Бэтмен и другие герои Новосибирска

Один из главных недостатков советской типовой застройки — монотонность. Районы 1960–1980-х годов состояли из одинаковых домов. Даже при свободной компоновке, когда дома перестали располагать ровными строчками, достичь визуального разнообразия не удавалось. Архитекторы предлагали включать в новые районы высотные акценты: например, 16-этажные башни среди 10-этажных домов. Внедрению этих решений мешали технические проблемы. Строительные тресты и заводы не спешили переходить на новые серии домов повышенной этажности.


В 1990-е годы массовое панельное домостроение практически прекратилось. Основным строительным материалом для новых зданий стал кирпич. Здания с несущими стенами из кирпича имеют конструктивные ограничения по максимальной высоте. Обычно такие дома имеют не больше 7-8 этажей.

Самый высокий известный мне стеновой кирпичный дом Новосибирска расположен на ул. Горский микрорайон, 1 (2008). Если поедете в сторону Левого берега по Октябрьскому мосту, этот дом будет по правую руку от вас. Голубоватый массивный дом постепенно повышает этажность в сторону реки и завершается полукруглой кровлей с витражом. В этой части дома располагается одна из самых завидных квартир в Новосибирске — трёхуровневый пентхаус с видом на правый берег. Дом был спроектирован В. Федоскиной, Н. Палей и Д. Лизунковым и построен в 2008 году.

Фото-альбом: 1

Стены дома выполнены из кирпича. Там нет ни бетонных, ни стальных колонн. Эта конструктивная особенность накладывает технические ограничения. Все квартиры в нижней зоне меньшей площади, поскольку стены здесь достигают толщины 640 и 770 мм. Поднимаясь выше, несущие элементы постепенно становятся тоньше и доходят до 380 и даже 250 мм толщины. Это легко объяснить — все нагрузки передаются тут именно по стенам. Чем ниже расположена стена, тем большая нагрузка по ней передаётся — она воспринимает вес всех верхних этажей. Несмотря на конструктивные ограничения, здание имеет выраженный силуэт — ступенчатой композиции, постепенно раскрывающейся в сторону реки. Фасады здания облицованы кассетами нескольких оттенков и дополнены объёмами навесных балконов.

Фото-альбом: 2

В этом доме, как и в доме на проспекте Карла Маркса, 47/1, верхние квартиры могли быть оборудованы каминами. По крайней мере техническая возможность такой установки архитекторами закладывалась. Ещё один штрих к образу нового быта.

В максимальной своей части дом на Горском насчитывал более 16 этажей. Первым планку в 16 этажей до него установило здание, которое находится буквально в 400 метрах, — жилой дом на ул. Блюхера, 71б.

Это было одно из первых каркасных зданий на левом берегу. Проект изначально разрабатывался в мастерской Александра Петровича Долнакова, а позднее Игорем Викторовичем Поповским. До строительства Горского микрорайона это здание единолично возвышалось над окружающей пятиэтажной застройкой и замыкало перспективные виды примыкающих улиц. Каркас здания должны были собирать по типовой серии 1.020-1/87 — «Конструкции каркаса межвидового применения для многоэтажных общественных зданий, производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий», разработанной ещё в СССР для общественных и промышленных зданий. В процессе реализации от серийных решений отказались и перешли на монолитные конструкции.

Композиция дома на ул. Блюхера представляет собой ступенчатый объём, который венчают декоративные портики (2006, архитекторы: И. Поповский, М. Поповская, С. Траутвейн, А. Долнаков, А. Баранов, Е. Перепечина). Архитектор создавал образ, схожий с афинским Акрополем, возвышающимся на высокой скале. Центральная часть здания могла быть ещё выше, но 17-й этаж не согласовали пожарные — левобережные депо в то время ещё не были оснащены нужной техникой, а машина с правого берега не успела бы добраться на вызов. Всего через несколько лет проблема с пожарными потеряла свою актуальность: оборудование закупили и по всему городу активно стали строить 25-этажные дома.

Фото-альбом: 3

Дом на Блюхера — свидетель перехода на новые принципы конструкций. С середины 2000-х годов доля домов с несущим каркасом будет только расти. Применение стальных или бетонных колонн даёт возможности комфортно разместить коммерческие помещения в первых этажах жилых домов и создавать свободные планировки квартир, а это было важно, особенно для строительства в центре. Несущий каркас в таких зданиях состоит из вертикальных элементов — колонн — и горизонтальных — балок и плит перекрытия. Наружные и внутренние стены являются только заполнением каркаса.

Настоящий символ нового высотного строительства в Новосибирске появился в 2004 году в историческом центре — дом по ул. Коммунистической, 50. Он на долгое время закрепил за собой статус самого высокого здания города и даже получил своё народное имя — «Бэтмен». В отличие от дома на ул. Блюхера здесь был применён стальной каркас. Использование металлических конструкций позволяло не привязываться к стандартным серийными пролётам и размерам. Фотограф Слава Степанов в 2017 году в своём ЖЖ собрал подробную хронологию работы над проектом башни и нашёл эскизы, по которым видна трансформация пространственных идей здания. Именно в заметке «История одного дома: высотка “Бэтмен” в Новосибирске» за домом был окончательно закреплён образ тёмного рыца- ря, воспарившего над городом.

Фото-альбом: 4

Работа над проектом началась ещё в 1996 году. Вначале архитекторы Александр Юрьевич Баранов, Александр Петрович Долнаков и Игорь Викторович Поповский разрабатывали для этого участка варианты 9-этажного здания, позднее появилась концепция комплекса с 17-этажной ассиметричной башней. Неравномерные осадки фундамента при строительстве потребовали изменения в проекте. Башню сделали симметричной, она подросла до 21 этажа и получила своё узнаваемое завершение из двух ступенчатых объёмов. В проекте также принимали участие архитекторы Э. Сысолин, А. Крымко.

Итоговая высота башни — 87,9 м — сделала дом самым высоким зданием Новосибирска (до этого рекорд принадлежал гостинице «Новосибирск» — 74,1 м).

Применение металла для внутреннего каркаса несёт ряд конструктивных особенностей. Традиционные выступающие из стены балконы становится тяжело реализовать. Дело в том, что теплопроводность становится очень высокой — сильно отличается от кирпича или бетона. Такие открытые конструкции быстро бы промерзали. В здании «Бэтмена» нет традиционных балконов или лоджий, которые характерны для кирпичных или бетонных зданий. Здесь есть плоскости застеклённых поверхностей, за которыми скрываются балконы.

В качестве схожих примеров жилых зданий со стальным каркасом в центре Новосибирска можно привезти также дома по улицам Романова, 39 и Урицкого, 21. Эти здания построены примерно в один и тот же период, но разными архитекторами.

Жилой дом на ул. Романова имеет П-образную форму плана и обращён в сторону Центрального парка (2005, архитектор В. Бородкин). Здание выглядит массивно из-за нависающих в верхней части остеклённого объёма балконов. В нижней зоне балконы выполнены как наружные пристройки с частично открытым каркасом.

Фото-альбом: 5

Своим пластическим решением и композицией здание напоминает и другие постройки архитектора Владимира Васильевича Бородкина, о которых мы говорили в 4-й главе (жилой дом по ул. Максима Горького, 86).

Другой жилой дом со стальным каркасом был построен в 2008 году по проекту компании СИАСК, которая в своё время стала наследником Зонального института «Сибкурортпроект». Здание по ул. Урицкого, 21 знакомо многим новосибирцам — его «золотой» илл. 53 фасад хорошо просматривается с перекрёстка ул. Ленина (2008, архитектор М. Ельский). Также, как в доме на Романова, здесь есть акцент на угловое завершение, только уже не в форме гранёного эркера, а в виде цилиндра.

Фото-альбом:6

Все эти здания объединяют очень крупные квартиры. Внутри планировочной структуры большинство квартир имеет метраж 50–60 кв. м для однокомнатных квартир, а квартиры с 5–6 комнатами достигают площади в 300–350 кв. м.

Применение стального каркаса позволяло создавать большие квартиры со свободной планировкой. С одной стороны, это делает внутреннее пространство универсальным и адаптивным, с другой — свидетельствует об отходе от принципов адресности в проектировании жилья. Квартира становится обезличенным товаром, не связанным с конкретным человеком.

Строительство «квадратных метров» вместо адресного проектирования отчасти объясняется реакцией рынка на первый этап становления ипотечной системы кредитования в России в начале 2000-х годов.

Предполагалось, что внедрение ипотеки должно было сделать приобретение недвижимости доступным большему числу людей, но в начале 2000-х годов ситуация выглядела в точности наоборот. Первые ипотечные кредиты были доступны только самым состоятельным слоям населения, которые, взяв деньги у банка на покупку недвижимости, могли быстро расплатиться. Они воспринимали квартиры как удобное и безопасное вложение средств. Дефолты и инфляции могут съесть рубли, но квартиры-то останутся. Такой подход подстёгивал рост спроса и цен на самые дорогие и большие квартиры — их и стали быстро строить. Цены росли быстрее, чем проценты по ипотеке, — выгодным становилось брать кредит, быстро его закрывать и продавать квартиру за бо`льшую цену. Дома воспринимались не как место для жизни, а как вариант «вложения», а потому и требований к комфорту особых не предъявлялось.

После кризиса 2008 года произошли изменения в ипотечной системе. Государство озадачилось формированием спроса на жильё эконом-класса, и эпоха домов с квартирами по 250–300 м закончилась.

Немой свидетель кризиса — стоящий вплотную к фасаду «золотого» дома на Урицкого, 21 недострой. Бетонный каркас начали возводить ещё в 2000 году, с 2005-го из-за сложностей и нарушений стройку несколько раз приостанавливали. В какой-то момент была надежда на реконструкцию и завершение строительства за счёт модернизации решения. Только вот оказалось, что площадь застройки уже возведённого остова здания больше, чем площадь отведённого под строительство участка.

Проект снова встал на паузу. Предписания о сносе сомнительной конструкции в центре города выносились много раз. Пока бетонный каркас долгостроя продолжает стоять на месте — пример того, что не всё успели завершить в период, когда многое было возможно.

Описанные в этой главе примеры жилых домов со стальным каркасом сегодня выглядят как диковинки. Сталь использовалив основном из-за ограниченности бетонных серий каркаса. Стандартные 3- и 6-метровые шаги плохо подходили под жильё.

Однако с середины 2000-х годов в Новосибирске всё активнее стала внедряться технология монолитного домостроения. Её суть в том, что опалубка, которая задаёт форму будущих бетонных элементов, выставляется прямо на площадке — в тех габаритах, которые нужны для конкретного дома. Эта технология сильно преобразила вид новых жилых домов.

Другой немаловажный элемент формирования облика зданий — отделка фасада. О том, почему кирпич и штукатурка в какой-то момент уступили место керамограниту и другим плитным материалам, мы поговорим в следующей главе.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: