Проектирование и строительство театров в СССР

Первые годы проектирование новых советских театров (1929–1931) были отмечены необыкновенно интенсивными поисками новых пространственных систем сцены и новой организации театра. Эти искания шли, главным образом, под знаком «массового» (в смысле большого количество действующих лиц на сцене, а также больший вместимости зала) и «синтетического» (в смысле объединении всех видов зрелищных предприятий в одном зале) театра и носили чрезвычайно бурный характер, оставив большое количество интересных, но оторванных от реальных возможностей осуществления на сегодняшний день проектов.

Такой, в известной степени теоретический, отвлеченный характер работы этих лет объясняется, главным образом, недостаточной увязкой архитектора с реальными запросами тех конкретных театральных коллективов, для развертывания работы которых, собственно говоря, и предназначалось новое строительство.

Проектирование пошло по пути объединения разноречивых требований, которые различные группы театральной общественности предъявляли в те годы к новому театральному зданию. 

Проект оформления фасада театра им. Мейерхольда в Москве. Архитектор А. В. Щусев

Мысль проектировщика была направленна на создание универсальных зрелищных комбинатов возможно большей вместимости (от 3 до 5 тыс. мест), могущих одновременна обслуживать работу драматических театров всех направлений, оперы, балета, цирка, кино, а также и массовых собраний (съездов) с возможностью увеличения вместимости зрительного зала (до 8—10 тыс. мест).

Пространственная изобразительность архитектора нашла очень любопытные точки приложения. Мы видели проекты, где зритель был поставлен в самое разнообразное положение по отношению к театральному действию (окружение зрители действием, окружение действия зрителем, развитие действия по вертикали и т. п.), Зал подвергался разнообразным трансформациям, или включался в различные пространственные системы, стены зала раздвигались и он увеличивался в своем объеме, два зала объединялись в один общий, сцена превращалась то в арену, то в бассейн, места зрителей перемещались в пространстве и т. п. 

Аксонометрия зала. Проект В. Мейерхольда, арх. М. Бархина, С. Вахтангова 

Требования универсальности и большой вместимости, поддерживаемые в большинстве случаев городскими советами, оказались, однако, в полном разрыве с задачами драматических и оперных коллективов и должны были уступить место требованиям специфики театрального здания, с максимальным учетом (там, где представляется возможность) индивидуальных особенностей тех конкретных театральных коллективов, работу которых должна было обслужить то или иное театральнее здание.

В этом отношения показательными являются проекты театров имени народных артистов республики В. И. Немировича-Данченко и В. Э. Мейерхольда, в разработке которых ближайшее участие принимали сами руководители театров.

Последние годы проектирования особенно заостряли внимание на вопросах архитектурного качества театрального здания и освоения классического наследства.

Мы имеем театры с глубинной сценой, рационализированной, расширенной добавкою боковых сцен (карманов), со сценой, оборудованной в соответствии с новейшими требованиями обслуживания и механизации. Мы имеем проекты театрального здания, отвечающие требованиям оперно-драматического театра в плане постановок таких театров, как Художественный, Большей, Малый, Камерный, Вахтангова, им. Немировича-Данченко, им. Станиславского. Таковы-новое здание Музыкального театра нм. Немировича-Данченко, Оперно-драматического театра в Ростове, Городского театра в Вятке и др.  

Проект Музыкального театра им. Немировича-Данченко в Москвке. Перспектива. Архитектор Г. Крутиков, В. Попов 

Мы имеем в строительстве такой театр, как театр им. Мейерхольда, систему сцены которого можно было бы назвать пространственной.

В порядке эксперимента строится в Новосибирске синтетический театр панорамно-планетарного типа, система сцены которого комбинирует два уже указанных принципа глубинной и пространственной сцены.

Мы имеем в строительстве также и такие театры, которые сохранили отдельные отзвуки идей синтетического и массового театра, в виде значительного развития просцениума, трехчастного портала и т. п. Таков, например, театр в Иванове. 

Проект Музыкального театра им. Немировича-Данченко. Главный фасад

Одним из наиболее характерных проектов театра с глубинной сценой является окончательный проект нового здания театра им. Немировича-Данченко, разработанный архитекторами, работниками театра и отдельными специалистами по акустике зрительного зала, организации и механизации сцены, противопожарного оборудования и пожарной безопасности, конструкциям и т. п.

Сценическое пространство этого театра составляется из:

1) основной сцены прямоугольной формы, площадью в 520 м при портале шириной в 15 м, ширине закулисных пространств по 51/2 м и высотой от планшета до колосников в 23 м;

2) двух боковых сцен (карманов), служащих для быстрой смены заранее подготовленных декораций, для так называемых «чистых перемен» без спускании занавеса;

3) арьерсцены, являющейся продолжением основной сцены, равной с ней по ширине и имеющей свои небольшие колосники, и

4) просцениума минимальной ширины (1,5м), нависающего консолем над оркестром и не дающего никакого дополнительного удаления первого ряда от основной сцены. 

Проект Музыкального театра им. Немировича-Данченко. План второго этажа

Ширина просцениума в отдельных случаях может быть увеличена с помощью подъема пола оркестра. Просцениум обслуживается специальными боковыми карминами, дающими возможность выхода на просцениум сбоку и размещения в них в отдельных случаях хора.

Планшет сцены оборудован круглой вращающейся сценой с двухэтажным трюмом и обслуживается необходимыми магазинами дежурной декорации, бутафории, электроаппаратуры и т. п.

На уровне планшета сцены расположены артистические уборные для солистов, а также такие помещения, как пожарная охрана, комната ведущего спектакль, машиниста сцены, рабочих сцены и т. п.

По этажам расположены прочие обслуживающие сцену помещения (артистические уборные, артистическое фойе, гримерные, артистические гардеробы, пошивочная, примерочная, обувная, оркестр, мастерские и склады, сейф скатанных декораций и т. п.). 

Весь верхний этаж здания отведен под такие помещении, в которых может протекать жизнь и работа театрального коллектива, вне зависимости от спектаклей: там располагаются репетиционные залы, столовая театра, декорационный зал с обслуживающими помещениями и т. п. Одни из репетиционных зал предусматривает рабочую площадку, по ширине равную сцене, и вмещает до 400 мест зрителей. 

Проект театра в городе Иванове. Перспектива. Архитектор А. Власов

План

Организация сцены и сценической части представляет максимальные удобства для сложившейся системы работы на глубинной сцене.

Зрительный зал прямоугольной формы вместо с четкостью формы и удобствами композиционного порядка дает весьма положительные акустические и оптические показатели. Максимальное удаление последних мест от портала, при одном ярусе и вместимости 1600 мест, — 28 м, внутренний объем зала около 10000 куб. м.

Форма параллелепипеда без вогнутых поверхностей, положенная в основу построении зала, образует наиболее равномерное звуковое поле. Размещение мест зрителей и обработка стен отвечает принципу наибольшего звукоотражения у источника звука и сильного поглощения в наиболее удаленных точках зала. Боковые стены, примыкающие к сцене, не загружаются публикой и обрабатываются мраморам, служа хорошим отражателем звука, расположенная же против сцены задняя сцена зала, наоборот, целикам заселена слушателями и обработана коннелюрами, что делает ее как бы сплошь покрытою абсорбентом.

В зале предусматривается большей оркестр на 100 оркестрантов с возможностью расположения в нем также, в отдельных случаях, и хора.

Обслуживающие зрительную часть помещения дифференцируются по этажам: первый этаж — вестибюль, второй — фойе партера с гостиной для отдыха, третий — буфет, четвертых— фойе балкона. 

Проект театра в Ростове-на-Дону. Макет. Архитектор В. Щуко, В. Гельфрейх

План

Архитектура нового театра находится в соответствии с задачами и идеями Музыкального театра, руководимого В. И. Немировичем-Данченко, давая в монументальной форме отражение, в известной степени, интимного и лирического характера театра.

Высокий, декоративно разработанный портал главного входа акцентирует функцию массового входа, заключенная в нем лоджия подчеркивает театральный характер портала.

Обработка поверхности стен построена на контрастах глади с декоративными моментами, дающими светотень. Гладь от стены разнообразится применением различных форм облицовки, могущей быть осуществленной простейшими средствами из искусственного камня.

Общий объем театра приведен к простой, в основном прямоугольной форме.

На плане Москвы новое здание, располагаясь на Тверском бульваре против Камерного театра, предполагает архитектурную координацию обеих театров в целях создания единого театрального ансамбля.

От рассмотренного здания Музыкального театра резко разнится новостроящееся на Триумфальной площади здание театра им. народного артиста республики В. Э. Мейерхольда (на 2000 мест).

Вместо глубинной сцены в основу театрального действия положена площадка, окруженная крутым амфитеатром зрителей с трех сторон. В отлична от глубинной сцены, отделенной от зрительного зала порталом, эта открытая и окруженная зрителями площадка действия мажет быть названа пространственной сценой. Принцип построения театра в известной степени напоминает древнегреческий театр и имеет много общего с цирком.

Театр подчеркивает пространственный характер действия, рассматриваемого с многих точек зрения и несколько сверху.

Это обстоятельств о исключает возможность пользования обычной системой декораций, ориентируемых, главным образом, только в одну сторону и объединяемых фоном задника.

В данном случае основный фоном является плоскость пола сцены, которую и предполагается декорировать и обыгрывать цветом и светом. В оформлении действия особое значение приобретает мебель и реквизит. 

Вариант внешнего оформления театра в Новосибирске. 1931 г. Архитектор А. Гинберг при участии М. Смурова

План

Главный фасад

Особенностью театра является «обыгрывание» всего зрительного зала, его стен, потолка и развертывание действия по вертикали от площадки сцены до потолка зала.

Все элементы, участвующие в спектакле, вынесены в зрительный зал и открыты для глаз зрителя: так, оркестр расположен на открытом возвышении над артистическими уборными, которые, в свою очередь, такие своими дверями выходят прямо на сцену, тогда как в «иллюзорном» театре с глубинной сценой вся эта театральна и кухни скрыта от зрителя. В зале во время действия разрешается курить и работает буфет с развозкой по местам.

Постановки в таком театре приобретают совершенно другой характер, чем это имеет место на глубинной сцене, но, конечно, освоение этой сцены потребует очень большой и длительной работы и перестройки всех сил, работающих на сцене.

Архитектурное оформление такого театра также требует своеобразных методов выразительности и выбора новых архитектурных средств.

Совершенно различный характер организации обоих только что рассмотренных театров имеет, однако, то объединяющее их обстоятельство, что каждый из этих театров, как и целом, так и во всех своих мельчайших деталях, полностью отвечает вполне конкретным требованиям, которые предъявляет к театральному зданию соответствующий театральный коллектив.

Значительно более сложно обстояло деле с проектированием в ряде городов театральных зданий, рассчитанных на гастроли различных столичных театров. Господствовавшая одно время тенденция сценического объединения в одном здании самых различных видов театрально-зрелищной работы оказалась несостоятельной в силу чрезвычайной сложности трансформации и в силу ухудшения акустических и оптических качеств зрительного зала. В настоящее время Наркомпрос рекомендует городским советам строительство театральных зданий с рационализированной глубинной сценой и вместимостью не свыше 2000 мест, как больше всего отвечающих основным запросам работы большинства наличных театральных коллективов. 

Проект Большого театра в Свердловске. Второй вариант оформления. Макет. Архитектор Д. Фридман, Г. Глущенко

План первого этажа

Таково, в сущности, большинство театральных зданий, строящихся или готовящихся к постройке по СССР. Строительством и проектированием театральных зданий в настоящее время охвачены следующие города: Ростов-на-Дону, Иваново, Свердловск. Харьков, Минск, Ташкент, Воронеж, Нальчик, Алма-Ата, Горький, Вятка, Новосибирск н др.

Чрезвычайно своеобразной попыткой объединения принципов глубинной и пространственной сцены является экспериментальное строительство синтетического театра панорамно-планетарного типа в Новосибирске (на 3000 мест).

Театр объединяет глубинную колосниковую сцену, организованную по кольцу, с круглым залом, перекрытым куполом.

По периметру зала движется широкое кольцо, скрывающееся под крутым амфитеатром и охватывающее первые ряды в виде подвижного просцениума, оформляемого декорациями и обыгрываемого действием. Под партером скрыта цирковая арена, которая может быть открыта при перемещении мест партера на просцениум.

Купол зала предполагает проекционное обыгрывание по ходу действия, в целях охвата зрителя действием (воздушный бой, облака, море, толпа, демонстрация и т. п.).

Любопытная концепция этого театра является чрезвычайно сложной как в композиционном отношении, так и для осуществления задуманной механизации и требует ещё большой работы.

Первым из новых городских театров, заканчивающим вчерне свое строительство, является Оперно-драматический театр в Ростове, с вместимостью зрительного зала на 2300 мест и концертным залом на 900 мест. Общин строительный объем здания — 190 тыс. кубометров. Стоимость сооружения без оборудования сцены — 10 миллионов рублей. 

Проект Государственного большого театра в Харькове. Перспектива. Архитектор Троценко, Пети и Русинов

План первого трюма и концертного зала; План амфитеатра и главного фойе

Должны быть отмочены следующие основные недостатки этого здания: общая композиционная раздробленность, значительное удаление последних рядов от портала (35 м), удаленность артистических уборных от сцены и чрезмерная механизация сцены (увлечение гидравлическими подъемниками).

В настоящее время вчерне заканчивается строительство театра в Иванове с большим зрительным залом на 2500 мест и концертным залом на 500 мест, расположенным в цокольном этаже.

Театр спроектирован в 1931 г. и несет на себе отпечаток тенденции «массового» театра, выразившихся в чрезмерном развитии просцениума в ширины портала (трехчастная сцена), Ориентация зала на такой портал вызнала в плане форму трапеции, повернутой широким концом к сцене, что даст слишком тупой угол для крайних боковых мест.

К числу недостатков театра надо отнести недостаток обслуживающих помещений на сцене (в частности, магазинов для дежурных декораций на планшете сцены), а также низкий фронт главного фасада, получившийся в результате подчинения рельефу местности и обстраивания главного объема более низкими строениями. 

Заканчивающийся в настоящее время разработкой технический проект театра в г. Свердловске является результатом очень продолжительной работы: большой конкуре в 1931 г. и многочисленные переделки принятого за основу проекта в течений 3 лет.

Изменения шли по линии уменьшения вместимости зрительного зала (с 8000 до 2500 мест), упрощения механизации сцены и повышения архитектурной выразительности внешнего оформления.

В этом отношении значительный сдвиг в проектировании дала разработка главного входа по оси, перпендикулярной к оси боковых карминов сцены.

Оформление, предшествовавшее этому последнему варианту, располагало входы равномерными группами по всему овальному периметру здания с безразличным отношением к указанной оси.

Особенностью организации театра является дифференциация входов и гардеробов по периметру здания. К недостаткам проекта надо отнести отдельные недостатки организации сцены и недостаточную четкость архитектурного оформления зрительного зала. 

Проект театра в Вятке. Архитектор А. Е. Аркин

Окончательный проект Государственного украинского театра массового музыкального действия (оперы) в Харькове, разработанный местными архитектурными силами на основе признанного на открытом международном конкурсе в 1931 г. лучшим проекта бр. Весниных, до сих пор не получил еще своего убедительного архитектурного выражения и страдает нечеткостью композиции плана и раздробленностью общего объемного решения.

В настоящее время в Харькове заканчивается строительством здание Краснозаводского театра, вместимостью зрительного зала на 1800 мест.

Театр не представляет особенного интереса в архитектурном отношении.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: