влияние на формирование художественных принципов в архитектуре в этот период оказывали всемирные и всероссийские промышленные выставки. Оформление павильонов и отдельных стендов выполнялось в соответствии с самыми передовыми воззрениями ведущих художников и архитекторов. Конструктивные решения зданий выставок брались за основу для создания различных заводских сооружений.
Интерьер электростанции Пермского пушечного завода. 1900-е гг.
В этот период большой вклад в развитие промышленной архитектуры Урала внесли известные инженеры В. Г. Шухов, В. Е. Грум-Гржимайло, А. А. Ауэрбах, А. И. Умов, А. П. Мещерский, Ф. Ф. Штарк, М. Д. Назаров, С. В. Белозоров и др. Применяя остроумные конструктивные решения и новое металлургическое оборудование, они дали толчок развитию уральской промышленности, поставив ряд заводов на один уровень с высокоразвитыми комплексами Европы. Знакомясь с передовым опытом заводов Запада и Центральной России, изучая состояние и направление промышленной архитектуры лучших из них, эти инженеры использовали опробованные архитектурные решения, корректируя их для местных уральских условий.
Однако в тех случаях, когда проектирование заводов или цехов было полнено исключительно силами горных инженеров без участия архитекторов, можно наблюдать существенные недостатки архитектурно-планировочной композиции и снижение эстетической выразительности отдельных зданий. Опыт развития уральской промышленной архитектуры, породившей немало великолепных образцов промышленного зодчества, показывает, что промышленное строительство не может и не должно развиваться вне архитектуры.
Исследование путей развития промышленной архитектуры капиталистического Урала раскрывает малоизученную страницу истории русского промышленного зодчества. И сохранить в памяти людей этот интереснейший период, представляющий собой самостоятельное явление в архитектурной науке и практике, представляется весьма важным для понимания будущих преобразований. Многие здания и сооружения, а в ряде случаев и целые уральские заводы достойны стать памятниками промышленной архитектуры и строительной техники. Натурные обследования позволили установить, что некоторые из них снабжены современным оборудованием и продолжают действовать почти без изменения их архитектурно-эстетического облика.
Кафедрой архитектуры промышленных сооружений Свердловского архитектурного института на протяжении 15 лет выполняются экспериментальные проекты по реконструкции старых уральских заводов, реставрации отдельных объектов и реновации исторических зон современных предприятий. Эти проекты, к сожалению, мало реализуются. Если в современной научной литературе по проблемам архитектуры сохранению исторических зон городов уделяется достаточное внимание, а практики успешно реализуют такие проекты, то сохранение исторических зон в структуре промышленных предприятий пока даже не рассматривается как проблема. Тем не менее многие промышленные предприятия достигли размеров, превышающих размеры некоторых городов. И территории эти складывались постепенно, над их созданием трудилось несколько поколений зодчих, их формирование имеет свою историю, здесь прослеживается смена стилистических направлений, конструктивно-техническая и типологическая эволюция.
Для промышленных регионов нашей страны, ярким представителем которых является Урал, социальный эффект от создания целостной системы охраны памятников именно промышленного зодчества, а не культового или гражданского (которые, конечно, тоже нельзя недооценивать) представляется огромным и в плане воспитания будущих поколений, и в плане создания своеобразной среды региона.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: