Основы создания архитектурных фантазий

Яков Чернихов — советский архитектор, художник, график, живописец и теоретик. Всю свою жизнь Чернихов преподавал различные графические дисциплины — начертательная геометрия, рисунок, черчение. Он также разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыкам графического мастерства. Чернихов до сих пор является тем, кого знаменитые современные архитекторы называют своим вдохновителем и заочным учителем. Его работы являются ярким примером авангарда в архитектуре и искусстве, напоминая современную компьютерную графику. TATLIN выпускает набор открыток с композициями, представленными в издании Якова Чернихова «Архитектурные фантазии. 101 композиция», которому уже почти 100 лет. В поддержку мы публикуем предисловие к этому изданию, написанное самим мастером.

В разные периоды существования зодчества появлялась потребность отображать некоторые его замыслы в виде архитектурных фантазий. Эти фантазии, некоторым образом, отличались от обычных архитектурных приемов своими отступлениями принятых выражений как композиционного, так и технического свойства. При фиксировании своих архитектурных фантазий зодчий позволял себе вводить некоторые новшества и композиционные вольности. Не стесняя себя никакими предшествовавшими условностями, архитектор при графировании имел возможность показать новые, более совершенные средства, помощью которых можно полнее и пространнее выявить богатство наших представлений и замыслов.

Путем исканий и ряда экспериментов мы получаем все данные для подхода вплотную к разрешению вопросов, занимающих мозг архитектора. Весьма вероятно, что часть исполненных архитектурных композиций из цикла фантастики не будет воспринята некоторыми зодчими в силу их непонятных, на первый взгляд, особенностей. Это ни в коем случае не может служить причиной изъятия из опыта того или иного случая уже зафиксированных архитектурных фантазий.

Фото-альбом: 1


Вся проделанная работа по «архитектурным фантазиям» распределяется на ряд обособленных этапов:

а) от чисто-линеарных построений до объемно-монолитных;
б) от простейших фасадных перспектив до объемно-плановых аксонометрий;
б) от простейших фасадных перспектив до объемно-плановых аксонометрий;
в) от наиупрощеннейших форм до самых сложных — витиеватых;
г) цветовая иллюминовка, как и техническое воспроизведение в каждом, примерно, случае преследовала какую-нибудь новую задачу или дополнение к последней;
д) композиционные приемы варьировались по мере возможности внедрения новых комбинаций;
е) тональность композиций, фоновая обработка, выразительность переднего или заднего плана были использованы для достижения искомых результатов;
ж) в некоторых архитектурных фантазиях введены явно-надуманные комбинации составляющих, композиционные измышления и иллюзорные построения с целью наибольшего обогащения проделываемой работы.

Все вместе взятое позволило представить решение организации пространства в некотором более рельефном и наглядном виде.

Фото-альбом: 2


Первоосновой создания архитектурных фантазий являлось желание представить, путем различных изобразительных композиционных и технических средств, все те представления, которые могут зародиться в голове зодчего. То обстоятельство, что некоторые фантазии не имеют никакой, так называемой, материальной оправданности, говорит за то, что в процессе исканий и исследований появлялась настоятельная потребность выявить их лишь указанным выше путем. Ценность композиций этого порядка измеряется теми «внутренними» качествами и особенностями архитектурного построения, которыми каждое из них обладает. Вследствие новизны полученного отображения и стремления к полному анализу вновь вырешенного произведения — можно допустить появление указанных композиций. Их следует выполнять хотя бы с целью показа совершенства некоторых явлений в новых этапах архитектуры. Кроме того, эти явления заключают в себе передачу величественности сооружения, ритм масс и ее обработки, монолитность, динамику, гармонию форм и краски, конструктивную спаянность и другие архитектурные свойства.

Фото-альбом: 3


Второй основой создания архитектурных фантазий послужило желание передать наши представления вне зависимости от всех существующих установок, приемов и подходов, то есть создать такие построения, которые говорили бы в полной мощи о поставленной проблеме, но не были бы связаны требованием их обязательной непосредственной утилитарной пригодности. Невольно возникал общий вопрос: неужели нельзя попытаться отобразить такие замыслы своего воображения, которые были бы интересны сами по себе и не были бы связаны какими-то жесткими условиями? Разве не следует попытаться показать все то, что зарождается в мозгу зодчего, и вообще выявить сокровенные желания этого зодчего? Пусть подобная работа ограничится только изобразительным путем и не будет иметь дальнейшего своего непосредственного приложения и утилизации, — разве само появление ее на бумаге не вызовет каких-то новых переживаний не только у самого композитора, но и у всякого созерцающего подобное произведение. Разве можно допустить, чтобы изобретательская творческая деятельность зодчего не была бы показана своеобразным путем, а ограничивала бы свой путь лишь головной работой? Все указанные моменты говорят за то, что желание архитектора как-то показать в том или ином своем изъяснении архитектурные фантазии должно иметь место в практике зодчего. Это слишком интересный и ценный этап работы архитектора, — он должен найти себе полное сочувствие в рядах всех тех, кому близки интересы зодчества.

Фото-альбом: 4


Третьей основой архитектурных фантазий следует признать их несомненную полезность как для самого зодчего, создающего таковые, так и для всех тех, кто пользуется ими. Не может быть, чтобы представленный материал не имел своих положительных сторон. Архитектурные фантазии показывают новые композиционные процессы, новые приемы отображений, воспитывают чувство формы и цвета, тренируют воображение, возбуждают творческие импульсы, влекут к новым творениям и представлениям, помогают найти решение новых замыслов и т. д.

Фото-альбом: 5


Помощью средств образного выражения, представленных в архитектурных фантазиях, мы имеем возможность приложить таковые к непосредственному использованию их в нашу утилитарную практику и, тем самым, совершенствовать последнюю. Кроме того, как один из методических приемов, архитектурные фантазии следует использовать в учебной практике начинающих зодчих. Таким образом все изложенное убеждает в том, что положительная сторона архитектурных фантазий полезна, многоразлична и велика, и это обстоятельство позволяет говорить о внимательнейшем и осторожном отношении к подобному этапу творчества зодчего.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: