Проект Дома транспортной техники

Задача, поставленная перед архитекторами, проектировавшими Дом транспортной техники, заключалась в создании сложного комплекса, включающего как выставочные помещении (для экспозиции достижении транспорта по отдельным его видам), так и ряд помещений библиотечно-кружкового характера, обслуживающих задачи технической пропаганды.

Выставочные залы запроектированы общим корпусом, собранным вокруг центрального двойной высоты холла, освещенного сверху. График движения экскурсантов организован по кольцу и разбит на 2 цикла. По 1-му этажу размещены: вводная часть, отделы тяги и пути, по 2-му — отделы электрификации и связи.

Библиотечно-кружковый комплекс решен отдельным корпусом, соединенным переходом с холлом выставочных зал. Переход, соединяющим оба корпуса, в центре расширяется и переходит в вестибюль по 1-му этажу и в буфет по 2-му.

Общая композиция плана позволяет применять проект при различных очертаниях участка — фронтальном, односторонне угловом, двухсторонне угловом и, наконец, на участке, открытом со всех четырех сторон. 

Проект Дома техники НКПС в Москве. Арх. В. Владимиров, Г. Луцкий и Ю. Савицкий. Главный фасад

Архитектурная задача решалась авторами следующим образом: основной принцип плана (выделение двух корпусов и вестибюля, образование зеленых разрывов) дает архитектурной системе четкое разграничение объемов. Основная плоскость, образованная фасадами выставочного и кружкового корпусов, в средней части подчеркивается аркой входа и создает таким образом ажурный передний план.

Ряд последовательно уменьшающихся арок создает зрительный увод в глубину, усиливаемый постепенным раскрытием внутренних фасадов.

Доминирующее значение объема выставочного корпуса строго подчеркивается осевой композицией образующих его плоскостей. Ритмические членении фасада кружкового корпуса акцентируют его архитектурную подчиненность основному массиву сооружения. 

План первого этажа

Главный фасад музейной части построен на контрастном сопоставлении гладкой и спокойной плоскости стекла и сильного удара каменного панно.

Трактовка фасадной плоскости как рельефа с разделением пространственных планов стекла и камня обогащает фасад светотеневыми эффектами. Каменные части профилированы; окна, с целью дать большее разнообразие членениям стены, запроектированы шестиугольными.

Низ фасадной плоскости подчеркнут стилобатом. Сплошное заполнений средней, заглубленной части подчеркивает напряженную насыщенность переднего плава.

Боковой фасад построен по тем же композиционным принципам сопоставления сплошных и ажурных плоскостей.

Контрастность и рельефность трактовки поверхности в этом случае играют ту же роль, что и при решении главного фасада. 

План второго этажа

Обработка фасадных плоскостей обогащена скульптурными элементами и ажурными металлическими эмблемами на фоне стекла, с введением в скульптурную композицию цветных металлов, сквозных, витых и линейных форм. Боковой фасад разработан с применением барельефов, вкомпанованных в каменные массивы боковых частей. Мотив барельефов — цементно-бетонные фигуры на фоне мозаики из цветных пород камня.

Проектировщики стремились добиться возможно более совершенного сочетания архитектурных элементов, образующих композицию фасада, путем приведения их к системе родственных соотношений. Золотое сечение, сторона квадрата, диагональ квадрата, функция золотого сечения — эти простейшие и наиболее сроднившиеся с опытом нашего восприятия пропорции положены главным образом в основу разработки архитектурной систем и фасада.

Используя таким образом приемы и методы, лежащие в основе любой архитектурной культуры, авторы в то же время старались избежать подражания каким бы то ни было стилевым формообразованиям прошлого.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: