Особый подход

Архитектор может быть автором удивительных форм и геометрических объемов, талантливым организатором функциональных и эргономичных пространств, но, пожалуй, самая важная роль зодчего в том, чтобы созданное им пространство гармоничным образом взаимодействовало с человеком, обеспечивая максимальный комфорт. Именно поэтому отдельное внимание при строительстве жилых и общественных пространств стоит уделять внедрению технологий и идей, которые упростят жизнь людям, ограниченным в физических возможностях. В этом есть важная социальная роль практикующих архитекторов, считает Александр Балабин, генеральный директор компании «Северин Проект», с которым TATLIN поговорил о том, как создать универсальные гуманные пространства для каждого человека.

— Александр, совсем недавно компания «Северин Проект» приняла участие в строительстве дома для пожилых в поселке Малаховка. При подготовке этого проекта вы наверняка анализировали уровень комфорта городской среды и построек для тех, кто ограничен в физических возможностях. Что вы увидели?

— Начнем с того, что когда мы говорим о людях с ограниченными возможностями, мы говорим не только о стариках и инвалидах, речь идет и о беременных женщинах и о женщинах с колясками, детях, о тех, кто по какой-то причине временно не может быть мобилен. То есть по сути это может коснуться каждого. К сожалению, нельзя сказать, что в России качество развития общедоступной среды находится на высоком уровне. Эта ситуация касается и городских пространств, и общественных зон, и специальных социальных объектов, к которым относятся и дома для проживания. Приступая к работе над проектом мы подробно изучили российский опыт по строительству объектов для пожилых. Выяснилось, что ниша качественных объектов такого типа практически пуста. Существующие постройки представляют собой, как правило, очень грустные пространства, как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения необходимого технологического оснащения.

Дом-интернат общего типа с психоневрологическим отделением в поселке Малаховка

— Приходилось ли вам изучать иностранный опыт?

— Да, мы изучили проекты, расположенные во Франции, Англии и в других странах. Конечно, там ситуация заметно отличается в лучшую сторону, особенно это касается технологической составляющей и качества организованной доступной среды. Очень сильно на нас повлияла поездка в Израиль, где реализованы многочисленные типы таких социальных объектов, от люксовых до религиозно-общинных. Все они организованы по разным принципам, для разных категорий граждан, но с одной базовой задачей — сделать качество жизни своих граждан лучше. В каждом из них сочетается высокий уровень технологической составляющей, эргономичность и грамотно организованное пространство. В частности, в некоторых пространствах организованы многофункциональные зоны, которые позволяют эффективно использовать площади. Например, одно помещение может функционировать и как компьютерный класс и как бомбоубежище.

— Существуют ли какие-то общепринятые международные принципы компоновки учреждений для пожилых?

— Современная структура предполагает сочетание нескольких модулей, объединенных общим управлением. Как правило, это 4 модуля: квартиры или таунхаусы для независимого проживания резидентов, квартиры-студии с полным обслуживанием, стационарное отделение для людей с частичной и, наконец, отделение для тех резидентов, кто совершенно не может обходиться без чужой помощи. В российской реальности в первую очередь востребованы те модули, которые ориентированы на обеспечение качественной жизни людей с частичной и серьезной степенью зависимости.

В зоне ожидания в фойе мебель расставлена таким образом, чтобы посетитель смог подъехать к столикам на коляске

В некоторых случаях ресепшн должен быть огорожен стеклом

— Понятно, что мы говорим о нестандартных строительных объектах, но все же на какие особенности в работе над такими проектами стоит обратить особое внимание?

— Важно учитывать, что для каждого резидента нужно спроектировать личное пространство, которое, кстати, возможно и в многоместной комнате. Кроме того, для маломобильных граждан часть предметов обычного жизненного обихода теряют значение — их заменяют другие. Когда мы делали первичные проработки по функциональному зонированию объекта и расстановке мебели, мы разместили множество разных «необходимых», как мы думали, элементов: кресла, журнальные столы, стулья, платяные шкафы, книжные полки и пр. Но после обсуждения этих вариантов с нашими профильными консультантами, мебели осталось совсем немного. Чтобы качественно проектировать для людей с ограниченными возможностями нужно хорошо изучить реальные потребности маломобильных граждан. И об этом не написано ни в нормах, ни в ГОСТах. Там, безусловно, есть полезная информация, но все же ее недостаточно.

Все надписи должны быть выполнены крупным шрифтом и дублироваться на азбуке Брайля

— Какие технологии и решения нужно использовать при формировании пространства?

— К обязательным условиям гуманной среды относятся наличие пандусов, отсутствие порогов, установка дополнительных поручней на удобной высоте. Причем если говорить о городской среде в целом, то вопрос доступности можно решить, в том числе, нетривиальным образом, как, например, это было сделано в Германии. В Берлине в Музее Боде создана механическая система, пандус прячется внутри лестницы, не искажая на архитектурный облик здания. Отличный пример качественной доступной среды.

Отдельные технологии актуальны для тех, кто не может передвигаться самостоятельно, в частности, кровати маломобильных резидентов должны быть оснащены «вертикализаторами». Совсем иначе нужно подходить к проектированию санузлов: дверные проемы должны быть широкими, душевые кабины не нужны, их лучше заменить на гладкий пол с водостоком, вся сантехника должна быть расположена на удобной высоте, на стенах нужно разместить необходимое количество поручней.

Картины на стене в качестве дополнительной системы ориентирования

— А есть ли какие-то требования к организации общественных зон?

— Конечно. Например, коридор. Есть разные мнения, ряд экспертов считает, что коридор должен быть извилистым, так как это позитивно воздействует на психику резидентов. По моему мнению, коридор должен быть прямой, не превышать 25 метров, с хорошим естественным освещением. Помимо этого, хорошо, когда коридоры визуально доступны для дежурной медсестры. Разрабатывая интерьеры нужно учитывать особенности высоты мебели. Особого внимания заслуживает колористика, подходящим вариантом станет сдержанная и мягкая цветовая гамма. При этом в дизайн интерьера можно дополнять яркими цветовыми пятнами, которые будут выполнять функцию дополнительной системы ориентирования. В нашем проекте картины, которыми оформлены стены проекта, помогают резидентами скорее найти свою комнату. Все надписи в общественных зонах следует оформлять с учетом потребностей людей с дефектами зрения и дублировать шрифтом Брайля.

Фактически, к реализации каждого нового строительного проекта нужно подходить с точки зрения формирования гуманной дружелюбной среды. Важная функция архитектуры и дизайна в том, чтобы повысить комфорт человека. 

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: