Работа с городскими холстами

Как архитектурное образование влияет на творчество? Почему академичность не мешает уличному искусству, а направляет его? Чем полезны ограничения от заказчиков, и как меняется отношение общества к стрит-арту, рассказал работник архитектурно-брендинговой компании DEVISION и уличный художник Андрей Давыдов (Снег).

Про псевдоним

Я рисую на улице под псевдонимом Андрей Снег. Почему Снег? Мне важно было отразить контекст, показать, что я художник из России. Если попробовать представить русский пейзаж, то он будет обязательно заснеженным. Кроме того, Снег — удобный творческий псевдоним для работы на улице.

Андрей Давыдов

Про опыт архитектора в стрит-арте

Архитектурное образование сформировало культуру. Я не трогаю памятники архитектуры или благородные камни, например, гранит и мрамор, потому что понимаю их ценность.

Рисунки появляются там, где архитектура недоработана. Такие пустые места я называю городскими холстами. Например, если на фасаде не хватает деталей — фактуры или материала, то уличные художники это видят и заполняют пустоту. Как в работе «Долбежка» для проекта «Морфология улиц». Композицией на переходе между корпусами Тюменского индустриального университета я стремился подчеркнуть парящую часть здания.

Долбежка. Работа выполнена в рамках проекта «Морфология улиц». Тюмень, ул. Мельникайте, 72, корп. 2

Парящий объект, парящая птица. Точнее — дятел, а метасмысл работы — чувство меры. Думаю, что многим знакома теория про 10 000 часов. Чтобы стать профессионалом в какой-либо сфере, вам нужно запастись терпением примерно на этот промежуток времени. Дятел прежде всего птица. А значит, кроме стучания в одну точку, эта птица еще может летать. Ей не стоит забывать про крылья.

Продуманное благоустройство, здания с детально проработанными фасадами не оставляют места для появления работ уличных художников. Поэтому чем выше уровень архитектуры, тем меньше холстов для граффити и паблик-артов.

Фото-альбом: Муравей

Муравей. Тюмень, ул. Республики, 92  


Есть здания, на которых не стоит рисовать. А есть такие, которые требуют этого. Самая знаковая для меня работа — «Муравей». Быстро возникла идея, так же быстро исполнил, однако жизнь его была короткая, — сразу замазали. Он был изображен на Муравейнике — так называется огромный жилой дом в центре Тюмени. Я нанес его на арку на потолке, чтобы показать сильное насекомое рабочего класса, на котором словно держится все здание.

Про собственные стереотипы

Я начинал с граффити и мне казалось, что это можно делать только по ночам. Постепенно, занимаясь творчеством, я пришел к пониманию, что рисование — это самое безобидное занятие, и не стоит прятать его от людей. Ночью рисовать перестал. Я не оскверняю здания и не порчу имущество, а заполняю пустоты, наделяю городскую среду новыми смыслами.

Я интегрирую свое творчество в те места городской среды, где считаю это уместным. Не стремлюсь занять пространство своим творческим псевдонимом, как это делают граффитчики. Ощущаю себя уличным художником в широком смысле. Свои работы называю композициями, потому что меня интересуют самые разные практики творческого самовыражения: рисунки, стикеры, арт-объекты. Моя основная и самая любимая практика — это рисование на улице.

Про отношение общества к уличному искусству

У многих уличное искусство ассоциируется с маргинальной культурой. Иногда во время работы ко мне подходят со словами: «Ну и мрачнуха». Я смотрю и не вижу ничего мрачного. К счастью, восприятие паблик-арта меняется. Многие радуются тому, что появляется что-то новое, красочное в привычном для них месте. Помогает и общение с художниками. Когда прохожий вступает в диалог с автором и понимает, что перед ним абсолютно адекватный человек, у него меняется отношение и к его деятельности.

К тому же я рисую только там, где это уместно. Если художник творит на нейтральной территории, где позволительно оставить рисунок, то все будут в плюсе. И автор реализуется, и местным жителям будет приятнее гулять по улице.

Ледяные опоры. Работа выполнена в рамках зимнего спецпроекта «Морфология улиц». Тюмень, мост по ул. Республики в створе ул. Пермякова

Холодные снаружи, горячие внутри. Работа «Ледяные опоры» символизирует сибирский характер: суровый, но гостеприимный. Идентичность тюменцев держится на образе заснеженной и суровой зимы, которая формирует сибирский стержень.

Отношение к стрит-арту меняется. Я понял это во время грантового конкурса «Цех», когда создавал выставку в гаражном кооперативе «АВАНГАРД». Люди ехали через весь город специально, чтобы приобщиться к уличному искусству. Мое творчество помогло оживить среду, которую воспринимали маргинальной. Прошло несколько лет, а выставка до сих пор вызывает интерес, остается предметом исследования.

Фото-альбом: Цех

Гаражная выставка уличного искусства «Сугроб № 5: искажения реальности». Проект реализован в рамках городского конкурса творческих проектов «Цех». Тюмень, гаражный кооператив «АВАНГАРД»  


Каждый человек видит свою реальность, потому что смотрит на мир через призму своего жизненного опыта, моральных установок и убеждений. Гаражная выставка состоит из двух частей: визуальной ковровой дорожки на заборе кооператива и пяти арт-объектов, расположенных в гараже № 121.

Про пересечение архитектуры и рисования

Архитектура в университете и рисование в художественной школе сформировали системный подход к работе. Как при разработке проекта дома: начинаешь с анализа места, ограничений, затем переходишь к этажности, квартирографии и планировкам. Так и в рисунке — идешь от общего к частному. Сначала намечаешь общие границы композиции, потом раскидываешь большие формы в этом пятне, углубляешься в детали. Так что к творчеству у меня теперь проектный подход.

С семи до пятнадцати лет я учился в художке. Обучение там сформировало у меня скорее не навык рисования, а общее художественное мировоззрение. Такие понятия, как цвет, тень, свет, форма, графика, линия, композиция, стали призмой, через которую я смотрю на мир.

В своей художественной практике мне всегда нравилось вычленять тонкие, но очень простые идеи, порой граничащие с бредом. Направив на них пристальное внимание, можно разглядеть очень содержательную и правдоподобную, но где-то намеренно искаженную интерпретацию явления.

Комичное созвучие образов, забавная параллель, игра слов или простая ирония, и все это в серьезной обертке — один из моих основных подходов к исследованию мира и диалога с действительностью. Любая художественная практика имеет много общего с юмором — это искажение существующих смыслов и образов, вызывающее реакцию. Поэтому юмор — очень важная и неотъемлемая часть творчества.

Сугроб № 3: музыкальный плакат. Плакат 077, серия № 8 «Бренд»

Про ограничения в работе и творчестве

С университета я запомнил: самое трудное — сделать «что угодно в чистом поле». Нужны ограничения, указывающие направление к решению задачи.

Например, при работе над проектом мы с командой учитываем множество технических моментов: ширину пролетов, расположение пилонов, размеры вентшахт. Я должен держать все это в голове, чтобы найти оптимальные планировочные решения.

В DEVISION я реализую свой творческий потенциал как архитектор. У офисной работы много плюсов. Первый — дисциплина. Она важна в любой деятельности, даже в стрит-арте. Работа над муралом на стене — это многодневный методический труд по восемь и более часов. Второй плюс — концентрация в одном месте большого количества специалистов, которые помогут решить любой вопрос.

Работа над девелоперским проектом — это постоянная коммуникация, а рисование на улице помогает отдохнуть от общения и переключиться, побыть наедине с собой.  Благодаря работе архитектором и стрит-арту мне удается соблюдать баланс.

ДТП — добро, тепло, поддержка. Работа выполнена в рамках проекта «Морфология улиц». Тюмень, ул. Холодильная, 65

Когда смотришь на работу «ДТП — добро, тепло, поддержка», в голове нарастают раскаты столкновения трех машин — звуки аварии. Дело в том, что мы все постоянно работаем, как машины, а порой встречаем интересных людей. И важно поддерживать друг друга, делиться теплом не только в моменты, когда происходят аварии, и все вокруг начинает постепенно разваливаться. Постоянная поддержка необходима и должна быть частью нашего языка.

Уличное рисование — это сформировавшаяся культура, в которой действуют свои нормы взаимодействия со средой. Есть темы, на которые делать работы как будто бы моветон, есть табуированные, а есть те, которые мне, как художнику, неинтересны.

Своими работами мы можем повлиять на отношение общества к уличному искусству. Считаю, что каждый художник должен отдавать себе отчет в том, что он несет в массы, осознавать цели. Тогда городская среда наполнится новыми смыслами, и стрит-арт перестанут воспринимать как нечто мрачное и маргинальное.

Обложка статьи: Андрей Давыдов

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: