Превосходство цвета

Раскраска — известный каждому с детских времен способ досуга и познания мира. Удивительно, сколько возможностей может дать человеку всего лишь черный контур на белом листе. Возраст при этом не имеет значения, ведь раскраски давно перестали быть развлечением сугубо для ребенка. Дети делают первые шаги в постижении миров творчества и фантазии, привыкают к письменным принадлежностям и развивают моторику, а взрослые снимают напряжение и отвлекаются от суеты информационного общества, возвращаются в беззаботное детство при помощи раскрасок. Кроме того, колоринг может стать отправной точкой в приобщении к искусству. И стар, и млад при желании способны научиться уверенно обращаться с канцелярскими товарами, сочетать цвета, подбирать цветовую гамму, выплескивать эмоции в визуальной форме.

Представляем подборку раскрасок от издательства TATLIN, приобрести которые можно в нашем магазине.

Кто знает, сколько современных художников и дизайнеров открыли в себе талант, корпев над раскрасками в начале своего пути. Начать заниматься созиданием никогда не поздно, и помочь встать на путь творца, попутно расширяя свой кругозор и снимая стресс, помогут раскраски от издательства TATLIN. Каждый из альбомов для раскрашивания берет за основу важные части российского искусства разных эпох и стилей, позволяя по-своему их интерпретировать в процессе самовыражения. Приятной особенностью является возможность легко отклеивать лист с готовой работой без ущерба для конструкции раскраски, после чего им можно украсить интерьер или использовать как хендмейд-подарок. Раскраски имеют толстую подкладку из картона, благодаря чему рабочее пространство всегда будет под рукой.


Русский лубок. Раскраска

Фото-альбом: Лубок

В том виде, в каком мы их знаем сегодня, раскраски появились полтора столетия назад в США. Первая массово произведенная раскраска, книга “The Little Folks’ Painting Book”, представляла собой набор черно-белых рисунков, выполненных в технике литографии, которые читателю предлагалось оживить при помощи цвета. Те, кому знаком принцип изготовления лубка, существовавшего уже долгое время, не увидят в этой идее ничего нового. Единственное отличие — русский лубок попадал к народу уже в цвете. Гравер создавал и наносил контур, после чего картинки передавались в артели, которые специализировались на быстрой раскраске заготовок. Состояли они преимущественно из женщин и детей, получавших за свою работу небольшой заработок. Как правило, они придерживались единой цветовой гаммы, состоявшей всего из четырех цветов — красный, желтый, зеленый и малиновый, с незначительными вариациями. Обходить ограничения мастерам-цветальщикам приходилось творчески: благодаря грамотному чередованию цветов и их «нарядности», картинки становились «пышными» и пестрыми.

Русский лубок был самым доступным народу видом изобразительного искусства, поэтому он пользовался огромным спросом. В связи с этим мастерам приходилось раскрашивать до 1 000, порой одинаковых, картинок в неделю! В раскраске «Русский лубок» их всего 20, но каждая из них уникальна. С ней можно опробовать на себе профессию цветальщика, занимаясь экспресс-раскраской в единой цветовой гамме, а можно не ограничивать себя во времени и палитре, сделав из известных лубочных картинок нечто новое и уникальное.


Библия бедных. Раскраска

Фото-альбом: Корень

«Библия бедных» Василия Кореня внесла огромный вклад в формирование русского лубка. Уцелевшие фрагменты монументальной работы дают представление о том, как зарождался неповторимый визуальный стиль этого жанра. Кроме того, некоторые приписывают авторство нескольких известных лубочных картинок раннего периода Кореню и его последователям. Что касается «Библии бедных», доподлинно неизвестно, кто именно ее раскрашивал, но произошло это уже после создания оттисков. Скорее всего, делал это не Корень, а другой, неизвестный мастер. Стиль Кореня отличался самобытностью и своеволием, ведь он пренебрегал установленными церковью правилами иконописи при раскраске. Вместо них в иллюстрациях преобладают простые и яркие, «народные» сочетания цветов. А еще раскрасчик не стеснялся по своему желанию дорисовывать детали, добавляя, к примеру, орнаментальные тыквы поверх некоторых готовых гравюр.

Раскраска, содержащая все страницы «Библии бедных», дошедшие до наших дней, ставит перед нелегким выбором. С одной стороны, можно побыть загадочным художником из XVII века, воспроизводя теплый охристый колорит и небрежно заливая контуры. С другой стороны, есть возможность взять на себя более амбициозную задачу и попробовать переписать историю. Из-за слишком вольной интерпретации образов святых весь тираж «Библии бедных» был уничтожен церковью. Возможно, эта ситуация могла сложиться по-другому, если бы иллюстрации были оформлены ближе к иконописному канону. Вооружившись сводом правил, можно использовать нужные цвета и тем самым попытаться «реабилитировать» этот важный, практически утраченный памятник народного искусства.


Конёк-Горбунок. Раскраска

Фото-альбом: Конек

Фольклорные сказки — еще один важный пласт русской культуры. Неизвестно, когда и кем они были придуманы, но народ передавал их из поколения в поколение практически в первозданном виде. Важность этих произведений заключается в трансляции традиций и ценностей народа детям естественным образом, в форме интересного фантастического повествования. Многие из этих сказок были увековечены на бумаге, удостоившись литературной обработки русскими классиками. Такая судьба была у сказки «Конёк-Горбунок», которую писатель Пётр Ершов, по его словам, взял из уст народа, подвергнув лишь незначительной редактуре. Произведение примечательно тем, что сочетает в себе легкий и непринужденный сказочный тон с сатирой на крепостничество и духовенство. Неудивительно, что при царизме сказка неоднократно подвергалась цензуре, а в какой-то момент и вовсе была запрещена. Сам Александр Сергеевич Пушкин был высокого мнения о «Коньке-Горбунке» и, по мнению некоторых исследователей, оказывал Ершову содействие в написании.

Сказка-раскраска «Конёк-Горбунок» содержит иллюстрации Льва Эппле, который иронично, в духе первоисточника, переосмыслил и по-своему интерпретировал повествование. Для того чтобы визуально передать народный компонент этой истории, Эппле использовал стилистику лубка, его небрежность и шутливость. Некоторые иллюстрации размещены сразу на нескольких разворотах, изобилуя не сразу заметными комичными деталями. Раскрашивание по ходу прочтения способствует лучшему погружению в волшебный мир, который, наполняясь новыми красками, оживает прямо на глазах у читателя. Важно помнить: в сказочном мире возможно все, поэтому ни в коем случае не следует ограничивать себя в ярких красках.


Казимир Малевич. Раскраска

Фото-альбом: Малевич

Переходим от народного, простого искусства, к высоким материям. Пожалуй, Казимир Малевич ни для кого не нуждается в представлении. Опередивший время художник, олицетворение русского авангарда, основатель нового направления в живописи — все это о нем. Жизни Малевича, его творческим поискам, его революции в изобразительном искусстве и влиянии на потомков посвящены сотни книг, статей и подкастов, а также выпускается мерч на все случаи жизни. Но, пожалуй, определяющим моментом его биографии является серия супрематических работ, наиболее известная из которых, «Черный супрематический квадрат», без преувеличения разделила визуальное искусство на «до» и «после».

Двумя определяющими компонентами живописи Малевича того периода являются форма и цвет. И если формы в раскраске «Казимир Малевич» остаются первозданными, то цвета каждый волен выбирать сам. Неоднократно сам художник объяснял идею и принципы супрематизма через свои философские и эстетические воззрения. Взявшись за раскраску важно помнить следующее — форма не может быть законом для цвета, не имеет право главенствовать над ним в супрематическом пространстве. Закрасить контуры совершенных фигур Малевича — это лишь средство, а не цель. В бесконечности белого листа все фигуры равны, а вот цветам стоит уделить особое значение. Главное — заблаговременно придумать философское обоснование палитре раскрашенных страниц, после чего можно создавать свои собственные манифесты и выставки. Одним словом, «будь как Малевич», как гласит девиз данной раскраски.


Эль Лисицкий. Победа над солнцем. Раскраска

Фото-альбом: Лисицкий

Эль Лисицкий — еще один видный представитель супрематического течения, друг и продолжатель идей Малевича. В отличие от последнего, он был верен данному курсу до конца, существенно расширив его методики и сферу применения. Вопреки сложным и абстрактным идеям Малевича, Лисицкий безустанно нес идеалы супрематизма в массы, пытаясь внедрять их в самые разные сферы — от агитплакатов до проектов зданий. К сожалению, по разным причинам немногие проекты Лисицкого были претворены в жизнь. Но до нас дошли различные созданные им эскизы, проекты и макеты, сами по себе ставшие ценными музейными и выставочными экспонатами и публикациями.

Одной из таких работ художника являются эскизы костюмов ко второй постановке футуристической оперы «Победа над Солнцем», которой не суждено было состояться. Оформлением костюмов к первой постановке, прошедшей в 1913 году, занимался никто иной, как Казимир Малевич, тесно сотрудничавший над оперой с авторами-авангардистами. Стоит сказать, что в тот момент общественность была еще не готова к такой радикальной смене парадигмы в искусстве, в целом плохо приняв постановку, но в раннее советское время ситуация изменилась. Как раз Эль Лисицкий был одним из тех художников, кто активно внедрял идеи нового искусства в умы пролетариата. Спустя семь лет он взялся за проект повторной постановки «Победы над Солнцем», где вместо живых актеров должны были «играть» электромеханические марионетки. Эскизы их костюмов, которые были опубликованы в 1923 году, доступны для самостоятельного оформления в раскраске «Эль Лисицкий. Победа над солнцем». В версии автора наблюдается весьма вольное отношение к композиции и цветам эскизов Малевича. Вы можете повторить цветовые решения Лисицкого, либо приблизить их к оригинальному замыслу Казимира Севериновича. А можно пойти наперекор всем и предложить свое собственное видение внешнего облика «силуэтов», блеснув авангардистским хулиганством.

Обложка статьи: «Спортсмены». Казимир Малевич. 1931


Еще по теме:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: