Проектное бюро Chelyablnsk Tractor PLant

Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) — одно из первых тракторных предприятий в СССР, заводской ансамбль которого представляет собой значимый памятник промышленной архитектуры эпохи функционализма. Первый технологический проект и эскизный генеральный план завода были созданы в конце 1929 — начале 1930 года в ленинградском Гипромезе. Создание технологического проекта ЧТЗ предполагали передать фирме Caterpillar, Inc., а строительного — Albert Kahn, Inc. Однако переговоры с Caterpillar, Inc. закончились неудачей, и в апреле 1930 года в Детройте было специально открыто бюро Chelyabinsk Tractor Plant, где работали советские и американские инженеры. В результате совместных усилий Chelyabinsk Tractor Plant и Albert Kahn, Inc. проект Гипромеза был полностью пересмотрен, и генеральный план завода стал более компактным. Более подробно о работе бюро Chelyabinsk Tractor Plant и сотрудничестве советских и американских специалистов можно узнать из главы книги «Челябинский тракторный завод и соцгород ЧТЗ».

В 1930 году 15 апреля проектное бюро Chelyabinsk Tractor Plant было открыто на 14-м (фактически — 13-м) этаже 36-этажного офисного здания Union Trust Building в Детройте. Выбор Детройта определялся прежде всего расположением в этом городе офиса проектной фирмы Albert Kahn, Inc. и, соответственно, возможностью постоянного контакта. Помещения для бюро, общей площадью около 1 200 м2, были арендованы на один год. В целом годовая финансовая смета деятельности бюро была согласована с ВСНХ в размере 500 000 долларов (не считая оплаты контракта с фирмой Альберта Кана) [1].

В состав проектного бюро вошли 12 американских и 40 советских специалистов, среди них как инженеры и архитекторы Гипромеза, так и будущие руководители цехов и отделов ЧТЗ Элиазар Гуревич, Александр Божко, Сергей Лещенко, Анатолий Порозов, Григор Одобашьян, Роберт Дитман, Иван Кириллов, Александра Ленкова, Константин Митревич, Александр Галанов, Борис Федоров, Борис Конвиссаров. Группу американских инженеров возглавлял Уоррен Нобл, видную роль в ней играл бывший специалист фирмы «Катерпиллер» Эдвард Терри, впоследствии работавший на ЧТЗ руководителем производства на опытном заводе. Проектной деятельностью с советской стороны руководил Э. И. Гуревич. Все американские специалисты бюро, которых русские коллеги называли «наши американцы», имели, по утверждению Казимира Ловина, 20–25 лет практического стажа и обладали высокой квалификацией. Бюро было разбито на цеховые группы, которые, в свою очередь, на подгруппы по специальностям. Каждая цеховая группа получила советского и американского специалистов в качестве равноправных руководителей. Главным органом бюро являлся технический совет, руководящую роль в котором играли: начальник строительства (председатель) К. П. Ловин, главный американский консультант У. Нобл, главный инженер строительства И. В. Иванов, а также заместитель главного инженера Б. В. Смирнов и инженер Л. В. Клименко.

Фото-альбом: 1

Перед бюро была поставлена задача доработки эскизного проекта ЧТЗ, представленного Гипромезом, с учетом новейших технико-технологических достижений американской промышленности. Предполагалось, что по получении проекта американские и русские специалисты проверят и скорректируют исходные данные, габариты, взаимное расположение цехов и другие принципиальные характеристики, включая спецификации на детали и оборудование. После этого материалы должны были быть переданы фирме Альберта Кана для разработки эскизного проекта.

Однако еще до прибытия проекта из СССР американская группа приступила к созданию своего варианта генплана для последующего сравнения. В результате этой работы оказалось, что исходный проект может быть использован лишь «в незначительной доле». Прежде всего был переработан технологический процесс и скорректирована спецификация оборудования, что непосредственным образом сказалось на комбинации производственных линий и цехов. Кроме того, американская сторона заявила, что структура генплана и обилие зданий в изначальном проекте вызывают чрезмерные капитальные траты, увеличение эксплуатационных расходов и создают еще множество более частных проблем. В бюро было проработано 10 вариантов размещения цехов, среди которых были определены четыре «фаворита». В течение нескольких заседаний с участием советских и американских специалистов бюро, Альберта Кана и архитекторов его фирмы, а также нескольких приглашенных консультантов, обсуждались предложения-фавориты (включая, для сравнения, и проект Гипромеза) [2]. В результате был выбран проект однозначно одобренный всеми: новый эскиз генерального плана завода включал три крупномасштабных здания главных производственных цехов (механосборочного, кузнечного и литейного), отдельное здание ремонтных мастерских к западу от механосборочного корпуса (в реализованном варианте — здание инструментального цеха) и здание силовой электростанции (ТЭЦ) к югу от литейного и кузнечного цехов. Здания заводоуправления, проходной конторы и лаборатории ограничивали заводскую территорию с севера.

Фото-альбом: 2

Последующая разработка проектов каждого из основных цехов велась по жесткому календарному плану, расписанному буквально по дням. Архивные документы воссоздают для нас технологию этой работы. На заседаниях бюро, протоколы которых полностью сохранились, Альберт Кан представлял проекты каждого из цехов в нескольких вариантах — структуру, планы, сечения, конструкции, перекрытия. Эти проекты подробно обсуждались, при необходимости корректировались и лишь затем утверждались [3]. В результате конторой Кана были подготовлены: генеральный план завода; расчет и рабочие чертежи фундаментов основных цехов; расчет и эскизные чертежи металлических конструкций с весовой спецификацией для профилей, принятых как в США, так и в Европе; эскизные архитектурно-строительные чертежи основных цехов.

Проектные работы были закончены за указанные в договоре три недели, и 9 июня светокопии проектов были высланы в Москву и Челябинск спешной почтой. Однако для ускорения процесса уже 7 июня в Челябинск полетела знаменитая телеграмма на русском языке, но латинскими буквами (как и все другие телеграммы К. П. Ловина из США в Союз). В телеграмме передавался генплан завода с перечнем основных объектов с их точными размерами и координатами, что позволяло начать разбивку территории и закладку фундаментов, не дожидаясь прибытия чертежей.

Все присланные из Детройта проектные документы были утверждены ВАТО на заседании 11 июля 1930 года [4]. Однако работа в бюро в Детройте продолжала кипеть и после этого. Сотрудники занимались завершением технологического проекта, необходимой доработкой проектов в сотрудничестве с фирмой Альберта Кана, составлением спецификаций оборудования и его подбором, а также приемом командированных из СССР «практикантов» Челябтракторостроя. Проектное бюро в Детройте было закрыто, как и планировалось, через год — 26 марта 1931 года. За 1930 год (с апреля по декабрь) расходы бюро составили около 530 000 долларов, в том числе зарплата американских сотрудников составила около 277 000, советских — около 61 000, а также в 24 000 обошлись консультации сторонних американских специалистов [5].

 

На обложке: Советские и американские специалисты в проектном бюро Chelyabinsk Tractor Plant (Детройт), 1930


[1] ОГАЧО. Ф. Р-982. Оп. 1. Д. 2. Л. 38–39.

[2] ОГАЧО. Ф. Р-379. Оп. 2. Д. 298. Л. 152–157.

[3] ОГАЧО. Ф. P-379. Оп. 2. Д. 298, 321.

[4] Там же.

[5] ОГАЧО. Ф. Р-983. Оп. 2. Д. 120. Л. 6.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: