Василий Корень: предтеча лубка

Более 300 лет назад в России жил художник, чье имя и творчество практически преданы забвению, но который внес весомый вклад в развитие народного искусства России. Статья посвящена биографии Василия Кореня, автора «Библии бедных» и человека, повлиявшего на неповторимый стиль русского лубка.

О биографии Василия Кореня до наших дней дошло мало достоверных сведений. Известно, что художник родился примерно в 1640 году в современной Беларуси, городе Дубровно Витебской области. В ходе Русско-польской войны 1654–1677 годов его родной город был осажден и разрушен, в результате чего еще молодой Василий Корень в 1661-м отправился жить в Россию. В 1671 году в Москве была создана Мещанская слобода — район, который был задуман для поселения выходцев из Речи Посполитой, преимущественно белорусов. Именно там в том же году, после нескольких лет скитаний по России, поселился Василий Корень.

План Мещанской слободы  

Ремеслом, которым он занимался, было гравирование по дереву. Гравюрой Корень начал заниматься уже в России, о чем свидетельствует тот факт, что его работы заметно отличались от украинской и белорусской традиций. И даже несмотря на принадлежность к русской школе гравирования, художественный стиль и техника исполнения гравюр Василия Кореня были крайне самобытны. По этой причине его творчество при жизни не пользовалось большим спросом и не могло конкурировать с более привычными гравюрами и ксилографией других московских мастеров. Вероятно, по этой причине, а также из-за сильного пожара в Мещанской слободе, произошедшего в 1688 году, до нашего времени не сохранились работы и рабочие принадлежности Василия Кореня того периода.

Несмотря на то, что художник, судя по сохранившимся сведениям, жил в Мещанской слободе как минимум до 1692 года в дальнейшем он был вынужден странствовать по разным городам с целью поиска заработка. Как раз в 1692-м, вероятно, еще находясь в Москве, и с 1695 по 1696 годы Василий Корень создавал труд всей своей жизни, благодаря которому он все же вошел в историю — гравированную Библию в картинках, известную сегодня как «Библия бедных».

Фото-альбом: Сотворение мира. Василий Корень, 1692–1696 гг.

Сотворение мира. Василий Корень, 1692–1696 гг.  

Смысл создания Библии Василия Кореня был в демонстрации неграмотным людям сюжетов Книги Бытия и Апокалипсиса. Уникальный стиль гравирования и росписи произведения, не имевший аналогов, находился на стыке влияний традиционного российского и западного религиозного искусства. Тогдашняя церковь восприняла подобную неканоничную визуальную интерпретацию Библии враждебно. По этой причине весь тираж книги, составивший 1 000 экземпляров, через несколько лет был изъят и сожжен. Единственная частично сохранившаяся до наших дней Библия Кореня сегодня хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

В чем же заключается историческая значимость Василия Кореня и его работы? Согласно гипотезе Антонины Сакович, исследовавшей биографию Кореня, его Библия могла оказать решающее влияние в развитии такого направления искусства, как русский лубок. Гравюры с «потешными листами» создавались в России и ранее, и их история уходит в европейскую традицию изготовления «народных» гравюр. Русский лубок не сразу обрел собственное лицо и узнаваемый вид. Совпадение ли, но как самодостаточное явление он был сформирован на стыке XVII и XVIII веков, как раз в период недолгого распространения Библии Кореня. Также, эпицентрами формирования лубка в России в то время считаются Москва и Поволжье. Как раз в Поволжье, судя по некоторым данным, Василий Корень закончил свою монументальную работу. Именно этим объясняется долгий перерыв в создании гравюр, с 1692 до 1695 год.

Снятие седьмой печати. Василий Корень, 1692–1696 гг.  

Нет железных доводов в пользу того, что Василий Корень был причастен к созданию лубочной картинки. Однако, есть основания полагать, что он был его предтечей, и узнаваемый стиль лубка сформировался в том числе благодаря Библии Кореня. Яркие и живые краски, простота и наивность образов, доступность для «широкой» аудитории — все это, в том числе под влиянием европейского лубка, у Кореня приобрело уникальный и узнаваемый вид.

Окончательно лубок в России сформировался в XVIII–XIX веках, и переоценить последующее его культурное влияние трудно. Сначала лубок был творческой отдушиной для простого люда, затем он институционализировался и стал предметом мануфактуры, а сегодня лубочную картинку можно считать «местом памяти» российской культуры. Кроме того, формат красочной сюжетной иллюстрации с сопроводительным текстом можно считать прародителем формы комиксов. Напрямую традиции лубка продолжают художники-представители наивного искусства. Вполне вероятно, что без Василия Кореня, художника бедного и непонятого большинством современников, всего этого могло не быть. 

Кот Казанской, ум Астраханской, разум Сибирской. Автор неизвестен, XVIII в.  

Еще по теме:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: