Почему «Кремль»?

На территории нашей страны огромное количество сохранившихся кремлей, но Московский Кремль всегда выделялся среди них. Кремль – не просто архитектурный ансамбль, это символ истории, культуры и силы русского народа; его стены видели и слышали все трагические и торжественные моменты становления российского государства. Он притягивает, словно магнит, вдохновляя на создание шедевров. Кремль нередко можно увидеть на холстах именитых художников. Константин Батынков – ключевой московский художник среднего поколения, один из основателей творческой группы «Митьки», автор десятков персональных и групповых выставок в ведущих музейных институциях в России и за рубежом – спустя сорок лет своей карьеры тоже наконец запечатлел на своих холстах всю привлекательность Кремля. 
Фото-альбом: 1

Почему «Кремль»? Наверное, время пришло. Всё остальное я уже нарисовал, и не раз. Я заметил, что за сорок лет, что я рисую, при этом живя в Москве, я ни разу не рисовал Кремль. За всё это время он мелькнул на моих работах максимум пару раз. Я даже помню эти работы. Я как-то интуитивно этого избегал, не отдавая себе отчёта. В чём причина, не знаю. Конечно, странно, скажем, живя в Париже и рисуя виды этого города, ни разу не изобразить Эйфелеву башню. Но вот сейчас, когда я всё ж таки попробовал нарисовать Кремль, то понял, что сделать это непросто. Кремль стоит на возвышенности у реки, перспектива «съедается» мостами. Со стороны манежа он выглядит довольно непрезентабельно с поздними пристройками. Да, есть парадный фасад с Москва-реки, с довольно низкой каменной стеной. Оказалось трудно его нарисовать, трудно найти точку, интересный ракурс.

Фото-альбом: 2

В Европе, где были свои кремли, они практически все разрушены. Их там не осталось. Они не вписывались в городскую среду. Тамошняя буржуазия видела в них символы власти, духовного центра, что определило их под снос. На месте кремлей появились лавки, трамвайные пути, много чего появилось.

Фото-альбом: 3

У нас это всё чудом сохранилось. Вся эта символика места, его традиционное наполнение и религиозное, и властное, и архитектурное сохранилось. До этого я об этом не думал, но в процессе рисования это как-то само собой открылось. Я отношусь ко всему этому безоценочно. Но так оно и есть. Рисовал я всё это практически по памяти и воображению, но оказалось, что знаешь Кремль с его видами почти досконально, на уровне интуиции. Интересно и то, что я не воспринимаю Кремль изнутри. Для меня Кремль — это всегда снаружи. Что там происходит внутри — тайна, мы этого не знаем. Это крепость посреди города, сакральное место. Там царь, там царь-колокол, царь-пушка. Может, поэтому было так сложно подойти к этой теме, здесь всякие шутки и формализм неуместны. Да и шутить не хотелось.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: