Проектирование театра Красной армии длилось около двух лет. Разработанные проекты театра, повторявшие известные уже схемы театральных зданий, не давали, однако, ответа на основное требование программы: в архитектуре театра отобразить Красную армию.
Архитектурный образ Красной Армии
- Текст:К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев3 июня 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Новое здание ЦТКА должно помимо своего прямого назначения стать архитектурным памятником Красной армии.
Требовалось найти архитектурный образ театра, отлитым в форму, органически сказанную с Красной армией, — и когда появилась идея в основу композиции Центрального театра Красной армии положить пятиконечную красноармейскую звезду — символ Краской армии, — решение была найдено.
ЦТКА строится на площади Коммуны, вблизи Центрального дома Красной армии, ни участке, ограниченном улицами Н. Божедомкой и Институтским переулком. Участок имеет транецоидную форму, удачно соответствующую пятиграннику звезды. Площадка здания выше площади на 4 м и образует в силу этого естественный постамент для здания, которое будет доминировать над всем районом и явится композиционным центром площади Коммуны.
Основное ядро ЦТКЛ состоит из зрительного зала на 3000 человек и глубинной сцены. Театр предназначается для драматических постановок, но не исключается возможность постановок оперных и балета.
Наличие глубинной сцены определило организацию как самой сцены, так и зрительного зала. Зрительный зал получил секторообразную форму с углом видимости в 45⁰ при нормальном сдвиге портала в 24 м (портал сцены раздвижной). Зал имеет партер, два яруса и ложи. Фойе, составляющие части десятигранной основы формы театра, окружают зрительный зал анфиладой помещений, идущих под углом одно за другим, образуя пластически интересную пространственную композицию. Фойе помещены в двух этажах.
Вестибюль театра находится в первом этаже, имеет три входа, хороший график движения (без серьезных пересечений), четкую ориентировку зрителя и равномерное обслуживание лестницами. Фронт раздевания вполне обеспечивает быструю эвакуацию зрителей.
Оптическая часть, для которой в проекте отводится вторая половина звезды с тремя концами, включает глубинную сцену и необходимые обслуживающие помещения. Сцена имеет боковые карманы, обширную арьерсцену и авансцену, на которую через боковые проходы могут подаваться сценические установки. Размеры сцены дают возможность ставить грандиозные по масштабу спектакли. В уровне планшета сцены для ее непосредственного обслуживания помещены: часть артистических уборных, склады бутафории и реквизита, склады дежурных декорации, причем последние помещения граничат с арьерсценой, карманами и основной сценой, таким образом, обеспечена прямая подача декораций для монтажа.
Сцепа механизировала по принципу — дать большие возможности постановщику, не стесняя его творческих устремлений. Проект сцены разработан инж. И. Е. Мальциным.
Положив в основу композиции театра пятиконечную звезду, мы в архитектурном построении театра добивались проведения этой идеи во всех основных элементах здания, — как лейтмотива его архитектурного решения. Остроконечной форма плана обусловила острогранность объемных форм, в силу чего здание получило как бы кристаллическое строение. Стены театра, идущие по контуру звезды под разными углами одна к другой, в то же время подчиненные строгой геометричности исходной формы (геометрическая природа пятиконечной звезды дала возможность решить эту задачу) создают богатую объемно-пространственную композицию.
Мы стремились придать зданию ЦТКЛ стройность н легкость. Здание на всю высоту основного объема окружено колоннадой, вверх развивает ту же композицию пятиконечной звезды с чередованием стены и колоннад. В целях придания зданию впечатления легкости, облицовка и наружная отделка театра предполагаются в светлых тонах.
Здание ЦТКА должна служить архитектурным памятником Красной армии. Поэтому стены за колоннадой обрабатываются скульптурой и монументальной живописью, отображающими историю и быт Красной армии.
В пяти концах заезды архитрав колоннад опирается на пилоны. Стены пилонов будут служить местом дли мемориальных надписей с именами героев и героических красноармейских частей. Пилоны завершаются скульптурными группами, изображающими отдельные виды оружия Кроеной армии — пехоту, авиацию, кавалерию. моточасти.
Внизу в концах звезды проектируются фонтаны, отображающие жизнь СССР — труд, быт, науку, искусства, технику.
Над колоннадой центрального входа устанавливается скульптурная группа, символизирующая единение трудящихся.
Здание театра завершается фигурой красноармейца с горящей звездой в руке, сделанной из самоцветов. Звезда будет искрится днем и гореть ночью огнем электрических ламп.
Запершая здание динамической фигурой бойца, добиваясь высотной композиции, мы хотели передать идейную целеустремленность нашей Красной армии.
Острогранность форм ЦТКА — качество архитектоники театра. В разработке как объема, так и отдельных деталей мы стремились это провести как принцип. Так, например, колоннам театра придана пятигранная форма конструктивная и пластически выразительная.
Здание ЦТКА, являясь композиционным центром площади Коммуны, вызывает необходимость перепланировки площади. Архитектурный ансамбль площади Коммуны должен быть разрешен, исходя от архитектуры здания ЦТКА. Учитывая общий характер площади Коммуны, как площади Краской армии, лестницы главного входа в театр разработаны как трибуны для зрителей во время походов, митингов и пр.
Работой над проектом театра Красной армян, мы стремились найти идейно насыщенную, художественно продуманную архитектурную форму, отыскивая новый архитектурный образ.
План вестибюльного этажа, план зрительного зала, план балкона
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: